Вера Мухина. Рабочий и Колхозница

    Кремль – Лубянка – Сретенка - проспект Мира – Ярославское шоссе - Мытищи – город Королёв -  Сергиев Посад. Когда-то это было направление движения, чаше всего пешего, к самому святому месту России. Этим путем прошли миллионы  паломников всех сословий и состояний. Они шли  к Троицко – Сергиевской Лавре. Около 70 километров. Шли в молитвах и  непростых думах о Боге, о себе, об отечестве. Включая царственных особ от Ивана Грозного до последнего императора Николая второго со всею многочисленной свитой и всем его семейством в 1913 году. Через пять лет большинство из них  будут  расстреляны. Бог не воспрепятствовал этому преступлению.
 
   Однажды этим путём попытались пройти и французы в 1812 году. Они уже хорошо пограбили Москву и Кремль и теперь за тем же самым они шли к известному монастырю. Но Бог миловал. Не было в те времена широкого прямого тракта и асфальтового пути. Было направление. И запуталась-заблудилась вражья сила. Не дошли и повернули назад.
 
   Много и многих видел этот путь. А сегодня это по большей части туристический маршрут. Едут туристы прямым путём в комфортабельных  автобусах с кондиционерами.  И я тоже еду с ними . Не паломник, а смиренный мирянин. Еду тем же  путем, которым не раз пешком прошёл Иван Грозный. Только царь прошел  раз 5-6, а я не одну сотню раз.
 
      Вот и сегодня я сижу  на переднем откидном сидение с микрофоном в руке. Позади меня, представьте себе, французы. Опять они. Только сегодня они едут туда, в Лавру, с целью посещения еще одного туристического объекта. Все они побывают в нём впервые. И всё что ни есть вокруг, и дорога, и древний монастырь, всё впервые. Они приехали в далёкую чужую, непонятную, даже таинственную и мистическую страну. Ну а я здесь с микрофоном, чтобы показать, рассказать и вообще приобщить их в меру моих сил и знаний к тому, что называют русский мир. Страшно трудная, да и почни невыполнимая миссия. Ну, что ж, пусть это будет первое приобщение к этому миру. А первое впечатление – оно самое стойкое.

                *****
    Дорога длинная. Посмотрите направо, посмотрите налево. Особенно насыщенным этот процесс начинается с того места, когда впереди появляется высокая титановая стела в честь первых покорителей космоса. Эта стела  яркое, материальное воплощение того , что это покорение началось впервые именно в России. Мы это знаем, помним и гордимся этим. А мне надо напомнить об этом нашим иностранным друзьям.

   Слева вдали мелькнет Останкинская башня,сегодня вторая по высоте телебашня в мире – выше 500 метров.
 
     Справа – первый путевой храм. Храм Тихвинской Божьей Матери. Что это за путевой друзьям не понять. А объяснять слишком долго. Достаточно сказать  Notre Dame. Поймут без объяснений.
 
   А путевой, потому как он стоял на пути царя Алексея Михайловича, когда он ехал   на богомолье в Лавру или на охоту в густых лесах Подмосковья. Останавливался, чтобы вознести молитву Богу. Таких храмов на пути к Лавре было построено несколько.

 Храм Тихвинской Богоматери  пережил многое. К примеру  наполеоновское нашествие. Трапезную богохульники превратили в конюшню. Последний факт я упоминаю по настроение. Зачем ранить национальные чувствительные струны гостей  этим достоверным событием. Лучше обойти щепетильный момент. Они приехали к нам вовсе не за тем, чтобы выслушивать назидательный урок. Я помню об этом.

   А теперь, сhers amis, быстренько посмотрим налево. Вдали видим строение,  напоминающее триумфальную арку. Нет, это не арка. Это главный вход в главную выставку страны.  Когда-то не так давно каждая из 15-ти республик СССР имела здесь свой  павильон, созданном в национальном архитектурном стиле, который  показывал достижения страны  во всех областях. По сути,  это огромный парк, который и сегодня притягивает массу народа. Это путешествие вполне осязаемое в наше прошлое, от которого никак невозможно отказаться. За неимением времени, поговорим об этом на обратном пути.

