115 лет со Дня Рождения А. Тарковского
«Загородил полнеба гений,
Не по тебе его ступени,
Но даже под его стопой
Ты должен стать самим собой.
Найдешь и у пророка слово,
Но слово лучше у немого,
И ярче краска у слепца,
Когда отыскан угол зренья
И ты при вспышке озаренья
Собой угадан до конца.»
(Арсений Тарковский «Стань самим собой»)
Когда слышишь фамилию «Тарковский», прежде всего представляешь гениального кинорежиссера и его фильмы: «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение», картины, которые можно узнать с первого кадра. Мир Андрея Тарковского был соткан из снов, ночных грёз и кошмаров. Из них складывались замыслы кинофильмов.
«Тарковский самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что ему объяснять? – писал знаменитый Ингмар Бергман. – Он – ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоёмком и в то же время наиболее податливом жанре искусства». Когда смотришь фильмы Тарковского, словно видишь сны наяву и пытаешь растолковать сновидения, хоть это и не просто.
На мой взгляд, эта мистическая любовь к сновидениям явно передалась по крови, по наследству от отца – Арсения Александровича Тарковского –поэта и переводчика с восточных и европейских языков.
Из стихотворения Арсения Тарковского «Сны»:
Садится ночь на подоконник,
Очки волшебные надев,
И длинный вавилонский сонник,
Как жрец, читает нараспев.
Уходят вверх её ступени,
Но нет перил над пустотой,
Где судят тени, как на сцене,
Иноязычный разум твой.
И не удивительно, что в фильмах Андрея Тарковского неоднократно звучат стихи его талантливого отца, которого называли последним поэтом Серебряного века.
Родился Арсений Тарковский в Елизаветграде Херсонской губернии. В семье любили театр, живопись и поэзию. Глава семейства, Александр Карлович водил сыновей на поэтические вечера, где выступали К.Бальмонт, Ф. Сологуб, И.Северянин и другие, и маленький Арсений уже лет с пяти сочинял стихи.
В Гражданскую войну в 1919 году погиб старший брат Валерий, а через два года Арсения взяли под стражу за газетную публикацию. Ему удалось сбежать, но пару лет пришлось бродяжничать по Украине, работать в рыболовецкой артели и сапожничать.
В шестнадцать лет Арсений добрался до Москвы с тетрадкой стихов и умением голодать по несколько дней. В 1925 году движимый с детства стать знаменитым поэтом он без труда поступил на Высшие государственные литературные курсы, где познакомился с Даниилом Андреевым, Георгием Шенгели, Марией Петровых и Юлией Нейман. Здесь же он встретился с красавицей Марией Вишняковой, ставшей через два года его женой, а позднее матерью Андрея (в 1932 году) и Марины (в 1934 году).
Арсений Тарковский получал стипендию, печатался под псевдонимом Тарас Подкова в газете «Гудок» и в некоторых журналах, работал на всесоюзном радио, заведовал литературным отделом и сочинял радиопьесы. Правда, за новаторскую для того времени пьесу «Стекло» автора резко раскритиковали, увидев в ней, вернее, услышав некий «мистический элемент». Серьезно ознакомившись с историей и производством стекла, Тарковский включил ещё один полноправный персонаж – голос Михайло Ломоносова, как родоначальника русского стекла.
Из стихотворения ко Дню Рождения «25 июня 1935»:
«Хорош ли праздник мой, малиновый иль серый,
Но все мне кажется, что розы на окне,
И не признательность, а чувство полной меры
Бывает в этот день всегда присуще мне.
А если я не прав, тогда скажи — на что же
Мне тишина травы и дружба рощ моих,
И стрелы птичьих крыл, и плеск ручьев, похожий
На объяснение в любви глухонемых?»
Несмотря на несомненный талант стихи Арсения Тарковского по-прежнему не печатали, и с 1932 года он в основном занимался переводами поэзии восточных народов СССР. Частые командировки в Киргизию, Крым и на Кавказ не способствовали укреплению семьи. Когда его сыну Андрею было всего пять лет, Арсений Александрович ушёл к Антонине Бохоновой, с которой много путешествовал по Кавказу, где переводил поэзию местных авторов. В 1940 году его принимают в Союз писателей СССР за уникальные переводы трагедии Корнеля «Цинна», киргизской, туркменской и чеченской поэзии, грузинских народных песен.
С началом Великой Отечественной войны Арсений Тарковский вместе с другими писателями прошёл военное обучение и рвался на фронт, хотя по заключении медкомиссии мобилизации он не подлежал. Не сдаваясь, поэт отправил 11 писем-заявлений с просьбой отправить его на фронт. И в январе 1942 года он был зачислен на должность военного корреспондента. Арсений Александрович не только собирал сводки на передовой, но и участвовал в боевых сражениях. Он был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Москвы».
