О цифровизации школы и гебоидизации детства
Вот фрагмент паспорта: «Целью реализации связанных между собой проектов и стратегических инициатив является достижение всеми образовательными организациями в том числе следующих показателей»:
— Доступ к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам для участников образовательных отношений на безвозмездной основе.
КОММЕНТАРИЙ: доступ безвозмездный, но каждому ученику нужно свое устройство и отдельное пространство для занятий, т.е каждый дом семьи, в которой 2 ребенка учатся с использованием цифровых технологий, а родители с той же долей вероятности трудятся удаленно со своих устройств, превращается в некий колл-центр с рабочими зонами, в лучшем случае, отдельными комнатами, у кого они есть. А в нашей реальности девочка из небогатой семьи, располагавшая лишь персональным смартфоном за период дистанта сильно посадила себе зрение, пытаясь учиться с маленького экрана. А другая, более хитрая девочка, выключала видео, наврав учителю, что компьютер сломался, а сама во время урока просто поспала.
— Наличие доступа к проактивным сервисам подборки верифицированного цифрового образовательного контента, обеспечивающего высокое качество подготовки по общеобразовательным программам и развития в соответствии с интересами и способностями.
КОММЕНТАРИЙ: качество подготовки учащихся никогда не обеспечивал даже самый лучший контент, а только трансфер, процесс искусной подачи педагогом информации своему ученику — только человек может заразить другого человека своим интересом и превратить мертвую букву в живое слово. Что касается интересов и способностей — кто и как будет их выявлять и интегрировать в новую образовательную систему, кто и как будет отслеживать их динамику? В паспорте об этом НИЧЕГО не сказано. У ребенка до 11 лет закономерно меняются увлечения и быстро формируются способности, тут же закрываются зоны их развития и открываются новые, более актуальные — по принципу формирования и закрытия гештальта. Еще вчера футбол и лего, а завтра уже — фэнтэзи и корейский язык. Как цифровые технологии смогут отслеживать темп и направление развитие каждого отдельного ребенка? Или все это для красного словца, что само собой напрашивается.
— Использование сервисов по автоматизированному планированию рабочих программ и таргетированному подбору соответствующего верифицированного контента.
КОММЕНТАРИЙ: этот пункт весьма смахивает на прокрустово ложе развития ребенка, которому что-то будет подбирать машина. Почитайте Айзека Азимова «Профессия» — в день образования на мозг спящего ребенка накладывается специально подобранная лента. Просыпаясь, он уже все знает о своей профессии, получает диплом специалиста без мучительных лет умственного труда. И никаких возможностей для попытки смены профессии, т. к. мозг уже запрограммирован.
— Предложение таргетированного перечня программ повышения квалификации в соответствии с профессиональными дефицитами и интересами педагогических работников.
КОММЕНТАРИЙ: все это звучит соблазном для взрослых участников учебного процесса, о том, как с наименьшими затратами как-то и чему-то обучить детей, о детях — ничего.
— Использование образовательными платформами сервисов федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ.
КОММЕНТАРИЙ: сладкий федеральный, условно бесплатный кус.
РЕЗЮМЕ. О детях, собственно говоря, в паспорте просто ни слова, ни об их возрастных особенностях, ни о духовных и даже бессознательных базовых потребностях. Больше не понадобятся настоящие педагоги и вообще другие люди в процессе развития ребенка. Это открытый путь к РАС, расстройствам аутистического спектра. И так сейчас все чаще можно заметить в поведении подростков признаки т. н. ГЕБОИДНОГО СИНДРОМА. Название синдрома связано с именем Гебы, древне-греческой богини юности в понимании Джймса Барри и характерологии его героя Питера Пэна и детей, обсыпанных пыльцой феи Динь-Динь, вот диалог Венди и ее мамы:
— Где они, эти дни, когда я умела летать?
— А почему ты теперь не можешь, мамочка?
— Потому, что я — взрослая. Когда люди вырастают, они забывают, как это делается.
— Почему забывают?
— Потому что перестают быть веселыми, непонимающими и бессердечными. Только веселые, непонимающие и бессердечные умеют летать.
(Джеймс Барри. «Питер Пэн»)
Вот признаки синдрома Гебы (Питера Пэна) — расторможенность и извращение примитивных влечений, утрата и ослабление высших нравственных установок (добро и зло, дозволенное и недозволенное), со склонностью к антисоциальным поступкам, притупление высших эмоций, в т. ч. чувства жалости, сострадания и т. п., с особой оппозиционностью к общепринятым взглядам и нормам поведения. Это прямое следствие дефицита эмпатии и сопереживания со стороны взрослых в каждодневном общении. Гебоидный синдром характерен для детской шизофрении и шизодного расстройства личности.
Еще несколько лет тому назад у меня не бывало такой растерянности перед подростком, который просто игнорирует своих родителей, не жалеет их и не сострадает им. Просто безразличен или активно ненавидит. Они редко встречались в практике детского психолога. А теперь негативный комплекс эмоций к родителям и миру стал обыденностью. И это не обычные реакции эмансипации и сепарации, в которых присутствует смешение чувств любви и привязанности с потребностью в самостоятельности. У многих современных подростков имеет место чистое раздражение от присутствия лишних людей в его жизни. И это очень тревожит уже сейчас.
Об этой гебоидизации детства писал еще Рэй Брэдбери в своем рассказе «Вельд». Почитайте — писатели всегда остро чувствовали будущее. Родители покупают своим детям, сыну и дочке, видео-комнату с оживающими стенами и потолком, создающую полную иллюзию реальности. Дети проводят в ней большую часть дня и меняются на глазах. Родители начинают бить тревогу и закрывать комнату. Дети находят способ снова оживить комнату. Родители приглашают детского психолога, который тоже становится серьезным и озабоченным. Ничего не напоминает? Рекомендую дочитать до конца этот рассказ, это настоящая страшилка для взрослых, ужасающе реалистичная в наши дни и в перспективе цифровизации образования.
Я категорически против стратегии цифровизации образования и гебоидизации детства. Нам сейчас нужно срочно спасать остатки душевного здоровья детского населения, дать им благодатный опыт роскоши человеческого общения, пока не стало слишком поздно.
Свидетельство о публикации №222062600344
истоки всё-таки в семье. И еще в обществе, где в основу заложены уже не профессии, создающие продукты потребления, не настоящие творческие профессии, а те, что пускают пыль в глаза, раздувают пузыри ( нейро-сеть, менеджмент.....)
конечно, не так однозначно. Многое радует
Больше похоже на машину без тормозов
Исабэль 25.04.2024 06:50 Заявить о нарушении