Подарок

- Это что ж такое?
- Да кто ж его знает. Бандура какая-то.
- Да вижу, что бандура... Вчера её здесь точно не было.
Двое мужчин немолодого, помятого вида недоумённо кружили вокруг гладкого, металлического столба, блестящего в лучах нарождающегося солнца. Они обнаружили его, завернув в очередной двор. Маршрут их был неизменен уже несколько лет, и проходили они его каждое утро, в те самые утренние часы, когда многие из горожан ещё досматривали последний сон. Как выражался один из них, они занимались первичной сепарацией бытовых отходов с целью поиска ценных ресурсов и объектов подлежащих вторичной переработке. И хотя, по мнению редких прохожих, они просто рылись в мусоре, они считали такой взгляд на вещи слишком узколобым и в чем-то даже ханжеским. По многим аспектам их деятельность ничем не отличалась от обычной работы. У них был график, рабочее пространство в виде маршрута, по результатам они получали деньги. При этом они были сами себе начальники. Да, запахи порой оставляли желать лучшего. Да, приходилось терпеть косые взгляды местных жителей. Да, иногда приходилось драться с крысами. Но, так то в любой работе можно найти изъян. И вроде, на многое они уже насмотрелись в своей жизни. Но такую странную вещь, в таком неподходящем месте они видели впервые.
- Может это - памятник какой? Сейчас же их не поймёшь, этих художников. Смотришь, вроде просто клякса, а почитаешь, оказывается, что так откровение выглядит.
- Посреди жилого двора памятники не ставят. Подозрительно это. Звони ментам.
- Чего я рыжий что ли? Или времени у меня вагон? Потом стой, жди их полдня. А может, просто сдадим её, и дело с концом? Чего народ зря беспокоить?
- Ты что обалдел? А вдруг это - спутник шпионский упал? Потом хлопот не оберёшься, - и, чуть подумав, добавил, - Да и не утащим мы его. Тут кран нужен.

Столб напоминал огромную чурку для игры в городки, оставшуюся в одиночестве на поле. Метра четыре в высоту и около полуметра в диаметре. Бока её были хоть и гладкие, но с еле заметным узором, который создавался светлыми, по сравнению с остальной частью поверхности, словно выцветшими линиями и кляксами.
Второй вдруг заулыбался, озарённый какой-то идеей:
- А вдруг он пустой, как бочка. Давай попробуем приподнять, пока народ не набежал. Ну, хоть ради смеха.
Второй нехотя согласился. Соблазн был велик. Они встали с разных сторон столба, обхватили его и попытались оторвать от земли.
В этот момент где-то сбоку раздался крик:
- Эй, вы чего там удумали? Вам что, делать нечего? Кто разрешил? Кто согласовал установку? Ну-ка уносите его отседа.
От неожиданности товарищи замерли на месте, вцепившись в столб, и наблюдая, как из ближайшего подъезда к ним бежал мужчина лет семидесяти:
- Оглохли что ли? Уносите его, я сказал.
Если бы столб хоть на сантиметр сдвинулся, при попытке его поднять, они бы приняли появление старика за добрый знак. В случае чего на него бы всё и свалили. Мол, возмущённый житель дома, попросил их, как добропорядочных граждан, помочь очистить двор от незаконного сооружения. Но сейчас это могло перерасти в настоящий конфликт. Наконец один друзей вышел из ступора:
- Так, это. Он не наш.
- Вы что ж, сволочи эдакие, меня за дурака держите? Думаете, я не видел, как вы его сюда поставили? Документы где на установку? Знаю я вашего брата. Сейчас столбы понавтыкаете, потом забор поставите. Оглянуться не успеешь, а посредь двора уже свечка в двадцать этажей торчит. Уносите, быстро!
- Как же мы его унесём?
- Как притащили, так и унесёте!