На фронте Тарковский писал стихи, басни и частушки, которые поднимали боевой дух. Солдаты любили песню «Гвардейскую застольную», а также стихотворения «Белый день», «На полоски несжатого хлеба…», «Ночной дождь», «Немецкий автоматчик подстрелит на дороге...», «Не стой тут...» и другие.
В конце 1943 года под Витебском Тарковского ранило разрывной пулей в ногу. Ему сделали несколько операций, но из-за развивающейся газовой гангрены врачи уже не верили в спасение поэта. Узнав о состоянии мужа, Антонина Бохонова с помощью друзей смогла добраться до полевого госпиталя и вывезти умирающего Тарковского в Москву. В институте хирургии Арсению Александровичу ампутировали ногу, и он пошёл на поправку, под присмотром и неустанной заботой жены.
Наступило послевоенное время, время надежд. Арсений Тарковский подготовил сборник «Стихи разных лет», но после очередного постановления ЦК ВКП(б) издательство испугалось печатать его книгу и уничтожило весь набор. Подстраиваться и подлаживаться под «сильных Мира сего» Арсений Тарковский не мог и не хотел. Тогда же он познакомился с Анной Ахматовой, и их дружба и переписка продолжалась до кончины поэтессы.
Арсений Тарковский никого ни о чем не просил, а продолжал зарабатывать переводами туркменской, киргизской, каракалпакской, грузинской литературы, писал критические статьи и рецензии.
В итоге первый поэтический сборник Тарковского «Перед снегом» был опубликован лишь в 1962 году, а Анна Ахматова назвала его «драгоценным подарком современному читателю». В этом же году сын поэта Андрей Тарковский получил Гран-при Венецианского фестиваля. Его первый полнометражный фильм «Иваново детство» был удостоен «Золотого льва Святого Марка».
После выхода в свет первого сборника Арсения Тарковского начали приглашать на поэтические вечера, и даже за границу, в Англию и во Францию. Позже он издал шесть сборников стихотворений: «Земле земное», «Вестник», «Стихотворения», «Волшебные горы», «Зимний день», «Избранное».
На многие стихи Арсения Тарковского написаны замечательные песни, которые исполнялись группой «Браво», Софией Ротару, Еленой Камбуровой и многих других.
И, конечно же, стихотворения Арсения Тарковского звучат в незабываемых фильмах-притчах его сына. В «Зеркале» поэт сам читает свои стихи, в «Ностальгии» - Олег Янковский, в «Сталкере» - Александр Кайдановский. В современном фильме «По законам военного времени» — стихотворение «Близость войны» читает Екатерина Климова.
Арсению Тарковскому были присуждены: Государственная премия Каракалпакской АССР им. Бердаха, Государственная премия Туркменской ССР им. Махтумкули и Государственная премия СССР, но уже посмертно.
Из-за невозвращения сына из Италии Арсений Тарковский вновь подвергся критике и опале. Его сборники «Стихи разных лет», «От юности до старости», «Быть самим собой», «Звезда над Арагацем» были опубликованы лишь после смерти режиссера Андрея Тарковского и его реабилитации.
К восьмидесятилетию Арсения Александровича наградили орденом Трудового Красного Знамени, но сам поэт после смерти сына так и не оправился, долго болел и умер в Центральной клинической больнице в мае 1989 года.
"Душа моя затосковала ночью.
А я любил изорванную в клочья,
Исхлестанную ветром темноту
И звезды, брезжущие на лету.
Над мокрыми сентябрьскими садами,
Как бабочки с незрячими глазами,
И на цыганской масляной реке
Шатучий мост, и женщину в платке,
Спадавшем с плеч над медленной водою,
И эти руки как перед бедою.
И кажется, она была жива,
Жива, как прежде, но ее слова
Из влажных Л теперь не означали
Ни счастья, ни желаний, ни печали,
И больше мысль не связывала их,
Как повелось на свете у живых.
Слова горели, как под ветром свечи,
И гасли, словно ей легло на плечи
Все горе всех времен. Мы рядом шли,
Но этой горькой, как полынь, земли
Она уже стопами не касалась
И мне живою больше не казалась.
Когда-то имя было у нее.
Сентябрьский ветер и ко мне в жилье
Врывается — то лязгает замками,
То волосы мне трогает руками".
(Арсений Тарковский «Ветер»)
Свидетельство о публикации №222062501152
Валерий Липневич 09.07.2023 13:38 Заявить о нарушении
Лана Сиена 10.07.2023 10:03 Заявить о нарушении
Валерий Липневич 10.07.2023 14:31 Заявить о нарушении