Крым 2022-1 Ту-ту

Публикую с некоторым опозданием, определённые сложности с нетбуком. 

***

Как ни старайся убежать от политики, она тебя достанет. Ей, политике, вс равно, толерантен ты ли вообще пофигист.  Уж не знаю, насколько корректным писать только о своих наблюдениях, или… ну нет у меня фанфар! Зато вместо быстрого самолёта есть боковая плацкарта в вагоне с кондиционером и соседями. Большая часть из которых, да что говорить – практически все – пионеры и пенсионеры. И они тоже потеряли несколько дней.  Но мы живём в изменившейся реальности…  Как ни странно, пассажиры спокойны, поглощают курицу, пьют чай, заваривая кипятком из титана. Он включён постоянно, и оттого вода перекипячена, а чай принимает уже другой вкус.

Итак, скорый поезд СПб – Феодосия везёт нас в Крым!
Мы собирались без спешки, старались не брать лишнего – в нашей Щебетовке есть всё, не первый же год. Но сорок часов – многовато. Я припомнил, что плацкартой ездил в последний раз 54 года назад, возвращаясь из экспедиции в Ростовской области вместе с Валентином Ильичёвым моим однокурсником. Он ушёл из жизни уже одиннадцать лет назад! В то время я был в длительной командировке в Мумбаи, и так и не смог  в ним попрощаться. По прошествии времени  думаю, … Запомнил его энергичным, красивым и умным – в то время он уже был доктором и профессором, и его уход до сих пор воспринимается, как жесточайшая несправедливость, но я об этом уже писал. В далёком уже 1978 году ехали через Москву. Нам взяли билеты до столицы, рассудив, что до Ленинграда совсем недалеко и можно доехать на электричке.

Сейчас пока можно на «Сапсане»…

Конечно, в прошлом веке не всегда удавалось лететь в Крым – билеты на самолёт, как и многое другое, были в дефиците. Помню – билет на поезд стоил 25 рублей, на самолёт – 40. Я несколько раз был в Феодосии по работе, и мы ездили на поезде через Харьков. Сейчас иная ситуация, поезд идёт в обход через Ростов и Краснодар… Харьков пока не отжали. Да разве мы  могли такое представить?  Но – «жизнь играет человеком, а человек играет на трубе». Не помню, откуда это, но факт. И я невольно отклоняюсь от темы. И мы живём в эпоху перемен, китайцы умные и древние, не зря их пословица так и гласит – «не дай тебе бог жить в эпоху перемен». И  отклоняюсь от темы. Сегодня уже девятое июня, я проснулся рано, как дома, хотя отпуск – спи себе и спи. Дождь, вчерашняя жара сменилась прохладой. Надолго ли?

Итак, шестого июля, в день рождения Пушкина, в 19-15 по московскому времени наш состав отошёл от перрона Московского вокзала…


Все места заняты. Вагон – с кондиционером, полки удобные. Только залезать на верхнюю мне стало сложно, пусть я и не страдаю избыточным весом. Зато мы с Саше сидим напротив друг друга и можем говорить сколько угодно или уткнутся в смартфоны. Прислушиваться к разговорам, тихо что-то комментировать. На соседней боковушке – пара примерно нашего возраста и ещё женщины, с которыми они ведут разговоры. Чтобы что-то узнать, не нужно расспрашивать – сами скажут. Я понял, что они имеют какое-то отношение в литературе, да мы все имеем, и похоже, кого-то я видел в доме писателя. Контингент плавно стареет. Говорили что-то о публикациях и о том, что практически невозможно получить гонорар. Понимаю, если ты не входишь в некий пул, то и рассчитывать не на что. Да, тебя будут печатать и перепечатывать, а в итоге – пшик. Если ты не входишь в некое привилегированное сообщество.

Литература ушла в интернет и возвращаться не собирается. И это правильно, хотя очень приятно читать именно бумажную книгу. Но это требует и денег, и времени. Именно того, чего не хватает абсолютно всем. Слышу – сыграем в карты? Или хотя бы пасьянс, это занимательно. В шахматы – да я не играю. А я играю во все игры, правда, сейчас ограничиваюсь решение шахматных задач и судоку, и то в интернете.
 
