Элита

    В природе нет равенства. Люди не рождаются одинаковыми. Очень Ж.-Ж. Руссо, да вся его компания, ошибались, провозглашая идею Свободы, Равенства, Братства. Это была, скорее, идея самоценности всего живого. Каждый хорош сам по себе и в себе. Каждый хочет быть не хуже другого. В борьбе за равенство и состоит идея прогресса человечества. Низшим хотелось быть равными с высшими, а равным - выше других. Так родилась идея элитарности.
Как и всякая идея-  двусторонняя. Стремиться ввысь и вперёд - значит не стоять на месте, двигаться, развиваться, покорять новые рубежи. Есть элитные сорта пшеницы, винограда, вина и так далее.  А на человеческой почве всё сложнее. Желание быть лучше других вызывает у одних чувство превосходства, у других задевает комплекс неполноценности. Чтобы вырастить элиту в культуре, политике, спорте, мало создать школы с уклоном на особое образование и аристократическое воспитание. И в Царскосельском Лицее половина были ученики обыкновенные. Процент талантов и посредственности примерно равен и в обычной школе, и в лицее, и в любом другом закрытом или полузакрытом учебном заведении. Трудно сказать, что из человека получится, когда он вырастет. Воспитание можно привить, талант развить, но он не появится оттого, что мальчик или девочка учатся в лицее или пансионе благородных девиц. И всё-таки, где лучше условия, там лучше и результат. Стал бы Пушкин Пушкиным без Лицея, его среды и обстановки? Сам по себе аттестат с печатью лицея, кадетского, корпуса Высшей экономической школы - ещё не признаки элиты. Здесь нужно соблюдать тонкую грань, что в жизни никогда неосуществимо. Часто бывает так, что выпускник элитного заведения ни в чём не превосходит ученика нормальной школы, но выдвигается на более высокое место в социальной иерархии.
Так нужны ли элитные школы? Да. Отбор необходим. Он есть в естественной природе. Должен быть и в человеческом обществе. Сомнение только в том, не приведёт ли это к неравенству, а оно, как известно, основа социальной напряжённости. Вот тут и приложим принцип энциклопедистов о Свободе, Равенстве и Братстве как основе гуманности и  разумного существования.


Рецензии