Иисус Христос - величайший Чудотворец

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей.
(Ин.20:30).

Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том, подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.
(Ин.21:25).

                Таинственная и прекрасная Личность Христа Спасителя – великая и святая тайна, а величайшее чудо всей истории и изумительнейшее чудо во всех мирах и во всех веках, нет ничего прекраснее и чудеснее Него на небесах и земле, Он – воплощенная Премудрость и Сила Божия, жившая и проповедовавшая среди неученых и честных галилейских рыбаков, Единый Безгрешный среди мира, лежащего во зле, а все чудеса Им совершенные и все чудесные события Его святой и праведной жизни свидетельствуют о Его Божественности и о том, что Он – Спаситель мира. Вся земная жизнь Иисуса Христа от рождения в Вифлееме до Его крестной жертве на Голгофе и сошествия во Ад, Воскресения и Вознесения – это не только золотые звенья одной цепи Божьего домостроительства спасения, но и цепь чудес Господних – весь Новый Завет наполнен чудесами, сотворенными Спасителем. Как писал русский философ Н.А. Бердяев в своей книге «Философия свободы»: «Христос Сам был чудом, Его жизнь была чудесной». С радостного дня Благовещения открылась великая и предивная Божья тайна – неизъяснимая тайна предвечного совета Святой Троицы о том, что от непорочной Святой Девы через действие Всесвятого Духа Божиего родится Спаситель мира – Мессия, пришествие Которого в мир предвещал ветхозаветный евангелист и пророк Исайя, писавший, что Дева родит Сына Божиего, Которого нарекут «Эммануилом, что значит: с нами Бог». Сойдя с небес к Деве Марии, Архангел Гавриил принес благую весть: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). Со всех сторон чудесную Личность Христа Богочеловека окружают неизъяснимые Божьи тайны – тайна Его предвечного рождения от Отца как совершенного Бога, и тайна Его воплощения – непорочного рождения от Святой Девы Марии как совершенного человека Вся тайна и все чудо Нового Завета заключены в Божественной Личности Иисуса Христа, а все события Его святой жизни ясно показывают, что Иисус из Назарета – воплотившийся Бог Слово, превечный Логос, равночестный Отцу и Святому Духу, Ипостасная Премудрость и Сила Божия, а потому нет ничего необычного в том, что с необычайного и сверхъестественного рождения в Вифлееме и до Воскресения и Вознесения Христа окружали чудеса, Им совершенные. В необыкновенной Личности Иисуса Христа тайна, от вечности сокрытая в премудрости Божьей, открылась Ангелам на небесах и людям на земле – всерадостная и сладчайшая тайна гласящая, что Христос Богочеловек – единственный Спаситель мира, о Нем прорицали ветхозаветные пророки нарекая Его Спасителем, предсказав Его мессианскую миссию, о Нем благовествовали Ангелы, назвав Христа – Господом, благочестивый и праведный Симеон Богоприимец, взяв Богомладенца на руки именует Его спасением, о Нем благовествует Сам Бог Отец и осеняющий Святой Дух в день Богоявления и в момент Преображения Господня, Его крестная жертва и сошествие в преисподнюю, Воскресение и Вознесение, ниспослание Святого Духа на апостолов – все неопровержимо свидетельствует и Божественном происхождении Иисуса Христа  и о том, что Он – истинный Сын Божий и Сам Господь, сошедший с небес, всемогущий как Небесный Отец и Святой Дух, имеющий силу и власть спасти вселенную и даровать вечную жизнь тем, кто уверует в Него. По слову святого Григория Нисского, «воплощенный Бог, Иисус Христос, дал достаточное доказательство Своего Божественного пришествия в Своих чудесах, чем и отличается Божия природа. Божие дело – оживотворять людей; Божие дело – Промыслом охранять все существа; Божие дело – давать пищу и питие тем творениям, которым выпала на долю жизнь в теле; Божие дело – творить добро нуждающимся; Божие дело – изнуренное немощью естество вновь здоровьем привести в себя; Божие дело – одинаково обладать всей тварью; землей, морем, воздухом, над-воздушными пространствами; Божие дело – иметь достаточную силу для всего, а в первую очередь – быть сильнее смерти и тления. Если, следовательно, в повествовании о воплощенном Боге недоставало бы