Лужа

Шлиссельбург, недалеко от пристани, откуда ходят катера в крепость Орешек.

1. СУБЪЕКТИВНОЕ

- - - Неожиданность - - -

Здравствуй, лужа! За три года ты подросла и похорошела.

Эта дорога мне кажется очень красивой. :) Не в бытовом смысле, а в эстетическом. Она создаёт уникальность пейзажа, без неё было бы не то. (Уж не потому ли её не чинят? )) Но я смотрю на фото, конечно, глазами воспоминания о реальном зрелище, которое посчастливилось видеть. А на фото мне не передать.

Там получается три обличья воды. В канале — справа, в Ладожском озере с истоком Невы — впереди во весь горизонт, и в этой колоссальной луже, раскидавшей себя вдоль дороги. Все три находятся рядом, и в каждом вода по-своему раскрывает мир! Одновременно видеть такое — ошеломляюще. Где ещё, в какой точке планеты шпиль высокой старинной колокольни захочет лечь вам прямо под ноги, почти прикоснувшись. Или цепочка воды земляного цвета вся засияет перламутром и покажет бездонность неба. А ведь такова, если угодно, сама сущность жизни. :)

Розовостенная колокольня вместе с собором открывается во весь свой гармоничный рост, когда подходишь ближе к берегу. В мой первый приезд с неё только вчера сняли ограждения после реставрации. Небо было самое лазурное и с лучами солнца сквозь розовые облака. (Фото нашла только от второго приезда, облака потемнее).

А канал!.. Розовато-серая набережная (не розовая, но вот именно и не серая) фокусирует в себе всю красоту места. Но это надо видеть! Общие очертания и детали — казалось бы, они всем знакомы, такая традиционная себе набережная с мостом и гранитной (?) облицовкой. Но, видимо, есть «что-то»? Какие-то особенности форм, пропорций, красок? их сочетаний между собою? А то почему бы набережная получилась такой одухотворённой, живой, запоминающейся. Ни один нюанс не пытается выделиться, он и незаметен простому глазу вроде моего, а всё вместе — чудо.

Вот так посчастливилось попасть, да ещё в «золотой» — предзакатный час и в погожий, свежий день.

Ввинтился в сознание вопрос: кто автор? Кто сотворил эту набережную, такое единство рукотворного с природным?!.. Ввинтился и принялся меня буравить, буравить!

А я ничего об этом не знала и ничего подобного не ожидала. Просто приехала на автобусе из Петербурга (полтора-два часа), представляя себе Шлиссельбург как небольшой и с богатым историческим прошлым город, откуда завтра поеду в прославленную крепость Орешек. Поводов для эстетического гурманства, казалось, не предвиделось вовсе. Но вот — только сошла с автобуса — и… водопад красоты! Розовый закат довершил дело. :) Года через три повторила, приехав специально в тот же час, — и снова посчастливилось с розовым закатом: будущее приближение непогоды лишь начинало чувствоваться, едва-едва.

(Ну, вы же понимаете, что этот безобразный в здешней среде современный корпус, торчащий прямыми углами и с логотипом известного магазина, убил большое открытое пространство, вид на горизонт, другого места не нашли, но воображение спасёт желающих. Мне-то повезло — сначала его не было).


- - - Открытие архитектора - - -

В первый приезд пришла даже в местный музей. Очень редко могу бывать в музеях: трудно там подолгу на ногах, — но вопрос буравил! Музей неожиданно богатый. В крохотном помещении витрин мало, зато поразительно много экспонатов в выдвижных ящиках, только открывай!.. На десяти, можно сказать, квадратных метрах экскурсия заняла, наверное, не меньше часа, и не оторваться.

Так вот, пришла и выпалила: кто, дескать, создал набережную, какой гений архитектуры?.. Директор, она же хранитель и экскурсовод, заметно удивилась. Видно ведь, что я не знаток архитектуры и не притворяюсь им, с какой же стати приспичило. И когда назвала она фамилию, «Руска», тогда удивилась уже я. Ожидала услышать, по меньшей мере, Растрелли. :) Растерянно так повторяю: «Р-у-с-к-а»? Ещё и фамилия странноватая, да? Кажется, что будто бы плохо расслышала. :) А она говорит: «В России работало много замечательных архитекторов», и смотрит с лёгкой иронией, но и не без симпатии: ведь всё-таки сама я пришла с таким вопросом, прониклась же, созерцая канал.

Да уж, что значит пижонство невежды! Кроме Растрелли, Ринальди и ещё нескольких имён, на свете как бы и не существует никого?..
;-)


«В 1806 году зодчий построил портик Перинной линии. К 1808 году им был расширен Казанский мост. По проекту Руска одевались в гранит берега Фонтанки от Аничкова до Измайловского моста, были построены мосты через Крюков и Адмиралтейский каналы, вымощена Исаакиевская площадь. Луиджи Руска перестраивал здания казарм гвардейских полков».