Через полчаса товарищи уже стояли в окружении нескольких жителей соседних домов. Периодически к их стихийному собранию присоединялись собачники, вышедшие на утренний променад со своим питомцем, школьники, оттягивающие момент появления в храме знаний, молодые мамаши, со своими чадами в колясках. Успел подойти и участковый. Было видно, что он хорошо знаком с местным "заводилой", поэтому и не стал сильно оттягивать их встречу, несмотря на раннее время:
- Спокойно, Василич. Давай по порядку. Что ты видел?
- Выхожу, я, значит, и вижу, как эти двое тащат это бандуру.
- Да как мы её тащить то могли? - завёлся один из товарищей, - Она весит, наверное, целую тонну.
- А ты меня не перебивай. Ты, что же хошь сказать, что я вру?
- Не заводись, Василич, - попытался успокоить его участковый. - Всё зафиксируем, во всём разберёмся, - и потом, переключившись на неудачливых друзей, - Граждане, документики имеются?
- С собой не носим.
- Понятно, тогда проследуйте за мной для выяснения личностей и составления протокола. Василич, у тебя телефон с камерой? Сделай фотографии со всех ракурсов, возьми ещё двоих понятыми и идите ко мне, - затем, похлопав столб, добавил, - Странная штука. Никогда такую не видел.

Соцсети в этот день пестрели фотографиями необычной стелы. Строились теории её появления. Люди организовывались в группы:
- ...Никто не видел, как его привезли. А значит что? Его спустили сверху. Ни одна камера вверх не смотрит. Летай - не хочу...
- Так двоих задержали уже...
- Слушайте их больше. Кто вам скажет, что в город, вот так спокойно пробрался вражеский военный коптер и оставил «подарочек».
- Да нет у военных таких технологий, чтоб посреди ночи бесшумно прилететь, и этого никто не заметил.
- А может власти сами поставили его, чтоб проводить эксперименты по контролю населения. Чем разговаривать с каждым, да тюрьмой пугать, проще разом промыть всем мозги и дело с концом.
- Тебе, похоже, промывать уже нечего. Ты узор на поверхности видел? Часто наши учёные аппаратуру разукрашивают?..


Некоторые, наиболее любопытные, приезжали к столбу, чтобы своими глазами увидеть неожиданно появившуюся достопримечательность. За несколько дней двор стал по-настоящему проходным. Возле столба почти всё время за исключением глубокой ночи, находилась небольшая постоянно сменяющаяся компания людей. Одни останавливались буквально на несколько секунд, чтобы взглянуть на интересные узоры и пойти дальше по своим делам. Другие тщательно изучали завитушки на боках столба и, фотографируя его так, чтобы потом создать развёрнутую карту поверхности. Третьи устраивали небольшие пикники на газоне поблизости.
Местные жители, как могли, пытались прервать это стихийное паломничество. В мэрию, милицию, МЧС полетели жалобы, просьбы и требования принять меры для стабилизации общественного порядка. Наиболее расторопные коммерсанты организовали возле столба торговые точки с традиционным фастфудом.


Тема появления новой «достопримечательности» достигла и кабинета мэра:
- Что там по «Столбу»?
- По столбу? - непонимающе начал первый зам, но тут же вспомнив последние новости, продолжил более решительно, - Всё в порядке. Работаем. Вам не о чем беспокоиться.
- Думаешь? Скажи, вот ты знаешь разницу между рептилоидами и греями?
- Не понимаю о чем Вы...
- Не понимаешь? А вот мне дочь все уши прожужжала про инопланетный контакт. Уже оперативную сумку собрала, чтобы, как только откроется дверь телепортического лифта, стоять в первых рядах на переселение.
- Забавно.
- Тебе может и смешно, а я уже всерьёз начинаю задумываться, над тем, чтобы дома носить шапочку из фольги, чтобы тоже не попасть под влияние этого, как его... пси-излучения. Ты давай, не затягивай. Народ волнуется. Это, конечно хорошо, что они не повышение цен на бензин обсуждают или новую дачу прокурора, но слишком сильно отпускать вожжи тоже не стоит. Мы пресс-релиз выпустили на эту тему?
- Нет ещё. Да и писать-то особо нечего.
- Передай газетчикам, что эксперты занимаются, рассматривается вопрос о демонтаже. Нужно показать избирателям, что всё под контролем...