    А сейчас посмотрим направо и увидим чрезвычайные интересные для вас здания. Вот огромная серая масса - это гостиница «Космос», самая большая в Москве. Или, как у нас её называют, полстакана. Посмотрите на форму здания, и вы поймёте почему так.
 
    А вот площадь перед гостиницей носит имя вашего президента, генерала Де Голля. Не надо удивляться. Генерал имеет у нас исключительно позитивный имидж. Он дважды приезжал в СССР. И мы помним его слова, сказанные с балкона Моссовета: Vive l’amitie  entre les peuples russe et francais. (Да здравствует дружба между народами России и Франции)

    Гостиница была построена группой советских и французских архитекторов. На открытие гостиницы приезжал к нам в Москву Джо Дасен. А у нас он популярен и по сей день не менее, чем во Франции.
 
    Ну а теперь посмотрим налево. Самая известная и знаменитая статуя советских времён. «Рабочий и колхозница».
 
                *****
    Я знаю этот монумент с детства. Даже раннего детства. Впервые увидел на экране киноклуба «Коммуна», в который мой отец водил меня смотреть кино. Телевизоров тогда  ни у кого не было. Единственная радость - киноклуб «Коммуна» на Большой Тульской один раз в неделю в  воскресенье.  В нетерпении увидеть  живые картины с белой плоскости экрана я ждал всю неделю. И когда кино начиналось, в глаза бросалось сначала  это изображение. Оно двигалось, делая полуоборот, и застывало  прямо в центре у всех на глазах.
 
   Мне было лет 5-6. Ну и что я мог понять в изображении этого монумента серебряного цвета. Ребёнок начинает постигать видимый мир прежде всего не разумом, а чувством и душой. Об этом говорил Экзюпери устами Маленького Принца. И как часто ребёнок прав в этом восприятии мира.
 
     Я не понимал эту впечатляющую  картину на экране, но смысл старался постигнуть. Мой пытливый детский ум проникался этим изображением и  наполнялся чувством страха. Да, детского страха. Две фигуры с экрана нависали недо мной  в неудержимом устремлении в бесконечное пространство. Они наступали на моё детское сознание и мне хотелось зажмурить глаза и спрятаться под кресло. И я не понимал, почему каждый фильм предварялся этим изображением.
 
     Но я видел это изображение не только на экране. На почтовых открытках, на плакатах, афишах, в книгах и учебниках и даже в замечательном фильме «Светлый путь».
 
  Но время шло. И сознание моё стало, как говорят сегодня, наполняться историческим контентом. Я стал постигать  статую не только  чувством, но а разумом. А это не менее увлекательное занятие.
 
   Эта статуя – примета своего времени. Она могла появиться только тогда, когда появилась. Не позже, но  и не раньше. Она творение того необыкновенного времени. Когда было сказано всей стране «ВРЕМЯ  ВПЕРЁД». Послушайте это музыкальное творение Свиридова.  Оно как нельзя лучше введёт вас в тот уже далёкий пласт времени. Не случайно именно эта музыка целиком была полностью  использована   на открытие Олимпиады в Сочи, когда нужно было представить исторический период СССР.
 
  А я вспоминаю и другое гениальное творение,  характеризующее эпоху  великих свершений. «Марш энтузиастов». Гениальная музыка и гениальная слова.
 
 Вспомним:
 
В буднях великих строек,
В веселом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
Ты по степи, ты по лесу,
Ты к тропикам, ты к полюсу
Легла родимая, необозримая,
Несокрушимая моя.

Нам нет преград ни в море, ни на суше,
Нам не страшны не льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века!

Нам ли стоять на месте!
В своих дерзаниях всегда мы правы.
Труд наш - есть дело чести,
Есть дело доблести и подвиг славы.
К станку ли ты склоняешься,
В скалу ли ты врубаешься, -
Мечта прекрасная, ещё не ясная,
Уже зовет тебя вперед.

