Хазарский каганат совсем другая история?

Хазарский каганат – совсем другая история?
Михаил Леонидавич Томилин г. Клин

          Империи, государства, народы, племена, которые были далекими и близкими соседями Хазарского каганата оставили о хазарах сведения о воинах с ними в письменных источниках, в том числе византийских и русских летописях, а также в работах арабских географов.

          Но до сих пор исторической наукой точно не установлена территория где жили хазары, какими были их быт и культура, есть и другие загадки истории хазар.

          Короткая справка из Большой Российской энциклопедии (БРЭ) о каганате: «Хазарский каганат, ран­не­сред­не­ве­ко­вое го­су­дар­ст­во, соз­дан­ное хазарамина юге Вост. Ев­ро­пы. Об­ра­зо­вал­ся к 680 по­сле рас­па­да Зап. Тюркского каганата в 630–634, пе­ре­под­чи­не­ния ря­да на­ро­дов вол­го-дон­ских сте­пей и Сев. Кав­ка­за (савиры, аланы, протоболгары и др.) в хо­де по­хо­дов ха­зар во гла­ве с пред­ста­ви­те­ля­ми ро­даАшина (до сер. 8 в. Х. к. ино­гда на­зы­ва­ли «тюр­ки», «Тюр­кия»). В кон. 7–8 вв. дан­ни­ка­ми Х. к. ста­ли наро­ды Кры­ма, Ср. По­вол­жья (буртасы, че­ре­ми­сы и др.), часть вост. сла­вян … (в 9–10 вв. – угор­ские пред­ки венгров и печенеги.

          Ар­хео­ло­гич. от­ра­же­ни­ем пе­рио­да рас­цве­та Х. к. счи­та­ет­ся салтово – маяцкая археологическая культура в ши­ро­ком зна­че­нии тер­ми­на. Сре­ди ста­вок пра­ви­те­лей Х. к.(столиц) – Беленджер, Семендер, аль-Бай­да в Сев. -Зап. При­кас­пии, Керчь (ка­га­на Вир­хо­ра в 740–750-х гг.). К 9 в. сто­ли­цей стал г. Итиль.

          Внеш­нюю по­ли­ти­ку Х. к. с сер. 7 – 1-й пол. 9 вв. оп­ре­де­ля­ло про­ти­во­стоя­ние Халифату, на­тиск ко­то­ро­го на се­вер от Боль­шо­го Кав­ка­за уда­лось ос­та­но­вить …. С сер. 9 в. осн. про­тив­ни­ки Х. к. – Ви­зан­тия, пе­че­не­ги, огузы, Др.-рус. гос-во. К середине 10 в. Х. к. ос­лаб, по­хо­ды ки­ев­ско­го кн. Святослава Игоревича и его войск в 965–969 до­вер­ши­ли рас­пад Х. к.

          Итак, посмотрим данные о столицах Хазарского каганата или ставках кагана.

          Город Семендер (или по-арабски – Самандар) – вторая столица и крупный политический центр Хазарского каганата в Дагестане. Этимология названия «Семендер восходит к иранским языкам и означает «белый дом» или «белый дворец». Это название было популярнов в Хазарии … Вопрос о локализации Семендера не разрешен и поныне. В историографии предлагалось несколько вариантов соотнесения топонима Семендер с каким-либо археологическим памятником. Наиболее популярным в исследовательской литературе является мнение о его местонахождении в окрестностях современной Махачкалы. Чаще всего этот хазарский город связывают с городищем у села Тарки, более всего соответствующего описаниям Семендера в мусульманской историко-географической литературе. («Самандер»
          Город Ал- Байда. Из электронной Еврейской энциклопедии в статье «Хазария» узнаем, что в период арабо – хазарских воин VIII в. столица каганата была перенесена из города Семендера в Ал-Байду. «Это произошло, когда в 737 году Ал-Байда — конечный пункт похода арабского войска Мервана ибн Мухаммеда вглубь хазарской территории
Расположение города точно неизвестно. «По одной версии, он находился на Дону, недалеко от Саркела По другой версии, ал-Байда находилась на берегу Волги, недалеко от Итиля, а город являлся таким образом портом на Волге и Каспии.»