В это время в одном из издательств редактор беседовал с молодым сотрудником:
- Да откуда вы берётесь на мою голову? Тебе сколько лет? Неужели ты не понимаешь, что в наше время актуальность информации быстро теряется. Люди перестали читать длинные статьи. Сорок процентов вообще только по заголовкам проходятся. А если текст больше чем на два экрана телефона, то они смахивают его и переходят к следующей статье. Не можем мы себе позволить тратить время на полноценное расследование. Мы должны дать читателю информацию по «Столбу» пока тема горячая. Завтра из канализации крокодил выползет, и мы переключился на него, иначе мы отстанем от трендов и читатель, а вместе с ним и рекламодатели перетекут к нашим конкурентам.
- Но как тут в двух словах-то всё рассказать? - не унимался, журналист, - Мало того что никто не знает, как он оказался во дворе, так вокруг него постоянно какая-то дичь необъяснимая происходит. Буквально вчера около него начал читать проповеди какой-то сумасшедший, которого этот столб якобы излечил. Он уже сторонников даже собрал человек десять.
- Когда? Вчера? И ты решил эту новость придержать до лучших времён?
- Нет, я хотел это в окончательную статью включить
- Ладно, давай так поступим. Я пойду на компромисс. Даю тебе карт-бланш на эту тему, но ты будешь выпускать по ней статьи каждый день. Размер 400 - 500 слов. Ты удовлетворишь свою неуёмную жажду расследования, и поднатореешь в написании текста. Я получу материал. Договорились? - скорее утверждая, чем спрашивая, закончил редактор.
- Я постараюсь.
- Не старайся, а делай. Всё, иди, работай.


- Я приветствую вас, на внеочередном заседании Союза по противодействию мировому правительству.
Мужчина оглядел пришедших. На анонимной квартире собрался костяк их движения, все пятнадцать человек, каждому из которых он доверял целиком и полностью. Каждый - фанат их общего дела. Пусть этот наивный молодняк продолжает верить в анонимность соцсетей и мессенджеров. Собравшиеся здесь точно знали, что всё это ложь, пропагандируемая МП. Всё ради того, чтобы усыпить бдительность наивного народа. Вообще такие внезапные встречи были против их собственных правил, но обсуждение текущей обстановки не терпело отлагательств. Председатель продолжил:
- Ну, что ж, наконец-то нас услышат. Появление столба это - явный признак того, что власть имущие начали реализацию своего плана по контролю населения. Уже не вызывает сомнений, что появившийся недавно «Столб» является ничем иным, как инфразвуковым излучателем, который воздействует на наших сограждан. Об этом подробнее мы поговорим чуть позже, я же пока вкратце опишу ситуацию. Согласно результатам недавнего опроса с его появлением увеличилось число зарегистрированных случаев мигрени у стариков, беспокойного сна у детей и даже несколько случаев энуреза. Всё, как мы и ожидали...


Карикатурного вида профессор с острой бородкой и взлохмаченными седыми волосами сквозь толстые стёкла очков вглядывался в удостоверение, развёрнутое молодым человеком, которого он про себя назвал "черным пиджаком":
- Из органов, значит - вздохнул профессор, доставая платок из внутреннего кармана и протирая лоб.
- Всё верно, - сказал мужчина убирая книжечку.
- Не думал, что на своём веку с вами ещё раз встречусь. Так, чем обязан?
- Что Вы можете рассказать мне о так называемом «Столбе»?
- Ааа, и вы попались на эту удочку? Профанация это всё, молодой человек. Чья то шутка. Ничего интересного.
- Возможно. Поэтому передо мной поставлена задача, убедиться в этом. Мне нужно знать из чего он состоит, откуда появился и представляет ли угрозу. Вас мне порекомендовали как специалиста в материаловедении. От Вас мне нужно заключение по свойствам этого сооружения.
- Но, молодой человек, у меня учебный процесс в самом разгаре. А химический состав вам любой аспирант определит.
- С ректором я уже переговорил. Он же мне Вас и порекомендовал.
- Не забыл, значит, случай на корпоративе. Понятно, - усмехнулся профессор. - Хорошо, будет Вам заключение. Я могу кого-нибудь ещё привлечь к работе?
- Можете, но без посвящения в детали. Представьте это, как работу сугубо научного характера.