Ещё и со специализацией по мостам, мостовым и набережным, да?.. :)

…Да, и не только. Оказывается, Луиджи Руска оставил творческий след и в Московском Кремле! О__О Совместно с Алексеем Бакаревым перестроил в готическом стиле Никольскую башню. Помните, самая стрельчатая и изящная. )

По датам — он жил и работал спустя без малого век после строительства канала.
 
Если правильно поняла из Интернета, это тот самый Руска, портиком которого неимоверно восхищался академик Лихачёв и убивался, что портик Руска снесли и потом как бы восстановили на другом месте, поблизости. Лихачёв, помню, писал где-то в интервью, что его «успокаивали»: ведь восстановили же всё, все колонны. Да разве можно (восклицал Лихачёв) восстановить колонны Руска?! Там же каждый изгиб вручную и неповторим… 
 
И т. д. :) Настолько утончённости у меня и в помине не бывало, но… вот да, это подкрепляет мои впечатления, что «живой» ореол произведения архитектуры, когда он есть, он чувствуется! Эта набережная словно по-настоящему дышит, не придумалось.


                * * *

2. ОБЪЕКТИВНОЕ

- - - Два канала - - -

На взгляд со стороны, картина шизофреническая. Есть судоходное Ладожское озеро. Есть специально прорытый вдоль берега озера, очень близко, канал для…  судоходства. Длиной, на минуточку, свыше 100 километров. Построен при Петре Первом. А спустя век здесь же появляется ещё один, новый канал, тоже для судоходства, прорытый тоже параллельно и уже чуть ли не впритык к берегу судоходного озера!

Куда им столько?!..

Оказывается, что слишком ненадёжны были перевозки по Ладоге. Это озеро — как море, часто штормит. Уже Пётр решил, что выгоднее построить канал,  чем нести убытки и неприятности от частой гибели кораблей с ценными транзитными товарами.

Но по назначению первый построенный канал использовался недолго. О причинах, как и о ходе строительства, есть несколько версий, в том числе даже мистические. В музее же рассказали, что для ускорения строительства русло прокладывали с обоих концов навстречу друг другу, а сошлось не совсем так, как рассчитывали. Ещё там Пётр кого-то под суд отдал. В общем, иные времена, а те же нравы. ;( Вода текла слабо, канал мелел. А вот новый канал успешно служит и по сей день. Называется Новоладожским.

Он полноводный, темноводный. В оформлении его набережной я не заприметила ничего особенного. Вполне мог здесь работать тот же или такой же талантливый архитектор, но просто много факторов должны совпасть. :) Зато потрясающие виды с него на Ладожское озеро, на остров с крепостью Орешек, и «туристский» зум фотокамеры сильно пригодился. Может, эти виды заслонили для меня остальное интересное, что там есть. Прогулка может увести далеко; обратно ехала на такси.

А за старым, ныне совсем обмелевшим каналом осталось название Староладожский. В районе Шлиссельбурга канал имеет воды достаточно для красоты пейзажа. Но мне не удалось найти фото с хорошим видом набережной. В своём паблике показываю на фото оконечность канала (там, кажется, шлюз), которая выходит в исток Невы и Ладогу, теперь по ней дети бегают и взрослые, похоже, ходят на работу для сокращения пути. Судьба-судьбинушка.


- - - Шлиссельбург и Орешек - - -

Шлиссельбург вообще весь оказался унизан каналами. Широкими и узкими, прямыми и протяжённо-изгибистыми. Каждый выглядит единственным в своём роде и придаёт неповторимость своей улице. А в то же время и объединяет их все. Ритм города ощущается как внутренне могучий, но спокойный: похож на Уральские горы. (Каналы в качестве горного хребта? Но, что ж, тоже рельеф, только вглубь.)) Простые контуры зданий. Сильные, зелёные деревья. Памятник Петру. (В поездках обычно возникает впечатление, будто бы и нет в России городов без памятника Петру или без домика Петра, вот ведь труженик, титан). Красоту, своеобразие, притягательность атмосферы Шлиссельбурга не передать! Действительно, Северная Венеция.

Героическая крепость Орешек — отдельно, она находится на острове (катер, трапы, не каждый из тихоходов справится), и это поездка на целый день, чтобы прочувствовать сполна. Там мемориал. Тоже море красоты, но от той красоты плачет сердце!.. Красота же природного ландшафта с панорамным видом на Орешек (это за поворотом с пристани, т. е. со Староладожского не видно) охотно попадает в объектив с Новоладожского, особенно если есть зум, как уже упомянула.

А Шлиссельбург не мемориал — он город. В истории тоже герой, но город: в нём жили и живут. Самоценное, бесконечно интересное и красивое место, которому нужно посвятить хотя бы два дня.

…И представьте, он имеет свою собственную Красную площадь! :)

Это как раз та, рядом с лужей и недалеко от пристани, небольшая площадка, на которую прибывают автобусы от станции метро «Улица Дыбенко» из Петербурга.


Лера Сейгина
26--30 июня 2022, Москва
Поездки были в 2017 и 2020. По возможности уточню.


Рецензии