          Город Керчь известен на нём останавливаться не будем

          Город Беленджер (Ба­ланд­жер), о нем в БРЭ написано: «Го­род Беленджер и об­ласть Хазарского Каганата. Со­глас­но ара­бо-перс. ис­точ­ни­кам, Б. рас­по­ло­жен к се­ве­ру от Дер­бен­та, круп­ный центр, пер­вая сто­ли­ца ха­зар (так же на­зы­ва­лась бо­га­тая об­ласть, гор­ный мас­сив и про­ход, ре­ка и т. д.). По арм. ис­точ­ни­кам, ве­ро­ят­но, Ва­ра­чан, сто­ли­ца «гун­нов», где пре­об­ла­да­ло ме­ст­ное на­се­ле­ние, был од­ним из цен­тров хри­сти­ан­ско­го мис­сио­нер­ст­ва. В 652/653 здесь по­тер­пе­ли по­ра­же­ние ара­бы по­сле не­удач­ной оса­ды. Раз­гром­лен ара­ба­ми в 722/723 и 732/733.

          Во­прос о ло­ка­ли­за­ции Б. ос­та­ёт­ся спор­ным. Наи­бо­лее обос­но­ва­но ото­жде­ст­в­ле­ние об­лас­ти Б. со ско­п­ле­ни­ем ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков в до­ли­не ср. те­че­ния р. Су­лак, а го­ро­да – с ком­плек­сом у с. Чи­рюрт (Да­ге­стан). Он из­вес­тен с 19 в., рас­коп­ки с 1956 (М. Г. Ма­го­ме­дов и др.). Го­ро­ди­ще с ка­мен­ны­ми и сыр­цо­вы­ми сте­на­ми, имею­щи­ми ка­мы­шо­вые (ве­ро­ят­но, ан­ти­сейс­ми­че­ские)

          Город Итиль. «Столица Хазарского каганата во второй половине VIII – X вв. Достаточно сложен вопрос о названиях последней хазарской столицы в различные периоды времени. Кроме названий Итиль и Хамлидж (скорее всего – это искаженное тюркское название Ханбалык, т.е. – город хана.

          Несмотря на обилие сохранившихся описаний Итиля, ответы на вопросы об истории, структуре и населении этого города можно дать лишь в самых общих чертах. По данным восточных источников, Итиль находился в дельте Волги, состоял из двух или трех частей, разделенных рукавами реки и был населен представителями нескольких этнических и конфессиональных групп. Это главное, что достоверно известно об Итиле. Дальнейшие исторические и археологические попытки реконструкции его внешнего облика являются степени обоснованными в той или иной гипотезами.

          Перенос политического центра Хазарии из Дагестана в дельту Волги, очевидно, был связан с последствиями арабских вторжений.

          Самая большая трудность изучения Итиля состоит в том, что его остатки до сих пор не найдены. В научной литературе по этому поводу существует ряд предположений. М.И. Артамонов предполагал два возможных решения проблемы. По его мнению, политический центр Хазарии должен был находиться либо в районе современной Астрахани, либо выше по течению Волги в окрестностях села Селитряного, там, где позднее существовала золотоордынская столица – Сарай. Сам он больше склонялся ко второму варианту. По его указанию второе предположение было проверено Л.Н. Гумилевым. Не найдя остатков хазарского города в окрестностях Селитряного – Енотаевска, последний решил, что они были уничтожены во время одного из частых изменений русла Волги или при затоплении Каспийским морем значительного участка дельты. Гипотеза эта одно время была достаточно популярна, но не была принята большинством хазароведов. Попытки обнаружить Итиль на некоторых участках дна Каспийского моря также не увенчались успехом.

          С начала 2000-х гг. все больше начинает разрабатываться высказывавшаяся несколько ранее С.А. Плетневой гипотеза, об отождествлении остатков Итиля с городищем у с. Самосделка, расположенном в дельте Волги недалеко от ее впадения в море ниже
          Из выше указанных сведений о пяти столицах Хазарского каганата известна только одна – это Керчь, город не построенный хазарами, а завоеванный ими, история которого насчитывает 26 веков. То есть местонахождения 4 столиц не известны, что вызывает недоумение и подозрение к письменным источникам.

          Что о Хазарском каганате говорит археология?

          «Археология занялась хазарами сравнительно недавно — в 1920—1930 годах. А до этого долгое время казалось, что страна хазар канула в безвозвратное прошлое, не оставив о себе никакой запечатленной в материи памяти, кроме развалин крепостей, определенно находившихся на территории каганата. Но, увы, находки в них практически ничего не говорят о хазарах, как таковых. Тогда как археология народов, входивших в состав Хазарии, позволяет уверенно утверждать, к примеру, что вот эти горшки и кувшины сделаны гузами, эта сабля — аланами, наконечники этих стрел — волжскими булгарами, а это набор вещей из погребения печенега.

