Ядвига Иосифовна. Блокадный Ленинград

          Ядвига Иосифовна Сайковская была племянницей моей прабабушки Генриэты Яновны Варш, двоюродной сестрой моих Бабушек и их единоутробного брата. На фотографии Ядвига Иосифовна молодая девушка сидит крайняя слева в окружении родителей Иосифа Викентьевича и Марии Яновны, сестёр и братьев.
          Ядвига Иосифовна была помощником главного врача роддома имени Вайдемана по медицинской части в Блокадном Ленинграде. Используя свои связи, она вместе с другой племянницей моей Прабабушки - Еленой Станиславовной Канютис - спасла от голодной смерти двоих детей и русскую жену старшего сына моей Прабабушки Виктора Юлиановича Рымашевского.
          Вот как это было. Из письма дочери Виктора Юлиановича - Галины Викторовны - которая в Блокадном Ленинграде оказалась маленькой девочкой:   


          "Война застала меня в Торжокском районе Калининской области, мне 6 лет, брату 2 года. От отца шли телеграммы "немедленно возвращайтесь, ухожу на фронт". Вот мы и поехали. Где-то у Малой Вишеры вдоль дороги разрушенные дома, поезд то идёт, то стоит, вдоль состава летит немецкий самолёт и стреляет из пулемёта по окнам. В нашем вагоне ехали офицеры и предупредили маму, чтобы она не выходила из вагона, так, в суматохе можно потерять детей. Сами с пистолетами выбегали на подножку вагона и отстреливались от самолёта.
          Приехали в Ленинград, но отца уже не застали. Он ушёл добровольцем 27-ого июня в 1 дивизию Ленинградского народного ополчения. Мама пыталась выехать из Ленинграда, но не смогла. Долгие дни провели у Московского вокзала в очереди. Там таких было много. В магазинах почему-то были дрожжи и мы, дети, ели их. Так мы остались.
          Осенью мама с женщинами-соседками куда-то ездили и привезли капустных листьев. Из них делали котлеты, жарили на солидоле. По городу пошли слухи, что по домам ходят люди, которые сообщают родственникам, что их родные в госпитале и просят продуктов. Где-то в ноябре пришла и к нам такая женщина, сказала, что отец в госпитале. Видно нашей посетительнице стало стыдно просить, глядя на двух голодных ребятишек. Помню эту женщину всю жизнь. Всё-таки она оставила адрес госпиталя. Мама проходила целый день, но никого не нашла.
          В декабре меня устроили в детский сад. Света не было, утром брат плакал просил есть - я молчала. Одевались, зажигая листки журналов. До сих пор помню первый завтрак в детсаду, ведь дали 1/2 яйца, хлеб был чем-то намазан. На обед суп с макаронами и кусочками мяса. Дома же ничего не было.
          Братишка попросил принести ему корочку. Мама пришила мне к рейтузам кармашек, я эту корочку принесла.
          Потом и брата устроили в ясли.
          В детсаду был порядок такой. Утром можно было прийти одному, но вечером детей одних не отпускали. Ходила с соседкой по подъезду, кто шёл в ту сторону. Но, люди слабели и настал день, когда я пошла одна. Мама меня предупредила, чтобы ни с кем не говорила. Раннее утро. Темно. Где-то видно зарево пожара. Идёт масса людей, только скрепит снег под ногами и я иду в этой толпе. Вдруг какой-то мужчина окликнул меня: "Девочка постой, погоди". Но, по городу уже шли слухи, что пропадают дети. Со всех силёнок я бросилась бежать, убежала.
          Настал вечер, когда за мной не пришли и я осталась в детсаду на ночь. Нас таких было много. Нам ставили раскладушки на кухне вокруг плиты и укладывали.
          Мама слегла. Вместе с ней брат. Врач из детяслей прислал девушку узнать, почему не приводят ребёнка. Девушка посмотрела, поговорила с мамой и ушла. Но, её опять прислали: "Поговори с матерью, может отдаст ребёнка. Мы его спасём". Мама показала одежду, санки. Брата одели и увезли. Мама осталась одна в квартире.
          На наше счастье у отца в Ленинграде были двоюродные сёстры. Они очень дружили. Одна из них, врач - Сайковская Ядвига Иосифовна, работала в больнице Вайдемана. Другая - Канютис Елена Станиславовна. Вот она-то и пришла с дочерью навестить сестру. Тётя Ядя отправила их к нам домой и наказала: "Если, Катя дышит, хоть волоком притащите её ко мне", - что они и сделали. Три месяца мама лежала в больнице, выжила. Встав на ноги, сразу пошла искать нас. Ведь ничего не знала, а бомбёжки, обстрелы каждый день.
          В детсаду нас водили на прогулку. Но, они всегда заканчивались бомбоубежищем. Ходили мимо больницы. Там, у ворот, штабелями лежали трупы, завёрнутые в простыни.
          Весной все скверы чем-то засеяли. Идя по скверу, мама рвала листья липы. Дома делала салат, заправив уксусом.
          Потом было принято решение вывезти женщин и детей, так как ожидали уличных боёв. В августе нас вывезли по дороге жизни через Ладогу на большую землю".

          Согласно устного рассказа Галины Викторовны, обоих детей - её в детский садик, и, через время, Юрия в ясли - оформила Ядвига Иосифовна. Устроить ребёнка в детский садик или ясли, значило спасти жизнь - там кормили. Далеко не все дети в Блокадном Ленинграде смогли туда попасть. Сестра русской жены моего двоюродного дедушки, у которой не оказалось таких родственников мужа, умерла в Блокадном Ленинграде вместе со своим грудным ребёнком от голода - оба похоронены на Пискарёвском кладбище. Саму "катю" Ядвига Иосифовна не только оформила в больницу и выходила, но и устроила на работу, что, опять же, означало возможность получать продовольственный паёк. После всего, что для "кати" и её детей, сделали родственники мужа - поляки - отказалась брать польскую фамилию, как политически неблагонадёжную, и, находясь в законном браке с мужем Рымашевским, всю жизнь прожила с русской девичьей фамилией "яковлева". Зачем было вступать в законный брак с поляком и принимать помощь женщин с политически неблагонадёжными фамилиями? Не хочется здесь об этом.

         Моя бабушка Алина Антоновна Варш всю жизнь проработала фармацевтом в железнодорожной поликлинике Вязьмы. Кроме Ядвиги Иосифовны, еще одна племянница моей Прабабушки, так же имела отношение к медицине. Но, не к практическому здравоохранению, а к науке: была врачём-исследователем в Новосибирске в НИИ. 
         Фотография к публикации предоставлена внучатой племянницей Ядвиги Иосифовны - Ольгой Вячеславовной Т. - не только известным востребованным практикующим врачом в настоящем, но и специалистом, признанным в научном сообществе. Дело наших бабушек - быть Людьми с большой буквы и помогать ближним - продолжено. 


Рецензии