Фотография из прошлого

   Почти месяц я с нетерпением ждала возможности позвонить в небольшую, почти забытую людьми деревеньку, затерявшуюся в бескрайних болотах Васюганья Томского заполярья. Рассматривая её в Интернете через космическую съёмку, удивлялась тому, что там ещё живут люди. Буквально несколько домишек на берегу северной речки Таволги, вокруг сплошные болота и тайга! Дорог, как мы это себе представляем, нет. Пунктирной линией на съёмках отмечен летний путь и зимник. Связавшись по телефону с почтовым отделением районного центра посёлка Кедрового, в разговоре работники почты мне объяснили, что сообщение с Нижней Таволгой крайне затруднено в любое время года. Мне обещали сообщить о том, когда будет установлена связь. Как выяснилось, и моё письмо, отправленное месяц назад, тоже лежит там же без движения. И вот потянулись длительные дни ожидания.

   В этой деревушке когда-то в тридцатые годы жили раскулаченные в период коллективизации крестьяне из разных районов нашей России. Кто-то, не ожидая террора со стороны Красных Советов, сам уехал в эти суровые края, надеясь на то, что туда не дойдёт Советская власть. Но она пришла. Сюда, в непроходимые болота, окружённые вековой тайгой, пошли обозы с несчастными жертвами раскулачивания. Небольшое поселение вошло в особое государство, название которому СибЛаг. След родного брата моего деда привёл туда, в Нижнюю Таволгу.
 
   Время быстротечно и неумолимо. Уже давно ушёл из жизни дед, его брат тоже, но надежда найти кого-нибудь из его внуков или правнуков, во мне жила. Надо сказать, что люди в тех суровых местах особые. Я поняла это, общаясь с работниками администрации, отделения почтовой связи посёлка Кедрового Томской области. Получив моё письмо с просьбой оказать помощь и содействие в поиске сведений об искомой семье, они проявили понимание и сочувствие. И вот передо мной телефон и адрес старожила села Нижняя Таволга. Старенькая женщина, которая знала брата деда, и как мне сказали, может многое рассказать о его семье.  Я жду возможности связаться с ней.
 
   Александра Ивановна позвонила мне сама. В телефонной трубке раздался громкий, ясный голос говорившей. Даже нельзя было представить, что на другом конце телефона со мной разговаривает женщина, которой скоро исполнится сто лет! Мои ожидания оправдались! Александра Ивановна дала мне адрес и телефон дочери дедушкиного брата. Вскоре я получила от неё большое письмо, в котором были даже фотографии. Потом мы долго говорили с ней.

   Ефросинья Анисимовна жила с дочерью в Томской области в одном из отдалённых районов таёжного края. Она смущалась,  не скрывала своего сомнения в родстве со мной. Женщина не знала обстоятельств, которые привели семью в СибЛаг. Родившись и прожив там большую часть жизни, в её памяти только сохранилось название местности, из которой родом были её родители. За эту ниточку я и ухватилась. И тогда Ефросинья Анисимовна сказала, что хранит фотографию неизвестных ей людей, которую нашла в бумагах отца.
 
  С её слов, это была семья в трёх поколениях. Вскоре она выслала мне её через Интернет. На фотографии была семья моего деда: он, Григорий Самсонович, его жена, Мария Назаровна, его сын с семьёй, моей дорогой мамочкой и её братом!  Такая фотография хранилась и в моём альбоме! На обороте написано: «Город Камень-на-Оби, 1952 год».

   Благодаря этой фотографии из  прошлого мне удалось найти родных и Марии Назаровны, которые тоже проживали на территории бывшего таёжного СибЛага и сохранили фотографию неизвестной для них семьи.

  Удивительная была традиция в семьях наших дедушек и бабушек, дарить фотографии своим родным и близким! И чудо, что они хранятся в наших семьях и сегодня!


Рецензии
здравствуйте
прочитал с интересом, анализирую, думаю.....
нашли ключик к читателю
спасибо
мир Вашему дому
с уважением Олег

Олег Устинов   14.02.2023 10:54     Заявить о нарушении
Срасибо,Олег,за прочтение миниатюры.Люди,которых я нашла благодаря фотографии,так и живут в бывших ссыльных территориях Томской области.Очень хорошая и большая семья! Мы не терямся более. Казалось бы, что чужие совсем люди, но когда осознаешь, что наши прадеды родные братья,все встает на свои места.Фотографию при желании можно посмотреть,открыв повесть "Щит и вера".
С уважением,Галина.

Галина Пономарева 3   14.02.2023 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.