Параллельная история

      Любые совпадения и расхождения с ходом реальной истории – неочевидны, случайны, непреднамеренны.

________________________________________________________


Её звали Каролин. Такое типичное польское имя. Она жила с дядей в старинном замке. Обветшалом, со рвами и стенами, прислугой и винным погребом. Он был ещё крепок – дядя. И замок, кстати, тоже. Туда часто съезжались гости – дядины друзья и дальняя родня. В семь лет она осталась без опеки, родители умерли с приходом оспы. Она явилась в небольшой город на торговом судне и скоро распространилась по округе. Дальше – столица и за границы. Много народу тогда выкосила, полгорода – как ни бывало. Старого сквалыгу и юную племянницу спасло отсутствие. Ему, видите ли, приспичило, чтобы неразумное дитя сопровождало его в плавании. Но благодаря дядиной прихоти они оба – из большого прежде семейства – выжили. Вернувшись, обнаружили пустынные улицы, запах гари и химикатов. И свежие могилы на погосте. Родовая усыпальница тоже приросла изваяниями. Мрамор везли из дальней Италии..
Недолго погоревав, обустроили быт и дни по-новому. Во избежание очередных неприятностей, дел с простолюдинами старались иметь меньше. А больше проводить время в имении или путешествиях. Таким образом прожили следующие десять лет. Принцесса расцвела, дядя состарился. Пора было отдавать бразды верховенства в надёжные руки.
Он звал её pszenka – за белобрысость и округлость форм. Впрочем, считая, что имя Каролин ей очень идёт.
Можно ли верить в судьбу, если она всё время норовит - тебе вопреки? Ты не мечтаешь, а оно случается; ты хочешь, а оно не происходит. Дядя – старый ворчун и циник – утверждал, что это всё «бабьи бредни». И пресекал любые разговоры о фатуме. Она же – «пшеничка» - не отвергала образ Проведения. Которое спасло её от мора и даже улучшило статус в обществе. Ведь родители её в люди не выбились, так как мать вышла замуж по любви. За человека бедного и почти не благородного. За что брат старший в доме отказал и не поддерживал связей вплоть до рождения племянницы. Потом отмяк и даже принимал участие в воспитании. Покупал дорогие игрушки и наряды. Сам будучи холостым и бездетным, аскезу свою держал. Впрочем, об интрижках его среди селянок не знал только не родившийся! 
Скоропостижная, безвременная смерть неудобных родичей внесла коррективы в ход мыслей и жизни статного поляка. Девок румяных красивых в палаты приглашать перестал. Что, однако, не сказалось на регулярности появления, в близлежащих деревнях, младенцев с характерным гордым взглядом, тонким породистым носом и выжженной немецкой седостью в волосах. Предки были из остзейских баронов. Поминая тевтонцев и Священную Римскую империю, дядя железной дланью правил миром. Размером с приличную дворянскую вотчину. Приход в поместье маленькой принцессы пошёл на пользу нравственности и характеру в целом. Подданные увидели в хозяине человека. Мягкого и сердобольного. 
   Как и все кисейные барышни, Каролин любила женские слезливые романы. Дядя выбор не одобрял, но и не препятствовал. Она вертела им, как хотела. А он, иногда, задумавшись, поглядывая на неё искоса, в ужасе представлял – чтоб случилось, если бы мать тогда настояла. И не отпустила дочку в далёкое плавание. Она бы сейчас догнивала под холодной серо-яичной плитой. А он бы – старый дурак! – носил ей в усыпальницу букетики незабудок. От этих мыслей пот прошибал, и он гнал страшное прочь.
А ещё он благодарил своего сурового Бога, за то, что тот оберёг девочку от уродующей болезни. Сколько их – родовитых и богатых – теперь слонялось по задворкам королевских угодий. Прячущих оспинные отметины под парчой и шёлком. Рябеньких – желающих взять в дом не находилось.
Замок был прекрасен – когда-то и всегда! Облесённый, увитый парком, садами, вкраплениями оранжерей славился на всю округу. Вызывал справедливую зависть и соперничество. Хозяйство же – ведомое правильно, справедливо и расчётливо и «по наукам» даже – приносило регулярно прибыль, статус и уважение. Выписанные с родин голландцы, немцы и англичане – как мастера, так и саженцы, и петухи-коровы-козы.. - выдавали удои, урожаи, приплоды. Дядя не гнушался делиться опытом и результатами, правда, за отдельную мзду. С недавних пор рассчитываться приходилось сведениями о приличных женихах. В тайне и при соблюдении рамок приличий. Негоже ему - знатному курляндцу - детку свою любимую припихивать к мужчине. Да и не одну её судьбу он решал, не о ней одной беспокоился!  Дело всей его жизни – кроме многочисленных внебрачных потомков – могло пойти под откос, не жени он строптивицу. Ведь, сам – не молод!   
Они были крайне похожи! Он – Георг фон Лайден. И она – Каролин Сметковски. Белая кость – чинный дядька. И девочка - почти полукровка, с польской гордячной кровью. Отец слыл человеком тихим и миролюбивым, за то юная Эльза и полюбила его. Намучившись в родном гнезде – все вспыльчивые и непримиримые. Дочь в чём-то ухватила его черты. Мягкости ей было не занимать. И всё же, дядина манера жить – по-своему, не глядя на окружение. Вызывала страх и уважение у мнительной, восприимчивой к чуду девы. Всё ей казалось, судьба сейчас передумает и вернёт всё на свои места. Её – в городской квартал, в небольшую квартирку. А к Георгу фон – любую из урождённых, но не признанных пока дочерей. Справедливости ради, свои опасения она никому не говорила и не показывала. Не стоит тормошить судьбу! 
  Оспа-злодейка унесла и няньку Карол. Вот с кем она была дружна!  Её давно нанял к сестрице дядя, поговаривали, что когда-то она была возлюбленной Георга. И даже носила от него дитя. Но случилась трагедия и ребёнок умер. Её – безутешную, на грани помешательства – пожалел барон. И дал место в доме родных, и оплачивал сам все работы и услуги. Пережив отчаяние, она оправилась и принялась усердно за обязанности. Справлялась примерно, хоть в услужении никогда не была. А слыла мастерицей по кружеву тончайшему. Приняла маленькую девочку, как свою. Не отходила ни на шаг, тем освободив несчастной умотанной матери, часы для отдыха. Было тогда Каролин года три.
Они быстро прикипели друг к другу – мать даже начала ревновать. Но, смышлёная от природы, Боженка место своё знала. И опасения материнские развеяла: «Барыня. Я люблю её, как любят свет. После того, как чуть не умерли во мраке..»
Её гибель Карол переживала не менее чутко и тяжко, чем уход родителей. Они осиротили её все!   
     Нельзя пирогов печь и не обжечься; пироги испечь и не схватить несварение живота!  Интерес дяди к вопросу замужества Каролин вызвал ответный интерес – всё ли в порядке с невестой и приданым. Засланные дозорные осмотрев хозяйство и девицу признали товар и ведение дел отменными. А узрев трепет и заботу, старого гордеца и забияки, призадумались – не спятил ли тот с ума. Слишком много хлопот о бедной барышне. Те, кто знавал Георга поближе не удивлялись - он и раньше, бывало, впадал в меланхолию и ненужный романтизм. Взять бы, к примеру, Божену-белошвейку..  Впрочем, что-что, а спорить со злопамятным стариканом не желал никто. На том и порешили!    


Рецензии