Создан наш мир на славу.
За годы сделаны дела столетий,
Счастье берем по праву,
И жарко любим, и поем, как дети.
И звезды наши алые
Сверкают, небывалые,
Над всеми странами, над океанами
Осуществленною мечтой.
 
    Дух захватывает. Вдумаемся. Ведь нигде и никогда ничего подобного не происходило. Даже и знаменитая Марсельеза уступает по энергетике, по силе мощи и исторического оптимизма.
 
    У каждого времени и у каждого события есть своя музыка. Когда я вспоминаю об этом времени, хотя я не жил в нём, в ушах звучит «Марш энтузиастов», как у французов при мысли о  событии 1789 звучит в ушах  «La Marseillaise». Уже на вечные времена. Пусть слова и настроение никак и не соответствует нашей эпохе. Но без этого события и без сопровождающей его мелодии не было бы и современной Франции. Да и мир был бы другим.
 
   Точно так же и без этого «Марша Энтузиастов» не было бы и нас, и мир тоже был бы другим.
 
    А «Марш» гениально передает героическое устремление великой страны к миру социальной справедливости и возможности самореализации в жизни  всех и каждого. «Счастье берём по праву» Прочтите текст песни и проникнитесь смыслом каждой строки.

    И не говорите мне , что это утопия. Потому как любая вера – это тоже утопия. И вера в Бога и в загробную жизнь, это тоже утопия не хуже и не лучше, чем всякая другая вера.
 
  Вот и эта скульптура тоже замечательно передаёт то, что было сказано и передано в музыке Дунаевского на слова Дактиля. Надо думать, и в ушах  ваятелей монумента тоже звучал этот волшебный звук эпохи. Он продиктовал форму и размеры  скульптуры, воплощенные в металле из нержавеющей стали.

                *****
    Удивительно. Главным создателем самой известной скульптуры СССР была женщина – представительница слабого пола. А кем она была? Вот несколько слов о ней и её жизни.
 
     Она родилась в 1889 году в Риге в семье коммерсанта Мухина. То есть в семье не бедной. Родительский дом сохранился.  А вот детские и девические годы  провела она  в Феодосии,  куда увёз её отец, опасавшийся за здоровье дочери.  Основания для беспокойства были. Когда ей было два года, от туберкулёза умерла её мама.  А когда ей было 15 лет, не стало и её отца. Её приютили родственники в Курске.
 
   После окончания гимназии она с сестрой переехала в Москву и поселились на бульваре Пречистенском.
 
   Позже с ней случился досадный случай. В 1912 году она была в имении своего дяди в Смоленской губернии. Ей было 23 года и она каталась на санках.  И вот  во время катания она врезалась в дерево, сучок которого отрезал ей нос. Нос пришили в смоленской больнице, но шрамы остались на лице на всю жизнь. К тому же лицо девушки, восстановленное французскими хирургами, стало другим: по-мужски большим, грубоватым и очень волевым.
 
     В 1912—1914 годах жила в Париже , где  училась у французского скульптора-монументалиста Бурделя. А он был учеником знаменитого Родена.
 
   Она вернулась  в Москву летом 1914 года, Через 2 недели началась Первая мировая война. И представьте себе, Вера Мухина окончила курсы медсестёр и потом работала в военном госпитале.
 
   Потом была революция и она никуда не уехала в отличии от многих художников и прочих представителей творческой интеллигенции. Она подумала, что и при новой власти у неё будут возможности для творчества. Не ошиблась. Тут подоспел «Ленинский план монументальной пропаганды». Какое широкое поле для творчества. Посыпались заказы для создания городских монументов.  Наконец поступил заказ на монумент  главный в её жизни , прославивший, можно сказать, обессмертивший её имя.
                *****
    1937 год. Всемирная выставка в Париже.  47 стран участниц. У каждой страны  свой павильон, содержание и форма которого должны показать, отразить самое лучшее и привлекательное каждой страны. Задача чрезвычайно важная и трудная. Люди будут судить о мощи, исторической перспективе, жизнестойкости государства по наглядному представленному материалу.