- Я тебе говорю, это торгаши всё придумали. Ты видел, как пятачок возле него ларьками сразу оброс? - мужчина развёл руками, будто пытаясь показать масштаб коммерческого размаха хитрых продавцов.
- Да ты представляешь себе насколько дорого такую штуку отлить? - спорил с ним второй, заходя за своим собеседником в автобус. - Это тебе не монетки на ярмарке штамповать.
- В газете писали, что его могли напечатать на 3D-принтере. Причём сразу на месте.
- И смысл?
- Да чтоб из нас последнее вытащить. У нас же работать никто не хочет. Готовы втюхать народу всякую дичь, а мы и рады кровные свои отдать. Ты видел? Они уже на второй день начали столбики сувенирные продавать. Как они их так быстро изготовили? Я тебе говорю, это сговор. Они заранее всё продумали. А магнитики эти. А вода, якобы заряженная. Да они на одних пирожках целое состояние уже сделали.
- Проезд оплачиваем, - возле собеседников возникла кондуктор.
- И вы туда же - выпалил первый в запале спора. - Последнее из народа тянете. Да проезд бесплатным должен быть. Куда мои налоги идут?
- Все до копейки мне на новые туфли. Как раз Ваших двадцати рублей на них не хватает - не растерялась кондуктор. - Оплачиваем, оплачиваем.
- Да ну, вас, - почти по-детски насупился мужчина и полез в карман за мелочью.


«Чёрный пиджак» и молодой журналист сидели на летней веранде кафе. Пасмурная погода и будний день способствовали тому, чтобы их разговору никто не мешал.
- Да Вы не ершитесь так. Мне не нужно, чтобы Вы предавали свои идеалы или сливали информацию. Я наоборот заинтересован в том, чтобы помочь Вам в Вашей работе. Я смотрю Вы неплохо погрузились в тему «Столба».
- Так значит правду говорят, что это какое-то иностранное вмешательство?
- Отнюдь. Моё появление здесь носит исключительно бюрократический характер. Собрать сведения, оформить докладную и положить её на полку. Не дело, когда в стране что-то происходит без нашего ведома, пусть даже и такое незначительное событие. Но и плодить слухи своим появлением из-за такой мелочи - не в моих интересах.
- Значит, Вы хотите собирать информацию моими руками?
- Всё верно. Вы будете моими глазами и ушами. Я же в свою очередь помогу Вам получить доступ к некоторым закрытым дверям. Никакого подвоха. Как видите, я с Вами откровенен. Но отмечу, что наше сотрудничество является строго конфиденциальным.


