Карл v... говаривал

  «Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он русскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того – богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков» (М.В.Ломоносов).
 Но вот теперь мы видим, что с родным русским языком не всё у нас в порядке. Ещё несколько лет назад депутат Государственной Думы Ирина Яровая во время дискуссии в стенах нашего парламента о проблемах в сфере образования сказала: «Мы обсуждали вопрос качества образования. У нас студенты МГИМО плохо говорят на русском, у нас в некоторых школах ученики не могут без ошибки написать слово «вода». Трудно поверить, но, наверное, депутат знала, о чём говорила.
  А ведь не только в "воде" дело. Лично я знал человека с высшим образованием, члена КПСС, вполне себе русского, который название города на Волге, в котором построен "Автоваз", писал "Тальяте". Я упомянул членство в партии не ради какой-то насмешки, а потому, что высокообразованному коммунисту надо бы знать, кто такой Пальмиро Тольятти, в честь которого переименован Ставрополь-на-Волге, и как пишется фамилия этого человека. Опять можно сказать, что это частный случай. Но есть уже и какие-то пугающие закономерности.
  Например, стало чересчур много людей, которые никак не могут понять разницу между "тся" и "ться"; сегодня открываю в "Яндексе" новостной раздел, и первая же фраза "За последние годы пенсионная система успела изменится" повергает в замешательство - не потому, что это прочитал здесь и сейчас, а потому, что читаю подобное каждый день то там, то там. Каждый день читаю "в тоже время", и до того к этому привык, что когда вижу правильное написание этих слов, начинаю сомневаться... "Итак" и  "и так", "чтобы" и "что бы", "зато" и "за то" - если кто-то скажет, что видит везде только правильное написание этих слов, я не поверю. Не поверю не только потому,что вижу часто именно неправильное написание, но и потому ещё, что это не какие-то изолированные факты, а часть общей "картины маслом": говорят и пишут "координальный" вместо "кардинальный"; говорят "я разочаровалася", "мне показалося" или совсем ужасное "вообщем".
  Впереди других в этом процессе шагают блогеры. Чего только не насмотришься и не начитаешься на виртуальных просторах. Там ведь не только безграмотность, но безграмотность сплошь и рядом сопровождается ещё и откровенной грубостью, глупостью и хамством, что стало обычным явлением и чуть ли не правилом "хорошего тона", особенно в комментариях. Автора непонравившегося текста могут так "приложить", и на таком языке, что смысл и содержание дискуссии сразу уходят на задний план и забываются. Перебранка в социальных сетях да ещё и с использованием ненормативной лексики (проще говоря - мата) стала чуть ли не "жанром художественного слова". И как-то уже само понятие "блогер" стало носить пренебрежительно-несерьёзный оттенок.
  Безграмотность проникла даже и в святая святых - в СМИ, где просто обязаны быть и редактура, и корректура, какой-то второй просмотр каждого текста или даже третий. Однако в солидных политических изданиях обсуждают вопрос о "приемнике" Президента, хотя путать приемник и "преемник" просто непозволительно даже в школьном возрасте. Построже надо бы быть в таком серьёзном вопросе.
  Хорошо бы и уважительнее относиться к именам собственным - именам и фамилиям с не самыми распространёнными в русском языке окончаниями, помнить, что такие имена собственные по одному правилу склоняются, когда речь идёт о лицах мужского рода, и по другому правилу для лиц женского рода: с господином Стельмахом, но с госпожой Стельмах, с Иваном Кравцом, но с мадам Кравец; в гостях у своего приятеля Валеры Боднара я увидел его сестру Нину Боднар и т. д. А на практике,  в том числе даже в печати и на афишах, часто видим, что и в мужском роде подобные фамилии не всегда склоняют. Режет слух, но никуда не деться - приходится слушать: "Вчера ездил на рыбалку с Володей Любарец" и т. п.