Напротив нас – купе, симпатичная молодая пара с двумя детишками. Мальчик почти семи лет, Феликс, и девочка Ульяна, чуть младше нашей Маруси. Детишки на редкость спокойны, не плачут, не куксятся, играют между собой или с родителями. Перелезают с полки на полку и им хорошо. Видно, что растут в атмосфере любви. Родители подготовились основательно – и книжки, и игры. И дети заняты! Не требуют ни гаджетов, ни мультфильмов. И так всю дорогу. Нашу же Марусю не оторвать от смартфона, увы.  Но пресловутый хаги-ваги и здесь! Похоже, без этого чучела деткам пока что не обойтись. Запущена рекламная компания, слухи распространяются, товар становится популярным и раскупается. Как не купить любимому дитяте жизненно необходимую куклу!

А поезд идёт себе и идёт. Интересно, никто не пытается курить в тамбуре! Это как-то ушло само собой. Народ послушно ждёт остановки и вываливает на перрон – кто-то курит, а кто-то разминается. Иногда удаётся успеть купить мороженое. Поразило, что за малюсенький стакан клубники просили, как за килограмм в Питере. Жадные мы.

Погода во время пути стояла тёплая. Что заметил – как всегда несколько технических остановок, что удлиняет время. Но не стоит бросать камни в составителей расписания. Вот они-то наверняка знакомы с «транспортной задачей» из области исследования операция, и учесть множеств факторов архисложно.

Вообще с принятиями решения у нас проблемы. От постановки задачи до учёта рисков. Это из то же  области. Практически любой процесс начинается с постановки задачи и разработки технического задания. Возьмите хотя бы ремонт квартиры или загородного дома. Вы всё спланировали, запаслись инструментами и необходимыми материалами, договорились с мастерами – не всё можно сделать своими руками, на то есть специалисты. Однако… «Ремонт – это состояние, в него можно войти, а выйти невозможно»…. Это классика. Поэтому – хорошо спланированный процесс займёт не месяц, а два.  Плохо – три, а то и больше. Это если всё идёт по плану.  Но вы не учли риски – может не оказаться нужных материалов, они могут дико подорожать, мастер моет уйти в отпуск или в запой, или найти более выгодный заказ, и вы – в пролёте. И, чем расплывчатей желаемый результат, тем меньше вероятность того, что он будет достигнут имеющимися средствами в заданное время. Это классика жанра, жаль, не я придумал.

Но поезд, тем не менее, прибыл в назначенное время, потеряв в пути часть пассажиров. «А двое сошли где-то под Таганрогом среди бескрайних полей, они пошл своей дорогой, а поезд пошёл своей». Вообще интересно смотреть из вагона поезда и осознавать, какая наша страна необъятная! Поля и леса – бескрайние, даже в европейской части.  Только людей не хватает, мало нас. И посему понятно, чего хотят завидущие. И это не только их, но и наша проблема.
 
Я засыпаю практически мгновенно и стараюсь ночью не спускаться со второй полки. А Саша не спала. На перегоне между Ростовом и Краснодаром видела вспышки и следы пролетающих то ли снарядов, то ли ракет. И поезд шёл очень быстро.

Я проснулся. Места внизу освободились, народ куда-то вышел, нашел себе местечко и пристроился там, заодно поставив смартфон на зарядку.   

Переехали Крымский мост. Большая чать его, как мне показалось, проложена по отмели, но всё равно на сваях. Мост этот будет востребован при любых обстоятельствах. 

Предпоследняя остановка в Владиславовке. Там сошло много людей, ведь оттуда уже на электричке можно добраться до Симферополя, а оттуда уже на ЮБК. Билетов на евпаторийский или симферопольский поезда не было, многие рассчитывали на возобновление авиасообщения,  но это, мне кажется, в другой реальности.

Так вот, в советское время, если нужно добраться до Феодосии, а поезд – Симферопольский, пересадка была в Джанкое, а если поезд керченский, то, как и сейчас, в Владиславовке. Но автобусного сообщения между Владиславовкой и Феодосии не было и нет. Правда, изредка ходит маленькая электричка. Или такси.


Рецензии