- Приветствую всех, кто присоединился к нам на волне "Солнечного дождя". А мы продолжаем общаться с нашим столичным гостем, профессором в области социологии...
- Полагаю, Ваши радиослушатели уже устали слушать о моих регалиях
- ... и очень скромным человеком. Хорошо, давайте с Вами обсудим ещё и реальный пример, который происходит буквально в текущее время. Я думаю, местные коллеги с научного форума уже рассказали Вам о случае со «Столбом». Как по Вашему мнению, можно объяснить такой ажиотаж, связанный с ним?
- Люди испокон веков пытались объяснить непонятные для них вещи. Когда-то, например, таковыми являлись умение птиц летать, возникновение огня, да даже восход и закат солнца. И одно дело, когда это происходит где-то там далеко, и совсем другое, когда до чуда можно дотронуться рукой.
- Вы считаете возникновение «Столба» примером чуда?
- В некотором смысле. Я не хочу, чтобы мои слова восприняли превратно. Это вопрос семантики. Мы - учёные, не оперируем такими понятиями. Но несомненно на текущий момент это нечто необъяснимое, и люди пытаются понять суть этого явления. И из-за того, что, как мы говорили ранее, в нашем обществе нарушен институт авторитетов вместо вяло текущего развития ситуации мы наблюдаем локальные информационные всплески, которые пытаются перетянуть внимание реципиентов на себя.
- Неужели в прежние времена такого не происходило?
- В меньших масштабах. Довольно долгое время главенствующими источниками информации были государство и церковь. Они были достаточно инертны, но обладали ресурсами и средствами для навязывания своей точки зрения. И людям приходилось строить свои суждения, опираясь на видение реальности этих социальных столпов. Сейчас же доступ как к самой информации, так и к средствам её распространения есть практически у каждого, и следовательно любой может транслировать своё уникальное видение мира.
- Скажите, а это не опасно? Вот такое необузданное блуждание человеческой мысли. Ведь многие в своих рассуждениях скатываются, уж извините, в абсурд.
- В самом блуждании мысли, как Вы его назвали, ничего страшного нет. Это обычный процесс изысканий. Любое открытие с этого начинается. Хуже, когда есть навязанная извне догма. Потому-что она способствует развитию процесса сопротивления, действия вопреки, даже если сам результат противопоставления может быть абсурден. А в обычном обществе всё будет зависеть от социальной саморегуляция. Если общество, так сказать, здоровое, то оно отбросит все ложные течения, и продолжит своё развитие. Если же имеет значительные изъяны, то это действительно в конечном итоге может привести к его гибели.
- Надеюсь, что случай со «Столбом» не будет иметь таких глобальных последствий?
- (смех) Нет. Конечно нет. Я думаю глобальность этого события слишком преувеличена.


- И что, ни одна камера не зафиксировала никакого движения на прилегающей территории?
Участковый хмуро смотрел на мужчину в чёрном классическом костюме, сидевшего напротив. Он нутром чуял, что это внезапное появление в его кабинете не сулило ничего хорошего:
- Ну, нет на прилегающей территории камер. Не в столице живём, чтоб на каждый столб камеры вешать.
- Ладно, а где его могли сделать предположения есть?
- Понятия не имею. Заводов сталелитейных у нас нет. А в домашних условиях такую дуру не изготовить.
Мужчина испытующе посмотрел на участкового:
- Я смотрю, лейтенант, в капитаны ты не стремишься.
- Да сдался мне этот столб. Стоит, никого не трогает. У меня каждые выходные, то поножовщина, то драка пьяная. Рук у меня не хватает, понимаешь-те. Я пока все дела оформлю, неделя проходит, а там уже всё по новой. Домой к полуночи возвращаюсь.
- Ты мне на жалость не дави. Не на паперти. Взялся за работу, так выполняй. Ладно, - немного успокоившись, он протянул участковому бумагу со списком адресов и номеров телефона. - Сделаешь запросы вот в эти организации на получение видеозаписей с камер наружного наблюдения. Стажёры у тебя есть?
- Откуда.
- Хорошо, я поговорю, выделят тебе человечка на время. Ищем грузовик, с манипулятором, засветившийся на камерах с двух до четырёх утра. О результатах доложишь мне.