    СССР тоже участвует во всемирной выставке. А СССР – эта единственная страна из всех прочих, которая пошла по-иному, неслыханному пути развития. Неслыханному и невиданному. Фантастическому пути, никем ещё не пройденному. Мы первые. И поэтому надо было показать и доказать, что путь этот правильный. И было легко предположить какое пристальное внимание притянет наш павильон.

    Главными  создателями советского павильона были двое. Архитектор Иофе. Он уже отметился строительством Дома на набережной и проектом Дома Советов. И скульптор Вера Мухина.
 
    Повторяю, особое значение придавалось идейной направленности не только экспозиции, но и архитектуре павильона.
 
   Павильон должен в жизнерадостных и ясных формах выразить творчество нашей системы жизнеустройства, несущей с собой небывалый подъем массовой культуры и раскрепощение всех творческих способностей человека.

     Вера Мухина была человеком очень образованным и в своих поисках образа будущей скульптуры она обратилась к античности. А именно к известной скульптуре двух древнегреческих персонажей. Она представляла двух обнажённых здоровенных мужчин Гармодия и Аристогитона. Они были тираноборцы, тираноубийцы и освободители древнегреческих афинян в 514 г. до нашей эры. Они убили двух братьев-тиранов и сами погибли.

   Они почитались как национальные герои и основатели свободного государства, в их честь был установлен культ, сочинялись песни. Афиняне воздвигли им на Агоре   легендарный памятник «Тираноборцы». Открыв Интернет, вы легко найдёте эту скульптуру.
 
    В интерпретации Мухиной тоже два персонажа, стоящие вместе мужчина и женщина. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты - рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ.   Они в движении. Они олицетворяют движение вперёд к коммунизму.
 
    Скульптура производила ошеломляющее впечатление на тех, кто снизу взирал на неё. Ну в самом деле, весь удлинённый павильон как стартовая площадка для огромного изваяния из нержавеющей стали, горящей под солнечными лучами.   А какая экспрессия, какая энергетика исходит от всего этого видения. Оно обжигает.
 
  А вот, что говорит Вера Мухина сама о своём собственном творении. А это очень важно нам знать. Она вкладывала душу в то, что делала.  Это её воображение явило нам свое материальное воплощение. И никто лучше нам не расскажет, не поведает о том, что мы видим  ныне на постаменте у врат ВДНХ:

  «Получив проект павильона, я сразу почувствовала, что группа должна выражать прежде всего не торжественный характер фигур, а динамику нашей эпохи, тот творческий порыв, который я вижу повсюду в нашей стране и который мне так дорог. Мы должны передать идеалы нашего мировоззрения, образ человека свободной мысли и свободного труда; мы должны передать весь романтизм и творческое горение наших дней».

                *****
   Понятно, что создание монумента держалось  под особым государственным контролем . И даже контролем  самого Сталина.   Фигуры были вначале обнажёнными в подражание греческим прототипов. Молодая  пара в полуобнаженном виде, как бы подчеркивала  первобытность мужчины и женщины, и  таким образом связывала  их с античностью. То есть подчеркивалось, что идея заложенная в изваянии родилась совсем не вчера. Она существовала уже во времена античности. И никакой здесь нет эротики. 

Пришла комиссия, посмотрела и решила, что так дело не пойдет. Целомудренная советская мораль не могла допустить такие вольности. Мы же не древние греки. Одеть.
 
     А потом кто-то в складках одежд разглядел профиль Троцкого. Ужас. Да вы что7 Да вас всех сейчас в Гулаг, а то и расстреляют без суда и следствия. Сам Сталин приехал решать вопрос. Приехал, осмотрел всё внимательно, не нашёл ничего крамольного, не увидел своего бывшего соратника по революционной борьбе и дал команду на отправление в далёкий Париж.
 
  Скульптуру разобрали на части. Тщательно пронумеровав каждую часть. Всего было 65 стальных частей. А потом нужно было их загрузить в специальные вагоны. Получился целый состав. 28 железнодорожных вагонов. И потом всё перевезли в Париж. А потом со всей осторожностью вновь собрали все части изваяния и поставили на высокий  пьедестал.  Вы можете представить всю эту работу. А вся совокупная масса всего изделия весила 65 тонн.
 
