Специальная военная операция. Часть 3
Со времени выхода последней статьи (в апреле) ситуация на фронтах кардинально не изменилась. О каком-то «переломе», наверное, говорить еще рано. Солдаты ВСУ, по-прежнему, оказывают серьезное сопротивление. Хотя поводы для осторожного оптимизма всё же имеются. Так, в мае предсказуемо пал Мариуполь: развеян миф о «спартанцах» на Азовстали. Сейчас история, по сути, повторяется в Северодонецке – город, провозглашенный административным центром Луганской области (под контролем Украины), в целом, взят. ВСУ удерживают часть промышленной зоны – завод «Азот». Однако, в отличие от Мариуполя, здесь нет полного окружения – от соседнего Лисичанска Северодонецк отделен рекой, через которую по бродам возможен подход подкреплений. Тем не менее, на днях сформировался первый «котел» в ЛНР, в который попала группировка ВСУ в районе Горского-Золотого (к югу от Лисичанска).
На данный момент под контролем ВСУ остается 2-3% территории ЛНР.
В ДНР обстановка куда серьезней. И, в конечном счете, именно здесь будет решаться исход битвы за Донбасс, а значит, и всей военной операции на Украине.
В последние недели заметно участились артиллерийские обстрелы ВСУ Донецка и других городов ДНР, как и случаи гибели мирных жителей.
Ранее Путин заявлял, что укрепрайоны, из которых ведутся эти обстрелы (прежде всего, Авдеевка), штурмовать «в лоб» нецелесообразно. И потребуется время для захода в тыл ВСУ.
Что собой представляют эти укрепрайоны, сейчас не совсем ясно, известно лишь, что ни артиллерия, ни авиация не в состоянии подавить эти огневые точки. Говорят, что это некие бетонные блиндажи, выстроенные по стандартам НАТО. Но рано или поздно эти укрепления падут, и тогда станет понятно, почему их так трудно было взять.
В последние дни поступают сообщения (блогер Б.Рожин), что передовые позиции наших войск находятся в 5 км от Артемовска (Бахмут). Его взятие открыло бы путь с востока в направлении на Краматорск и Славянск.
Славянск имеет существенное значение (прежде всего, как символ) – с него в апреле 2014 года началась военная фаза противостояния на Украине. Известно, что в этом городе и его окрестностях сосредоточена мощная группировка ВСУ (говорят, ее численность может достигать 70 тыс. чел.!).
Наступление на Славянск с севера, - после взятия в конце мая Лимана, - в последние недели затормозилось. Непонятен также статус Святогорска, который ранее объявлялся занятым, однако, возможно, часть города остается под контролем ВСУ.
В последнее время наблюдается некоторая активизация действий ВС РФ в направлении Харькова – так, наши войска вернули под свой контроль несколько населенных пунктов, которые были оставлены в апреле-мае (в ходе широко разрекламированного контрнаступления ВСУ). Но, очевидно, что в ближайшее время окружение или, тем более, штурм Харькова не представляется возможным.
В направлении Херсона ВСУ время от времени предпринимают попытки прорыва, чтобы выбить наши войска с правого берега Днепра. На Одесском направлении сообщается также о нападениях на о. Змеиный в Черном море, где в наст. время проводятся фортификационные работы.
В целом, характер СВО за последние месяцы не изменился – по-прежнему, довольно медленное продвижение войск РФ и ЛДНР, что обусловлено сопротивлением противника и необходимостью сбережения жизней личного состава и мирного населения. Что будет дальше? После II этапа СВО? Это зависит от исхода битвы за Донбасс, которая, скорее всего, не завершится за лето, если, конечно, не случится чудо (Украина выведет войска с Донбасса, и/или стороны подпишут мирный договор).
Что касается вопроса об интеграции юга Украины с Россией, 25 мая президент подписал указ об упрощении получения гражданства жителями Херсонской и Запорожской областей, как это ранее в 2019 году было сделано в отношении республик Донбасса. Сообщается, что в Херсонской области с 1 сентября учебные заведения переводятся на российские стандарты образования, и начата подготовка референдума о вхождении в состав РФ, запланированного на осень этого года. Посмотрим, как будут развиваться события. Надеюсь, что позиция российского руководства уже вполне определилась. И что эти области не станут предметом торга на переговорах, которые украинская сторона анонсировала на август…
Итак, по истечении 4 месяцев боев конфликт на Украине принимает затяжной характер, что признается и официальными лицами (например, Д. Песков), и командирами отдельных подразделений (так, Ходаковский недавно говорил, что «история будет долгой», и призывал российское общество к терпению).
Что касается настроений в обществе, оно уже, кажется, смирилось с тем, что происходящее на Украине – это «всерьез и надолго». Многие живут, как ни в чем не бывало, своей обычной жизнью. Благо, что политика руководства страны этому способствует, как и ограниченный характер СВО, в которой задействован сравнительно небольшой воинский контингент.
События на Украине в сознании людей начинают восприниматься как нечто привычное (ранее, то же самое наблюдалось во время военных действий на Кавказе).
И на этом фоне, как «глас, вопиющий в пустыне», звучит обращение к президенту военкора Г. Дубового о том, что «спецоперация давно переросла в полномасштабную войну», которую «ведет против России коллективный Запад». В этом обращении есть и такие слова: «Многие россияне воспринимают происходящее, как нечто далекое и напрямую их не касающееся… Прошу Вас… издать указ, обязывающий все федеральные телеканалы… показывать всё случившееся – смерти, разорванные трупы, увечья, боль и ужас выживших».
Человека, который видит своими глазами все ужасы войны, можно понять: это обращение – крик его истерзанной души. Но вряд ли подобные меры подействуют на рядовых обывателей, к тому же, руководство страны явно оберегает их покой. И, конечно, мобилизации, к которой призывают некоторые военные эксперты, в том числе И. Стрелков, не будет объявлено.
Всё это, однако, не умаляет значения СВО.
Без преувеличения можно сказать - то, что сейчас происходит, соизмеримо с событиями 1917-20 гг., - это новая «российская революция», что потрясла западный мир, который пошел на открытое противостояние с нашей страной. Хотя сейчас это не прямая военная интервенция, как было в годы гражданской войны, однако посредством Украины «коллективный Запад» действительно ведет войну с Россией. И от исхода этой борьбы зависит, каким будет новый мировой порядок.
Впрочем, уже сейчас очевидно, что постепенно обновляются полюсы силы – Восток медленно, но верно возрождается, чтобы противостоять Западу на очередном витке «холодной войны». История повторяется…
P.S. По состоянию на утро 24 июня поступают сведения о взятии Золотого, а также о приказе ВСУ об отходе из Северодонецка. Продолжаем следить за ходом событий…
Подписывайтесь на автора и узнавайте о новых книгах:
https://www.litres.ru/author/vasiliy-arsenev-23382374/
Свидетельство о публикации №222062400706