Прыжки со Сталина

ПРЫЖКИ СО СТАЛИНА

     В одно из воскресений августа 1959-го я шел в гости к Саше Столбунову, но у школы мне повстречался Вова Слюсаренко и сказал, что Саши нет дома, и зазвал меня к себе домой.
     Вовкину маму звали тетя Маша, и она была мать-героиня, у нее даже орден был. У них с дядей Яшей в самом деле было десять детей! Лена, Тамара, Валя, Оля, Люся — девчонки, Вадим, Виктор, Миша, Саша, Вова — мальчишки. Оля училась с моим старшим братом Валерой, Саша — в параллельном классе, а Вовка только собирался пойти в первый класс. Жили они прямо у 1-й школы.
     Соседями у них были Валетовы - дядя Жора и тетя Валя. Дядя Жора был начальником районной милиции. Их сына звали Виталик. Добродушный такой, сутуловатый парень старше нас.
     Виталик, еще Гена, Миша - они все были добродушные. Других забыл, а их помню, кого называли "дурачок" - "Гена-дурачок", "Миша-дурачок"... Виталик работал потом на мебельной фабрике. Гена ходил по городу, с мамой или один, и все время что-нибудь говорил, заикаясь. Миша безропотно таскал тяжеленные мешки с мукой на хлебозаводе, надорвался и умер. Три человека шли за его гробом. Мне горько вспоминать это даже сейчас. Они были умственно отсталыми людьми, но совсем незлыми, как ангелы.
     - Как ты живешь, Сережа?! Садись, я тебя покормлю.
     - Мы переехали, тетя Маруся, за вокзал.
     - Знаю, как же! Ах, бабушка Ксеня, бабушка Ксеня! - сказала тетя Маша и погладила меня по голове, - Ну ничего, Сережа, всё образуется.
     И тетя Маша накормила меня фаршированным перцем, который я очень любил. Дома у них больше никого не было, но я почему-то стеснялся, хотя был у них не первый раз. В 1957 или 1958 году одна из Вовкиных сестер, Лена или Тамара, организовала сбор аптечной ромашки, и мы, пацаны, с радостью приняли участие в этом деле, так как аптека давала за ромашку деньги. Собирали несколько дней, а то и недель, ведь её еще надо было высушить. На деньги от сданной ромашки Лена или Тамара, а может, они обе вместе, купили нам лимонаду и конфет, и мы пили лимонад в их доме. Казалось бы, ну что там, лимонад! А вот запомнилось на всю жизнь.
     Поговорив и поев, мы с Вовкой пошли купаться к деревянному мосту, туда, где сейчас подвесной. Там бултыхалось множество детей, больших и малых. Прыгали с опор, а сноровистые и смелые ребята — с самого верха моста. Я увидел, как в воде залезают и прыгают с какой-то каменной блестящей фигуры. Приглядевшись, я узнал усатого дядю в сапогах, что стоял в парке у школы рядом с другим дядей — Лениным. Ленина мы знали, ведь мы были октябрята.
     - Это Сталин, - сказал Вова, он всё знал, хоть и меньше нас был. - Его снесли, он валялся, а сейчас вот бросили в воду. Пригодился. Зекенски с него прыгать!
     Но прыгать со «Сталина» было плохо — сам маленький, голова маленькая, плечи узкие, и под воду уходит во время прыжка, кому-то одному надо его держать. Ленин потолще был, но он пока еще стоял в парке и показывал рукой в сторону, противоположную от реки.
    
     Лучше бы Сталин родился дурачком, тогда бы он добрый был, как ангел. Правда, нам прыгать не с кого было бы.


Рецензии