   Работы по монтажу были завершены в рекордно короткий срок — павильон длиной в 165 метров был построен за 11 дней при расчётных 24.
 
                *****
  А эти фигуры – это  не просто яркая фантазия художника. Скульптору всегда нужна модель. Что бы он не ваял. Ему нужен зримый ощутимый образ. И Мухина была в этом случае совсем не исключение. Свою модель она однажды встретила на прогулке в парке. И увидела она девушку. И любовь с первого взгляда. ОНА. Ей 18 лет. Она работала телефонисткой в органах НКВД. Она комсомолка, спортсменка и красавица, в конце концов. Её звали Аня Богоявленская. Какая значимая фамилия.
 
   Для фигуры юноши  позировали двое: тело лепили с бывшего танцора балета  Игоря Басенко. Но вот лицом он кажется не слишком подошёл. Не беда. Лицо найти легче. Лицо она нашла на физкультурном параде. Оно принадлежало строителю по имени Сергей Каснер.
 
    Оба стоят вместе, скрестив над головами  их орудия труда. Серп и молот. А это не просто орудия.   Это  символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян, производящих  все материальные ценности на земле. Это символ коммунистического движения.  Это символ , или как бы сказали сегодня, логотип СССР.
 
                *****
   На всемирной выставке было много национальных павильонов. Но было два, которые притягивали особое пристальное внимание. Это советский павильон  с впечатляющей сияющей статуей и другой павильон, немецкий. Столь же внушительный, украшенный изображением орла со свастикой.

    Павильоны  стояли один против другого, как бы упираясь один в другой. По всей вероятности, это было сделано намерено. Создателем немецкого творения был главный архитектор рейха Альберт Шпеер.  По его мысли,  павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня.
 
    Немецкий павильон  был построен в форме римской цифры III, то есть намёк на третий Рейх, которому Гитлер предрёк тысячелетнее существование.

    То ест,ь великая война еще не началась. До неё было ещё 4 года. А вот противостояние идей, идеологий уже началось. Жестокое противостояние, исключающее существование одного из них. Страшно. И всем это становилось уже понятно.
 
     Известно, чем кончилось это противостояние. А архитектора Шпеера, любимца Гитлера,   судили в Нюрнберге. Сначала приговорили к петле, но потом заменили на 20 лет тюрьмы. Он и отсидел все 20 лет. Умер в 1981 в году в Лондоне.
    
                *****    
     Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства. Французская пресса окрестила её «величайшим произведением XX века» и воплощением идеи «освобождённого труда». Поэт Луи Арогон,  писатель  Ромен Роллан, художник Пабло Пикассо  восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего».
 
    Но вот выставка закончилась и встал вопрос, что делать с монументом. А французы не хотели отдавать статую. Она им очень понравилась. И предлагали за неё хорошие деньги И уже начали собирать средства на её выкуп. Сталин был против. Его слово было решающим. Да и то, странно как-то было бы,  если символ страны мы продали за границу. Символ цены не имеет.
 
   Скульптуру вновь разобрали и привезли на Родину. И тут снова вопрос, куда её ставить в Москве. Было несколько предложений. Сама Вера Мухина предложила поставить свое творение на Ленинских горах, или Воробьевых горах, как именовали это место раньше, да и теперь. Там она доминировала, летела бы над всем городом-столицей, осеняя её великой идеей, воплощенной в ней. Не знаю почему, отвергли. Были и другие предложения. Например выбрали место на Крымском валу, приблизительно там, где стоит ныне громада каравеллы с Петром первым за штурвалом.  Или  поставить на Манежной площади у стен Кремля.
 
     Наконец,  решили поставить  у входа на ВДНХ. Логично, как подумали тогда. Статуя сама по себе уже великое достижение страны Советов.

                *****
    Идея этой скульптуры состояла ещё в том, что это был наш ответ на другую уже известную во всём мире скульптуры,  Скульптуру «Свобода» вблизи Нью-Йорка. Да, именно так.