          Список хазарских древностей — находок, которые ученые однозначно приписывают хазарам, — исчерпывается несколькими десятками предметов. Для огромной империи это действительно немного. В ряду хазарских древностей наиболее «знамениты» ритуальный ковшик с изображенными на нем сценами мифической битвы, несколько реликвариев со столь же богатыми сказочно мифологическими изображениями, кирпич из крепости Саркел с планом святилища-лабиринта, каменная плита с рунической надписью на ней и еще несколько подобных, но только более коротких и отрывочных надписей на черепе быка и осколках посуды. Хазарские руны похожи на тюркские (тюркские ли они?), но ключ к хазарскому языку до сих пор не найден, и все «послания» хазар остаются немыми для нас.

          В 1960 году в дельте Волги археологи обнаружили погребение, отличающееся от захоронений всех известных кочевников, признававших над собой власть хазарского кагана, в могиле был захоронен мужчина с серьгой в ухе. Помимо скелета в ней были найдены нож и кувшин с рифлением и лощением — также непохожие на все найденные на Волге до тех пор. Затем в 35 километрах к северо-востоку от Астрахани, на «Маячном бугре», было обнаружено еще несколько языческих захоронений, в которых также отсутствовали признаки кочевого погребального обряда. Не было ни сбруи, ни седел, ни оружия, ни стремян, зато обнаружились виноградные косточки, семена дыни, проса, рыболовные крючки, нож для обрезки винограда, кочедык для плетения сетей... Такие захоронения мог делать только оседлый народ, круг занятий которого сводился к земледелию и рыбной ловле. Относятся ли они каким-то образом к хазарам? Или же нетипичный, ранее неизвестный способ захоронения вовсе не связан с ними? Как связать эти захоронения с теми, которые ученые признают «определенно хазарскими»: подкурганные захоронения с опоясывающими их квадратными ровиками, содержащие предметы, связанные с кочевым образом жизни: доспехи, оружие, сбрую, скелет лошади. Курганов таких сотни. Так кто же были хазары: исконные оседлые обитатели низовий Терека и Волги или кочевники?»(Статья «Хазарский лабиринт» из журнала Вокруг света https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5/)

          Подведем итог, что доподлинно известно о хазарах.

          «Как правило, территорию, на которой обитал когда-то какой-либо народ, подлежащий изучению, находят без труда. Иногда бывают споры об определении границ области расселения и времени заселения тех или иных местностей, но это детали все той же проблемы. Зато восстановление истории народа встречается с разнообразными и не всегда преодолимыми трудностями.

          При разрешении хазарского вопроса все получилось, как раз наоборот. Соседние народы оставили о хазарах огромное количество сведений. Из них можно узнать, какие победы одерживали хазары и какие поражения, но о том, где они жили, каковы были их быт и культура, представления до сих пор мы не имеем (из статьи опубликованной в январском номере журнала "Наука и техника" за 2012 год Варакута В. П., кандидат военных наук,( Украина) « Хазарский каганат. Государство-призрак»: https://naukatehnika.com/xazarskij-kaganat.html).

          Когда много данных из письменных источниках о государстве, которое противостояло Арабскому халифату, на равных взаимодействовало с Византией, но практически нет археологических подтверждений о них (в том числе артефактов о иудаизме, принятом верхушкой хазар). Напрашивается два вывода либо в данных о Хазарском каганате много сфальсифицировано, и история Причерноморья, Северного Кавказа, а также степной и лесостепной зон Русской равнины в VII – X веках была другой, или будем надеяться на то, что археологические открытия еще впереди.

          Возникает еще один вопрос – почему Каганат не мог значительно продвинуться на север? Хазарский каганат был в одним из сильнейших государств своего времени. Ведь как принято считать, на севере от Хазарии никаких государств не было. По «Повести временных лет» объединенное Русское государство образовалось лишь в 882 году.

          Можно сделать вывод, что на севере Хазарскому Каганату мог противостоять равный по силе противник, таких на Руси называли – супротивник. Таким противниками Хазарскому каганату могли быть царства русов под названием Артания и Куявия арабских географов, подробнее в статье «Древность русской государственности. Три земли или царства русов»  было высказано предположение о древности царств русов, существовавших уже в VII веке нашей эры. То, что Хазарский Каганат не смог активно продвигаться на север эту догадку подтверждает.