- Смотри, смотри, смотри, - парень тащил сонную девушку к светящемуся в темноте монитору.
- Ну что у тебя случилось, то? Четырёхмастный пасьянс удалось разложить?
- Чего? - парень на мгновение замер, вникая в суть вопроса. - Неужели ты считаешь меня настолько мелочным? Бери выше. Твой муж скоро станет знаменитым. Я расшифровал послание.
- Какое ещё послание?
- Которое написано на столбе.
- Там же нет никаких надписей. Ты сам говорил.
- Очевидных нет. Но эти странные узоры, на его боках... В общем, я решил исходить из теории, что это бинарный код. Тёмные и светлые участки это - нули и единицы. Я написал программу, которая, анализируя карту его поверхности, подбирает сетку для определения средней ячейки, содержащей бит информации.
- Откуда у тебя карта? Ты же, вроде, только издалека его фотографировал.
- Знакомый с форума поделился.
- И что получилось?
- Сначала сплошной хаос. Но я подумал, а вдруг его поверхность, как упаковка на подарке, повёрнута относительно основной оси.
- Хитро. И ты решил покрутить карту по кругу.
- Точно. И посмотри, что я обнаружил при повороте на тринадцать градусов.
Девушка, наконец, взглянула на монитор. Белый фон экрана был усеян точками, среди которых были проставлены цифры:
...31415....
.....149597..
.6626......
..299792....
- И что это значит? - зевая, спросила девушка.
- Неужели не видишь? Число Пи, астрономическая единица, постоянная Планка, скорость света.
- Ого, круто. И в чём смысл послания? Мы же и так эти значения знаем.
- Так в этом и смысл. Это как ключ, который позволяет говорить нам на одном языке с его создателями. Они показывают нам, что тоже знакомы с этими базовыми величинами, а значит общение возможно.
Девушка устало улыбнулась:
- Класс. Горжусь тобой. Ты у меня просто гений, - она поцеловала его в щёку. - Но пока ты у меня не стал всемирной знаменитостью, тебе всё ещё нужно ходить на работу. Давай ложиться спать. А завтра продолжишь разбираться с этой бинарной загадкой с новыми силами.
- Ложись, я пол часика ещё посижу.


Журналист сиял: «Кажется, нашёл».
В этот раз они словно в дешёвом сериале встретились в парке на лавочке. Журналист держал в руках распечатки каких-то документов.
- Арт-студия "Дилижанс". Год назад они на своём сайте выставляли проект скульптуры, похожей по структуре на наш столб. Из двух разнородных металлов. Олицетворение единения Инь и Ян. Говорят, что разработали для этого уникальную технологию. А вот отчёт с открытых торгов, трёхмесячной давности, согласно которому они приобрели крупную партию металла. Правда, по моим прикидкам его на десять таких столбов должно было хватить.
- Ну, что ж. Поздравляю с сенсацией, - мужчина взял из рук журналиста бумаги и оглядел их беглым взглядом. - Кажется дело раскрыто. Мы тоже на них вышли через транспортную компанию. Пока дело ещё в производстве и деталей я раскрыть не могу, но Вы загляните на днях к местному участковому. Я думаю, он не откажется засветиться в местных новостях по теме раскрытия «громкого дела».
- И это всё?
- Здесь моя миссия завершена. Я ещё отдельно пообщаюсь с владельцем студии, но основной материал уже собран. Кульминацию оставляю на Вас. Вы чем-то расстроены?
- Как-то... не знаю... просто, что ли всё оказалось.
- Ну, Вы же не знаете ещё причин. Хотя там, вроде бы, всё банально. Какой-то спор произошёл с  заказчиком. Но здесь уже всё будет зависеть от того, как Вы продадите эту историю. Не зря же вас называю четвёртой властью.
- Предлагаете приврать?
- Ну, зачем же так грубо - улыбнулся агент. - Просто приправьте её интересными догадками. Про безумного художника, например, или несчастного влюблённого.
- Нет уж, - улыбнулся в ответ журналист, - Таких историй и без меня наплодят. Пожалуй, выясню всё до конца и расскажу, как всё было на самом деле. Всё-таки я для этого и пошёл в журналистику.
- Ну, что ж, похвально. Спасибо за сотрудничество.
Они пожали друг другу руки и распрощались.


А столб продолжил стоять. Местные жители добились выделения средств на благоустройство их двора в связи с его возросшей социальной значимостью. У новобрачных появилось новое место для фотографий. А двум друзьям, продолжавшим предрассветные обходы, пришлось изменить свой маршрут, решив, что они от этого двора и так натерпелись.


Рецензии