  И это надо понять.  Почему понять? У вас Свобода, которая на самом деле никакая не свобода. У этой «свободы» нет никакой духовности. Потому как  вся она направлена только на удовлетворение телесных потребностей человека. Всё заточено только на этом. Деньги. Человек становится заложником,  рабом удовлетворения своих потребительских инстинктов. И больше ничего, в какую бы красивую конфетную этикетку не завернули эту простую и очевидную мысль.

    Нет , мы отвергаем власть денег. Есть вещи ценнее денег. Не буду рассуждать на эту тему. Почитайте «Моральный кодекс строителя коммунизма» и всё поймёте.  Да, это такая вера, хотя кто-то и назовёт её утопией. Пусть. Но если так, то получается надо отвергать всё, что написано в этом кодексе. Отвергать человека в человеке. Отвергать всю человеческую мораль. И жить только по законам твоей личной плоти. И никакие походы в церковь не спасут.

    Потому как и церковь нам скажет тоже самое. Как это ни странно. Потому как и в церкви нам будут говорить прежде всего о душе. И о морали тоже. А вера – это никакая не свобода. Это тяжкие вериги, которые ты накладываешь сам на себя и носишь всю жизнь. Потому как если ты отступаешь от веры, это означает что плоть твоя одержала верх над духом, над всей твоей человеческой духовностью.

     Не все знают, что статую Свободы подарила Америке Франция. Не все также знают, что статуя должна была находиться совсем в другом месте. В Порт-Саиде. В Египте. И должна она была называться не «Свобода», а  «Свет Азии». Но в Египте отвергли этот дар.
 
  Пусть так. Решили подарить её Америке.

  Она представляет собой  женщину, одетую в одежду, напоминающую хитон.  Она стоит на разбитых оковах. Голова женщины увенчана короной, состоящей из семи лучей. В правой руке, поднятой над головой, она держит факел, в левой руке – скрижаль. Такую  каменную табличку с надписью, состоящей из английских букв и римских цифр («JULY IV MDCCLXXVI»), обозначающей «4 июля 1776 года» — дату принятия  Декларацию независимости   США. Семь лучей на короне статуи символизирующих 7 континентов. Откуда они насчитали 7 континентов – непонятно.

  Статую тоже сначала собрали во Франции в 1884 году.  Затем разобрана на 350 частей, которые упаковали в 214 ящиков и погрузили на борт французского фрегата  для отправки в США.  Сегодня она является одним из ключевых символов Соединенных Штатов Америки.

     Президента США Гровер Кливленд произнес на открытии речь.В ней были такие слова:

  «Мы всегда будем помнить, что свобода избрала это место своим домом, и что алтарь ее никогда не покроет забвение!»

   То есть, уже в те времена была Америка поражена пороком пупизма, центром всей Земли. Мы самые сильные, самые умные, самые свободные и всем слушать только сюда. И попробуйте только не послушать. Так они думали тогда, так они думают и сегодня. Хотя мир сегодня быстро меняется. Центры силы и притяжения постепенно,  но заметно смещаются в другие регионы Земли. А это так обидно.
 
  А в США сделали такое алеверды  по отношению к Парижу. Они сделали уменьшенную копию «Свободы» и послали её на брега Сены в 1889 году.
 
    Копия в точности повторяет оригинал с одним лишь отличием – по высоте парижская скульптура уступает нью-йоркской в четыре раза. Я видел эту копию, когда делал прогулку на Petite Mouche по Сене.

                *****
А автобус с туристами продолжает ехать, подбирая ленту асфальта под себя.  Микрофон лежит на коленях. Я молчу. В голове всё ещё видение, мелькнувшее слева за широким окном автобуса. Я не могу избавится от одной мысли. Этот монумент, а зачем он здесь. Зачем его отреставрировали и вновь установили на высокий постамент. Время его прошло. Идея, воплощавшая его, как бы умерла. Другие ветры веют над страной.