  Так в чём же дело? А всё просто: читаем мало, с детства перестали читать хорошую русскую литературу. Некогда! В гаджеты уткнулись и что-то там смотрим, смотрим - в школе, в метро, дома, с утра и до вечера смотрим... А взять в руки томик И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя, М.А.Булгакова уже и в голову не приходит. Зачем? Мы же в школе их проходили, и хватит - всё знаем об "Отцах и детях", "Мёртвых душах" и прочих не очень актуальных в наше время вещах.
  И не только читать некогда. Есть и другие важные и необходимые в повседневной жизни дела, изучение английского языка, например. Чуть ли не у каждого выхода из метро в недавнем прошлом нас встречАли с предложениями посещать курсы английского языка; теперь то же самое навязчиво предлагают на всех "площадках" в интернете. Нужно это нам? Нужно, и никто не спорит и не возражает. Но каждый, кто хоть раз в жизни учил любой иностранный язык, знает, что изучение второго языка тем легче и продуктивней, чем лучше ты знаешь какой-то первый язык. А если первый (родной) толком не знаешь и писать грамотно не умеешь, то о чём дальше говорить? Как английский учить?
  Теперь ещё немножко о школе, где всех нас с первого класса учили и учат читать и писать на родном языке. Так вот, в средней общеобразовательной школе в современной РФ для изучения русского языка отводится в среднем (в разных школах по разному) меньше времени, чем для изучения языка иностранного. И такая практика находит обоснование: дескать не нужно изолировать страну от всего остального мира. А разве кто-то призывает к изоляции? Разве забота о выделении достаточного времени для качественного преподавания русского языка содержит в себе призыв "к изоляции от всего остального мира"? Углублённое изучение родного языка может только способствовать лучшему пониманию и изучению иностранных языков. Но опять находятся причины поступать несколько иначе. И тут прямо-таки недобрую службу сослужило введение ЕГЭ. В стенах школы можно услышать, что русскому языку мы не учим, а с первого класса готовим учеников к сдаче ЕГЭ.
  Так в этом-то и дело! Учить детей понимать богатство и красоту русского языка, многообразие и выразительность его грамматических форм - это одно, а тренировать (чуть было не написал "натаскивать") детей в ответах на тестовые вопросы ЕГЭ - это совсем другое. Реальным углублённым изучением заниматься надо долго и кропотливо, а отдача приходит не сразу. При форсированной же подготовке к ЕГЭ результат в виде желанного балла на экзамене приходит гораздо быстрее.
  Но проблема как раз состоит в том, что мы наблюдаем падение русского языка в целом – и даже не в зарубежном пространстве, а у себя, в России. «Падение нации начинается с падения языка»  (Иосиф Бродский). И сказано это было тогда, когда русский язык учили в школах не для того, чтобы ответить на вопросы ЕГЭ, а чтобы грамотно писать и излагать свои мысли без всяких «как бы» и «ни фига». Мы же в настоящее время видим, что становится всё больше людей, которые как раз и не умеют связно и толково говорить, тем более – писать. Во властных кулуарах говорят уже о том, что надо создать какие-то специальные курсы для работников госаппарата управления, потому что многие из них не в состоянии грамотно исполнять служебные документы. 
  А для "звёзд" и законодателей мод на телеэкранах, не умеющих связать двух слов, тоже курсы родного языка открыть - с обязательным посещением и сдачей экзаменов?
  Так, может быть, всё-таки начинать надо со школы, а не с курсов для взрослых? Тогда и не будет управленцев, не владеющих государственным языком, и косноязычных "лидеров мнений"
  "Перед вами громада - русский язык! Наслажденье глубокое ждёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его" (Н.В.Гоголь). И давайте скажем себе, только честно скажем: мы уверены, что можно познать эту громаду - "великий, могучий, правдивый и свободный русский язык"(И.С.Тургенев), не изучая этот язык глубоко и целеустремлённо?

   Ю.Лодин. 25.06.2022 г.


Рецензии