115 лет со Дня Рождения А. Тарковского

       25 июня 1907 года родился Арсений Александрович Тарковский.

       «Загородил полнеба гений,
       Не по тебе его ступени,
       Но даже под его стопой
       Ты должен стать самим собой.

       Найдешь и у пророка слово,
       Но слово лучше у немого,
       И ярче краска у слепца,
       Когда отыскан угол зренья
       И ты при вспышке озаренья
       Собой угадан до конца.»

       (Арсений Тарковский «Стань самим собой»)

       Когда слышишь фамилию «Тарковский», прежде всего представляешь гениального кинорежиссера и его фильмы: «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение», картины, которые можно узнать с первого кадра. Мир Андрея Тарковского был соткан из снов, ночных грёз и кошмаров. Из них складывались замыслы кинофильмов.

       «Тарковский самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что ему объяснять? – писал знаменитый Ингмар Бергман. – Он – ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоёмком и в то же время наиболее податливом жанре искусства». Когда смотришь фильмы Тарковского, словно видишь сны наяву и пытаешь растолковать сновидения, хоть это и не просто.

       На мой взгляд, эта мистическая любовь к сновидениям явно передалась по крови, по наследству от отца – Арсения Александровича Тарковского –поэта и переводчика с восточных и европейских языков.

       Из стихотворения Арсения Тарковского «Сны»:
      
       Садится ночь на подоконник,
       Очки волшебные надев,
       И длинный вавилонский сонник,
       Как жрец, читает нараспев.

       Уходят вверх её ступени,
       Но нет перил над пустотой,
       Где судят тени, как на сцене,
       Иноязычный разум твой.

       И не удивительно, что в фильмах Андрея Тарковского неоднократно звучат стихи его талантливого отца, которого называли последним поэтом Серебряного века.

       Родился Арсений Тарковский в Елизаветграде Херсонской губернии. В семье любили театр, живопись и поэзию. Глава семейства, Александр Карлович водил сыновей на поэтические вечера, где выступали К.Бальмонт, Ф. Сологуб, И.Северянин и другие, и маленький Арсений уже лет с пяти сочинял стихи.

       В Гражданскую войну в 1919 году погиб старший брат Валерий, а через два года Арсения взяли под стражу за газетную публикацию. Ему удалось сбежать, но пару лет пришлось бродяжничать по Украине, работать в рыболовецкой артели и сапожничать.

       В шестнадцать лет Арсений добрался до Москвы с тетрадкой стихов и умением голодать по несколько дней. В 1925 году движимый с детства стать знаменитым поэтом он без труда поступил на Высшие государственные литературные курсы, где познакомился с Даниилом Андреевым, Георгием Шенгели, Марией Петровых и Юлией Нейман. Здесь же он встретился с красавицей Марией Вишняковой, ставшей через два года его женой, а позднее матерью Андрея (в 1932 году) и Марины (в 1934 году).

       Арсений Тарковский получал стипендию, печатался под псевдонимом Тарас Подкова в газете «Гудок» и в некоторых журналах, работал на всесоюзном радио, заведовал литературным отделом и сочинял радиопьесы. Правда, за новаторскую для того времени пьесу «Стекло» автора резко раскритиковали, увидев в ней, вернее, услышав некий «мистический элемент». Серьезно ознакомившись с историей и производством стекла, Тарковский включил ещё один полноправный персонаж – голос Михайло Ломоносова, как родоначальника русского стекла.

       Из стихотворения ко Дню Рождения «25 июня 1935»:

       «Хорош ли праздник мой, малиновый иль серый,
       Но все мне кажется, что розы на окне,
       И не признательность, а чувство полной меры
       Бывает в этот день всегда присуще мне.
      
       А если я не прав, тогда скажи — на что же
       Мне тишина травы и дружба рощ моих,
       И стрелы птичьих крыл, и плеск ручьев, похожий
       На объяснение в любви глухонемых?»

       Несмотря на несомненный талант стихи Арсения Тарковского по-прежнему не печатали, и с 1932 года он в основном занимался переводами поэзии восточных народов СССР. Частые командировки в Киргизию, Крым и на Кавказ не способствовали укреплению семьи. Когда его сыну Андрею было всего пять лет, Арсений Александрович ушёл к Антонине Бохоновой, с которой много путешествовал по Кавказу, где переводил поэзию местных авторов. В 1940 году его принимают в Союз писателей СССР за уникальные переводы трагедии Корнеля «Цинна», киргизской, туркменской и чеченской поэзии, грузинских народных песен.

       С началом Великой Отечественной войны Арсений Тарковский вместе с другими писателями прошёл военное обучение и рвался на фронт, хотя по заключении медкомиссии мобилизации он не подлежал. Не сдаваясь, поэт отправил 11 писем-заявлений с просьбой отправить его на фронт. И в январе 1942 года он был зачислен на должность военного корреспондента. Арсений Александрович не только собирал сводки на передовой, но и участвовал в боевых сражениях. Он был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Москвы».