чего-то из упомянутых вещей, то не принадлежащие к нашей вере могли бы справедливо отвергнуть нашу тайну. Если же все подразумеваемое под Богом содержится в сказанном о Нем, то что тогда мешает вере?». Святой Кирилл Иерусалимский писал, что весь Новый Завет исполнен чудесных свидетельств о Божестве Иисуса Христа: «Много истинных свидетельств о Божестве Господа Христа. Отец свидетельствует с неба о Сыне, свидетельствует Дух Святый, сходя зримо  в образе голубя, свидетельствует Архангел Гавриил, принося благую весть Марии, свидетельствует Дева Богородица, свидетельствует блаженное место яслей, свидетельствует Египет, принявший Владыку, когда Он был еще дитем по плоти, свидетельствует Симеон, взявший Его на руки и сказавший: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов» (Лк.2:29–31), свидетельствует о Нем и пророчица Анна, весьма благочестивая постница и подвижница, свидетельствует Иоанн Креститель, величайший среди пророков, первенец Нового Завета, некоторым образом соединяющий в себе оба Завета, Ветхий и Новый; свидетельствует река Иордан; свидетельствует Тивериадское море; свидетельствуют слепые, свидетельствуют хромые, свидетельствуют воскрешенные мертвецы; свидетельствуют бесы, говоря: «Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мк.1:24); свидетельствуют ветры, утихшие по Его повелению; свидетельствуют пять хлебов, умноженные для насыщения пяти тысяч человек; свидетельствует святое древо Креста, которое до сего дня мы видим среди нас и которое отсюда наполнило почти всю вселенную руками тех, которые с верою берут от него частицы; свидетельствует та пальма в долине, снабдившая своими ветвями детей, когда они приветствовали Господа; свидетельствует Гефсимания, которая разумным еще людям как бы показывает Иуду; свидетельствует та святая Голгофа, которая воздвизается над нами; свидетельствует Пресвятой Гроб и камень, доселе там лежащий; свидетельствует солнце, ныне сияющее, но помрачившееся во время страданий Спасителя; свидетельствует тьма, бывшая тогда от шестого часа до девятого; свидетельствует свет, сиявший от девятого часа до вечера; свидетельствует святая Масличная (Елеонская) гора, с которой Он вознесся к Отцу; свидетельствуют дожденосные облака, взявшие Господа от очей Апостолов; свидетельствуют небесные врата, принявшие Господа, о которых говорит Псалмопевец: «Возмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы» (Пс.23:7); свидетельствуют бывшие Его враги, один из которых – блаженный Павел, краткое время бывший Его противником, а затем долгое время Ему служивший; свидетельствуют двенадцать Апостолов, проповедавших истину не только словами, но и своими страданиями и смертью; свидетельствует тень Петра, Христовой силой исцелявшая больных; свидетельствуют платки и опоясания, силой Христовой врачевавшие тогда посредством Павла; свидетельствуют персы, и готы, и все обращенные язычники, умирая за Того, Кого не видели телесными очами; свидетельствуют бесы, которых до сего дня изгоняют верные». Если бы Христос не был всемогущим Богом, то как бы Он мог быть Спасителем мира и Властелином Царства Небесного, как мог бы Он победить сатану в пустыне и преодолеть все искушения, как могли бы Ангелы служить Ему, как по слову Его исцелялись бы люди от болезней и мертвые воскресали? Если Христос не истинный Бог, то, как Он повелевал ветрами и водами, властвовал над стихиями, жизнью и смертью,  изгонял бесов из людей и отпускал грехи кающимся, как Он мог разорвать узы смерти и воскреснуть из мертвых, открыть ученикам Своим тайны Царства Небесного, руками апостолов сотворить много чудес и знамений, и откуда у Него власть в грядущий в конце веков день Страшного Суда быть Судией живых и мертвых? Размышляя о евангельских чудесах Иисусовых, преподобный Иустин Попович говорил, что они являлись свидетельством Божественности Христа – нашего всемогущего и всемилостивого Господа: «Как Иисус воскрешает дочь Иаира и Своей одеждой исцеляет от неисцелимой болезни кровоточивую женщину, если Он не Бог и не Господь? Как воскрешает Он Лазаря, который уже четыре дня был мертвым, если Он – и вправду не Бог? Как прикосновением Своей руки возвращает Он зрение двум