     Этот монумент стоит здесь как исторический артефакт,  как изрядный сколок нашего прошлого, отметивший  неожиданный вывих пламенных  энтузиастов.  И больше ничего. А чем же они были плохи, эти энтузиасты? Тем что, вознамерились впервые за всю мировую историю установить на Земле царствие Справедливости. Своими руками.  А ведь идея эта вечная и неистребимая. Она существовала до нас, и будет существовать после нас. И кто знает? Может она ещё и вернётся вновь, в новой попытке осуществить мечту на новом витке исторической спирали.  «Мечта прекрасная, ещё не ясная уже зовет тебя вперед.»

    А сегодня я смотрю на сверкающий под солнцем монумент, и чувствую в душе укол. Упрёк, исходящий от него. Предали мы эту мечту. «Нам ли стоять на месте! В своих дерзаниях всегда мы правы.» И они были правы. Ибо под сенью этой идеи они сохранили страну, а потом и защитили её от самого жестокого и страшного врага, вознамерившегося уничтожить Россию.
 
    Да ещё и создали ракетно-ядерный щит, охраняющий нас и сегодня. Да, чудом сохранили страну после чудовищного ельценского бардака. Мы не забыли, что в лихие времена  не только предали идею, завещанную нам недавними предками, но и саму патриотическую идею тоже истоптали. Ельцин, находясь в США, положив руку на сердце, в конгрессе враждебной нам сегодня страны, произнёс: «Боже,  благослови Америку.»

  У меня дед погиб под Москвой в ополчении. Отец вернулся весь израненный с Ленинградского фронта. Они были оба коммунистами. Они верили. А во что верим мы?    


Рецензии
От всей души благодарю Вас, уважаемый Геннадий, за Ваш обстоятельный, научный, труд! Вы с поставленной задачей справились блестяще! В наши дни, наконец-то, шедевр Мухиной обрел достойный постамент!
Насколько сложна работа Словом и Пером, знаю из собственного 45-летнего опыта работы лектором общества "Знание", и как писатель.
И в дополнение об исторических памятниках Троицкого царского пути.
Неподалеку от Ростокино раскинулось древнее село Медведково - вотчина Дмитрия Пожарского. В августе 1612 года в Медведково и на прилегающих к вотчине Пожарского землях: Ростокино и Свиблово, совершили свой последний привал войска Второго Народного ополчения по пути из Сергиева Посада в Москву, перед предстоящими осенними битвами с европейским оккупантами.
В честь победы над Смутой князь на свои средства воздвиг два храма: Казанской иконе Божией Матери на Красной площади и Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково. Белоснежный шатровый Покровский храм в Медведково - признанный мировой шедевр древней русской архитектуры. И, о чудо! Храм никогда не закрывался.
В Ростокине, в 2012 году - к 400-летию Победы над Смутой (на поле неподалеку от акведука) установлен памятник Второму Народному ополчению. Памятник хорошо виден всем проезжающим по пути в Свято Троице Сергиеву лавру.
Этим историческим событиям я посвятила стихотворение "Ко Дню Народного единства".
Благодарю Вас, Геннадий, за Ваш подвижнический труд!

С глубоким уважением -
Анастасия Сергеевна.

Анастасия Сергеевна Соколова   22.10.2022 14:04     Заявить о нарушении
Добрый день. Анастасия Сергеевна. А я как раз живу в этих местах. Между Свиблово- Медведково - Ростокино. А ведь мы по сути коллеги. И то , что вы написали, замечательное дополнение к моей статье. Можно сказать, что мы стали соавторами. И спасибо Вам за это.

Геннадий Мартынов   23.10.2022 10:09   Заявить о нарушении
Очень рада знакомству с Вами, уважаемый Геннадий!
Я тоже живу в СВАО, неподалеку от Покровской церкви - в Отрадном. А до переезда в этот район жила в Медведково и, пожалуй, нет ни одной школы в районе, где бы я не читала лекции по своей авторской программе "Город храмов и палат", опубликованной на страницах ведущего московского краеведческого журнала "Московский журнал" еще в апреле 1997 года.
Рада , что мой материал пригодится Вам в работе!
Всего Вам самого доброго! С глубоким уважением -
Анастасия Сергеевна.

Анастасия Сергеевна Соколова   23.10.2022 12:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.