И не то, и не это

Вместо эпиграфа.
Балерун поднимает балерину.
Поднял, понюхал:
- Нет, не Жизель.
(Цискаридзе рассказал).

Довелось мне намедни посетить Большой театр.
Давали балет «Мастер и Маргарита».

В культовом для россиян произведении М.А. Булгакова причудливо переплелись самые разные литературные жанры. В результате получилось сложнейшее смешение: здесь и роман-миф, и роман-мистерия, и плутовская мениппея, да и философский роман, если угодно.
Экранизировать роман оказалось сложнее сложного. А здесь – балет.
Известно, что решать эту проблему пытался Григорович, даже нашелся композитор. Но все распалось.
Неподъемной оказалась задача. Для титана Григоровича она была неподъемная. А Эдвард Клюг поднял.
Правда, для этого он роман опростал, соскреб всю мистику и философию до белой кости примитивной развлекаловки. Но и в этом варианте получилось откровенно плохо.
Не спасает от зрительской зевоты ни демонстрация публике голой бабы, символизирующей эпизод прохода поэта Бездомного в ресторан «Грибоедов», ни арест Никанора Босого, снятого милиционерами с унитаза со спущенными штанами, ни примитивные фокусы в Кабаре с возлежанием Воланда на двух опорах, или выдергивание стульев из-под задов сцепившихся артистов кордебалета. Пошловато это все, если учесть, что предъявляются эти хореографические картинки в пространстве Большого театра.

Естественно, это был не первый мой опыт знакомства с «современным балетом». Доводилось посмотреть спектакли этого вида и у нас в стране, и за рубежом.
Из всего этого набора могу выделить только второй акт балета «Золушка» на музыку Сергея Рахманинова в хореографии Алексея Ратманского на сцене Мариинского театра. Это сильно до такой степени, что я готов был примириться с очевидными огрехами других частей.
Все остальное в балете-нуво для меня – мимо.
Наблюдая за хореографией, предложенной Эдвардом Клюгом, я поймал себя на мысли о том, что осовременивание балета проявляется в смене доминанты хореографической пластики.
Посмотрите.
Классический балет развился до своих сиявших в России высот, перейдя от изначальной демонстрации чередующихся красивых поз к реализации девиза «Эксельсиор» - Все выше! Можно даже добавить: вперед и выше!
Поддержки, прыжки, вращения…
Все это оказалось сброшено с корабля современности.
В дуэте Мастера и Маргариты у Клюга фуэте смотрелось бы так же органично, как на корове красовалось седло.
Итак, балет стремился вверх.
Но достигнув высот начал устаревать, превращаться в архаику (что есть, то есть) и в целях своего осовременивания начал сползать вниз.
Основные позиции современно балетного танца находятся двумя, а то и тремя этажами ниже. Трудно не заметить, что он много заимствовал у гимнастики в части вольных упражнений, удобрив их приемами из акробатики.
И главным его элементом стали потягушки и перетекания сплетенных тел.
И все это внизу, все ближе и ближе к полу…
Сверху, с галерки рисунок виден хорошо. Из партера – хуже.

А по мне так лучше вообще этого не видеть.


Рецензии