       На фронте Тарковский писал стихи, басни и частушки, которые поднимали боевой дух. Солдаты любили песню «Гвардейскую застольную», а также стихотворения «Белый день», «На полоски несжатого хлеба…», «Ночной дождь», «Немецкий автоматчик подстрелит на дороге...», «Не стой тут...» и другие.

       В конце 1943 года под Витебском Тарковского ранило разрывной пулей в ногу. Ему сделали несколько операций, но из-за развивающейся газовой гангрены врачи уже не верили в спасение поэта. Узнав о состоянии мужа, Антонина Бохонова с помощью друзей смогла добраться до полевого госпиталя и вывезти умирающего Тарковского в Москву. В институте хирургии Арсению Александровичу ампутировали ногу, и он пошёл на поправку, под присмотром и неустанной заботой жены.

       Наступило послевоенное время, время надежд. Арсений Тарковский подготовил сборник «Стихи разных лет», но после очередного постановления ЦК ВКП(б) издательство испугалось печатать его книгу и уничтожило весь набор. Подстраиваться и подлаживаться под «сильных Мира сего» Арсений Тарковский не мог и не хотел. Тогда же он познакомился с Анной Ахматовой, и их дружба и переписка продолжалась до кончины поэтессы.

       Арсений Тарковский никого ни о чем не просил, а продолжал зарабатывать переводами туркменской, киргизской, каракалпакской, грузинской литературы, писал критические статьи и рецензии.

       В итоге первый поэтический сборник Тарковского «Перед снегом» был опубликован лишь в 1962 году, а Анна Ахматова назвала его «драгоценным подарком современному читателю». В этом же году сын поэта Андрей Тарковский получил Гран-при Венецианского фестиваля. Его первый полнометражный фильм «Иваново детство» был удостоен «Золотого льва Святого Марка».

       После выхода в свет первого сборника Арсения Тарковского начали приглашать на поэтические вечера, и даже за границу, в Англию и во Францию. Позже он издал шесть сборников стихотворений: «Земле земное», «Вестник», «Стихотворения», «Волшебные горы», «Зимний день», «Избранное».

       На многие стихи Арсения Тарковского написаны замечательные песни, которые исполнялись группой «Браво», Софией Ротару, Еленой Камбуровой и многих других.

И, конечно же, стихотворения Арсения Тарковского звучат в незабываемых фильмах-притчах его сына. В «Зеркале» поэт сам читает свои стихи, в «Ностальгии» - Олег Янковский, в «Сталкере» - Александр Кайдановский. В современном фильме «По законам военного времени» — стихотворение «Близость войны» читает Екатерина Климова.

       Арсению Тарковскому были присуждены: Государственная премия Каракалпакской АССР им. Бердаха, Государственная премия Туркменской ССР им. Махтумкули и Государственная премия СССР, но уже посмертно.

       Из-за невозвращения сына из Италии Арсений Тарковский вновь подвергся критике и опале. Его сборники «Стихи разных лет», «От юности до старости», «Быть самим собой», «Звезда над Арагацем» были опубликованы лишь после смерти режиссера Андрея Тарковского и его реабилитации.

       К восьмидесятилетию Арсения Александровича наградили орденом Трудового Красного Знамени, но сам поэт после смерти сына так и не оправился, долго болел и умер в Центральной клинической больнице в мае 1989 года.

       "Душа моя затосковала ночью.
       А я любил изорванную в клочья,
       Исхлестанную ветром темноту
       И звезды, брезжущие на лету.
       Над мокрыми сентябрьскими садами,
       Как бабочки с незрячими глазами,
       И на цыганской масляной реке
       Шатучий мост, и женщину в платке,
       Спадавшем с плеч над медленной водою,
       И эти руки как перед бедою.

       И кажется, она была жива,
       Жива, как прежде, но ее слова
       Из влажных Л теперь не означали
       Ни счастья, ни желаний, ни печали,
       И больше мысль не связывала их,
       Как повелось на свете у живых.

       Слова горели, как под ветром свечи,
       И гасли, словно ей легло на плечи
       Все горе всех времен. Мы рядом шли,
       Но этой горькой, как полынь, земли
       Она уже стопами не касалась
       И мне живою больше не казалась.

       Когда-то имя было у нее.
       Сентябрьский ветер и ко мне в жилье
       Врывается — то лязгает замками,
       То волосы мне трогает руками".

       (Арсений Тарковский «Ветер»)


Рецензии
Почему-то не упомянули третью, которая доставала его своим зычным, на весь дом творчества, "Арсюша!", и перед которой он унизительно заискивал и лебезил. Может, поэтому и не упомянули.

Валерий Липневич   09.07.2023 13:38     Заявить о нарушении
Каждый пишет о том, что считает нужным, важным и интересным!

Лана Сиена   10.07.2023 10:03   Заявить о нарушении
Любопытно, почему это третья жена, с которой он прожил почти тридцать лет официально и 33 фактически, менее важна для вас, чем остальные две, уложившиеся в 20? Хотя, конечно, значение женщины в жизни мужчины не зависит от количества прожитых лет. Первая подарила ему детей, вторая спасла жизнь.

Валерий Липневич   10.07.2023 14:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.