Рецензии
иНТЕРЕСНО. Но. Хазарский каганат более или менее успешно мог противостоять и арабскому халифату, и печенегам, и булгарам...Почему же всё-таки Русь его одолела ,хоть и не с одного удара? Вот интересный источник-свидетельство того, что , проигрывая арабам, каганат давал время на накопление сил Руси.АБУ МУХАММАД АХМАД ИБН А'САМ АЛ-КУФИ
КНИГА ЗАВОЕВАНИЙ
Рассказ о походе Маслами ибн Абд ал-Малика на священную войну против безбожников и его сражения с ними

"Ал-Каусар спросил: «Что это за дым?» Кто-то сказал: «Наверное там находятся какие-то хазарские воины». Говорит [автор]: После этого ал-Каусар подозвал своих воинов, они сели на коней и направились в сторону дыма. Хазары ничего не подозревали. Ал-Каусар же во главе 40 тысяч воинов продвигался вперед. Они напали на хазар, перебили из них 10 тысяч и взяли в плен 7 тысяч. Остальные бросились бежать от арабов и укрылись в чащах, долинах и горах. После этого ал-Каусар обратился ко взятым в плен хазарам: «Скажите мне, что поделывает ваш командующий Хазар-Тархан?» Они ответили: «Он отправился на охоту с несколькими своими воинами и мы не знаем, что с ними случилось». Говорит [автор]: И тогда ал-Каусар понял, что встреченный ими был Хазар-Тархан. Все они были настигнуты в предрассветной мгле.

Затем, на второй день, когда солнце еще не взошло, ал-Каусар повернул назад и прибыл с воинами к Марвану, доставив нанизанные на копья головы Хазар-Тархана и его воинов.

Говорит [автор]: Об этом узнал хакан, царь хазар, впал в безысходную скорбь и воздел руки к небесам. После этого он послал к Марвану ибн Мухаммаду человека, чтобы спросить у него: «О эмир! Ты пленил хазар и саклабов, перебил их и достиг желаемого! Чего же еще тебе надо?» Марван ответил посланцу: «Я желаю, чтобы он принял ислам, иначе я убью его, захвачу его царство и передам его другому!».

Посланец попросил у Марвана три дня отсрочки, пока он не вернется к хакану и сообщит ему обо всем. Говорит [автор]: Марван ибн Мухам.мад дал ему согласие на это. Посланец вернулся к хакану и передал ему разговор с Марваном. (стр. 74) Хакан послал сказать Mapвану: [52] «О эмир! Я принимаю ислам, признаю его и выказываю ему любовь! Однако ты пришли ко мне человека из числа твоих сподвижников, чтобы он раскрыл для меня его сущность».

Говорит [автор]: Марван направил к нему двух человек: одного звали Нух ибн ac-Са'иб ал-Асади, а другого — Абд ар-Рахман ибн Фулан ал-Хаулани. Оба они отправились к хакану и разъяснили ему учение ислама. Хакан сказал переводчику: «Скажи им от моего имени: «Я хочу от вас, чтобы вы разрешили мне употребление вина и мертвечины». Ал-Хаулани сказал ал-Асади: «Разреши ему это пока он не принял ислама. Но если он примет ислам и примет ислам его народ, то разъясни им, что это для них грех». Ал-Асади сказал: «Не дозволено то, что запрещает Аллах и не запрещено то, что дозволено Аллахом, ибо религия дает только искренние и.правдивые наставления».

Затем ал-Асади обратился к переводчику и сказал ему «Скажи этому своему господину, что нет в религии ислама дозволения запретному и запрета на дозволенное, И если ты примешь ислам, то тебе не дозволена мертвечина, кровь и мясо свиньи и все, что не славит имя Аллаха, если это предано закланию».

Когда переводчик сказал это хакану, хакан сказал: «Скажи им от меня: «Вы действительно муслимы!» Говорит [aвтоp]: Затем хакан, царь хазар, принял ислам и вместе с ним приняли ислам множество людей из числа его родных и соплеменников."

Каковы всё же, на ваш взгляд(хотя бы гипотетически) внутренние причины трагического падения Хазарии?

Юрий Николаевич Горбачев 2   16.02.2023 10:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.