Нестандартная мамаша

НЕСТАНДАРТНАЯ МАМАША (из цикла «Наша жизнь»)

Моему сыну было лет тринадцать, когда я обнаружила, что он курит. Это получилось совершенно случайно. Я перевешивала его куртку на другую вешалку. Рука скользнула по карману, в котором лежало что-то прямоугольное. Я даже и не особенно заинтересовалась тем, что это такое. И уж, тем более, упаси Боже, не полезла в карман проверять. Просто отметила чисто автоматически. И в шутку сказала:

- Что это у тебя такое в кармане? По очертаниям похоже на пачку сигарет!

Мой тринадцатилетний ребенок, сидящий за компьютером, даже не повернул голову. Просто спокойно ответил:

- Так это и есть пачка сигарет!

Я слегка обалдела от такой наглости. Постояла немного рядом с курткой, соображая, как мне на это реагировать. Разум подсказывал, что отреагировать все-таки как-то надо. Парню всего тринадцать!.. Но что я должна сделать?.. Разораться?.. Закатить скандал?.. Заставить съесть эту пачку?.. Или всю ее выкурить, чтобы плохо стало?.. Вроде бы, никак не отреагировать на это, промолчать совсем нельзя. Надо ведь в таком случае проводить воспитательную работу с подрастающим поколением, - разве не так?..

Но, во-первых, истерики и крики – это как-то не мой конек. Мы с сыном привыкли обсуждать все возникающие проблемы разумно и объективно. А потом, ну, и чего я добьюсь, в конечном итоге, своими криками и угрозами?.. Сейчас он спокойно признался мне, что это – пачка сигарет, именно потому, что у нас с ним нормальные доверительные отношения. Он просто не привык к тому, что от меня нужно что-то скрывать, таиться, прятаться. А если я разорусь, устрою скандал, истерику, буду угрожать, запугивать, - ну, и чего я добьюсь всем этим?.. Он не находится под моим надзором круглосуточно. И если он захочет курить, пить, принимать наркотики, - да что угодно!.. – он все равно будет это делать. Просто он будет это делать тайком. И я до последнего не узнаю об этом, - пока не станет уже слишком поздно.

- Не знала, что ты куришь, - задумчиво проговорила я.

Этот мелкий засранец даже не шелохнулся, даже голову от компьютера не поднял, преспокойно продолжая играть.

- Так я давно курю!.. – заявил он.

Здрасьте - приехали!.. Оказывается, он давно уже курит!.. Замечательно!.. И я узнаю об этом, разумеется, последней!..

Прикол ситуации был в том, что на тот момент мы жили весьма небогато, и у Сашки вообще не было карманных денег как таковых. Нет, разумеется, всегда можно сэкономить на проезде или на обедах, но уж не настолько много, чтобы «давно уже курить»!..

Так, думай!.. Как нормальная родительница, которой небезразличен собственный ребенок, - а он был мне не безразличен!.. – ты должна как-то адекватно отреагировать на это, как-то вырулить ситуацию, как-то донести до слишком рано взрослеющего чада, что этого делать не стоит, что это вредно, плохо!.. Но только вот как?..

- А я-то думала, что ты у меня без вредных привычек! – в раздумье проговорила я.

- Нет, с вредными привычками! – по-прежнему спокойно возразил Сашка.

Больше всего меня прикалывало в данной ситуации, что он по-прежнему сидел, уткнувшись в компьютер. Ну, просто потрясающее самообладание!.. Бедная мамашка тут не представляет, как правильно разрулить ситуацию, а ему хоть бы хны!..

Даже интересно, - это он у меня стал таким наглым и осознанно бросает мне вызов, - или же он просто реально не видит в своем поведении ничего особенного и поэтому не считает нужным как-то прятаться или смущаться?..

Я постояла еще немного и выдала:

- Слушай, а у меня как раз сигареты закончились! Может, угостишь?..

- Да, конечно, бери! – радостно предложил мне ребенок.

Я достала пачку. «Винстон». Подороже будут, чем те, которые я сама покупаю!..

- Хорошие сигареты куришь! – отметила я.

- Ага!..

Я еще немного постояла в раздумье над пачкой.

- Слушай, а может, вместе пойдем покурим? – предложила я. – А то одной скучно!

Ребенок оторвался, наконец, от компьютера и повернулся ко мне. На его лице впервые появилось нечто, похожее на недоумение.

- Вместе?.. – с сомнением протянул он.

- Конечно! – кивнула я. – Раз уж ты все равно куришь, так чего уж тут!..

Сашка нерешительно встал, подошел ко мне, взял сигарету. Уж не знаю, решил ли он, наконец, смутиться из-за недопустимости своего поведения, - или же это моя странная реакция на него так подействовала. Но теперь он выглядел уже немного ошарашенным.

Мы с ним вышли на балкон. У нас четвертый этаж, поэтому, если шибко не перелезать за перила, видно нас особенно не было. Тем не менее, было заметно, что моему Александру некомфортно. Он то и дело норовил присесть и скрыться за перегородкой балкона. Я вела себя так, словно не замечаю этого, словно между нами не происходит ровным счетом ничего противоестественного.

Через несколько часов, ближе к вечеру, я снова стрельнула у него сигаретку и опять невзначай предложила составить мне компанию. Саша отказался, - под предлогом того, что он, якобы, еще не хочет.

Ну, и ладно, - было бы предложено!..

В последующие дни мы с ним эту тему больше не поднимали. Хотя меня, разумеется, очень тревожил этот вопрос. Несмотря на то, что сама я никак не могу избавиться от этой дурацкой зависимости, мне, разумеется, вовсе не хотелось бы, чтобы Саша тоже на это подсел. Во-первых, в этом вообще не было ничего хорошего. А во-вторых, ему же было еще всего тринадцать!.. И мне очень хотелось бы, чтобы он хоть немного повременил с вредными привычками!

Я не хотела давить на него и запрещать, прекрасно понимая, что это бесполезно. Если он захочет курить, то будет это делать, и я никак не смогу ему помешать. Помню, какие только доводы не приводила в свое время мама моему брату: от вреда здоровью до категорического утверждения, что ни одна нормальная женщина не станет с ним жить!.. Но все было бесполезно…

Примерно через неделю Саша подошел ко мне и с гордым видом сказал, что завязал. Я не была уверена, что он это серьезно, но, тем не менее, очень порадовалась, понадеявшись на то, что он сдержит свое слово.

С тех пор прошло десять лет. Как это ни удивительно, но он не курит. Вообще. Даже за компанию, например.

Ну, и слава Богу!..

Получается, что вот таким нестандартным поведением, такой странной реакцией на найденную пачку сигарет, я отучила ребенка от вредной привычки.

Разве я не молодец?..


Рецензии