слепцам, если Он не Бог? Как исцеляет Он немого бесноватого и делает то, чего никогда в Израиле не видели, если Он не Бог? Как превращает Он воду в вино, если Он не Бог? Если Иисус не Бог, то разве мог Он Своим ученикам дать власть над нечистыми духами и силу исцелять от всякой болезни и всякой немощи и воскрешать мертвых, что они, собственно говоря, и делают? Если Он не Бог, как тогда мог Он утверждать, что спасется всякий до конца претерпевший ненависть и гонение ради Его имени? Если Иисус – не Мессия и не Бог, то неужели, отвечая Предтече на вопрос, Мессия ли Он, указал бы Он на Свои Божественно-мессианские дела, о которых пророчествовал богоносный пророк Исаия? Если Иисус – не Бог, то разве мог Он исцелить слепого от рождения; разве мог Духом Божиим изгонять бесов и низводить на землю Царство Небесное? Если Иисус – не Бог и не Господь, как тогда мог Он пятью хлебами и двумя рыбами накормить пять тысяч людей, не считая женщин и детей, а к тому же сделать так, что оставшихся кусков набрали двенадцать полных? Если Иисус не Бог, то разве могли больные исцеляться от всякого недуга через прикосновение к краю Его ризы? Если Иисус – не Бог, как смог Он Своими словами: «встань, возьми постель твою и ходи» – исцелить тридцативосьмилетнего расслабленного в Вифезде? Если Иисус – не Бог, разве мог Он словом исцелить бесноватую дочь хананеянки?.. Если Иисус – не Бог, преображающий Своей Божественной силой вещество тела и одежды, как тогда преобразился Он на Фаворе, так что Его лицо засияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как свет? Если Иисус – не Бог, какой тогда силой изгнал Он беса из тела несчастного юноши, претерпевшего от сего демона столь лютые мучения? Если Иисус – не Бог, как тогда вручает Он Церкви и ее служителям власть: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»? Если Иисус – не Бог, как по Его слову тотчас засохла смоковница? Как Иисус – не Бог и не Господь, если при Его распятии и смерти вся тварь воздыхает и скорбит: надвое разрывается церковная завеса, трясется земля, распадаются камни, отверзаются гробы, восстают многие тела святых? Как Иисус – не Всемогущий Бог, если Он Сам воскресает из мертвых и после Своего Воскресения является Своим ученикам, сорок дней говоря им о Царствии Божием? Как Иисус – не Бог, если Он с телом возносится на Небо и восседает одесную Бога Отца?»
                Христос Богочеловек – величайший Чудотворец на небе и земле, все, что Он совершает – чудесно, премудро и великолепно, ибо как солнцу естественно излучать из себя свет, так и всемогущему Богу творить чудеса – каждое деяние Божие есть чудо. Христос есть Солнце Правды, Он – средоточие всех чудес, а все Его слова и дела – сияющие и благодатные лучи, исходящие от Его Божественной Личности, поэтому каждое слово Иисуса из Назарета – чудо Божьей премудрости, любви и силы, Он был «сильным в деле и слове» (Лк.24:19), «от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк.6:19). Вся земная жизнь Христа была таинственна и чудесна, каждый Его поступок и каждое слово, каждая мысль и чувство, каждое намерение сердца – святейшее чудо и неизъяснимая тайна, а весь мир – нива сверхъестественных чудес Божиих и Его деяний. Возвещая тайну Своего единосущия с Богом Отцом, Иисус открывает тайну Своих спасительных деяний: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин.14:10), «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17), «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин.5:21), «дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Ин.10:25). «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин.10:37–38). Господь совершенен, Он существовал прежде всех времен, «царство Его – царство вечное» (Дан.3:33), слава Его – неописуема, премудростью Всевышнего все сотворено на небе и на земле, а Его могущество не знает границ – «велик Господь наш и велика сила Его» (Пс.146:5), «Он передвигает горы, и не узнают их: Он превращает их в гневе Своем; сдвигает землю с места ее, и столбы дрожат; скажет солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов. 9: 5-7).  Господь всемогущ, для Него нет ничего невозможного, Он сотворил мир и не оставил нас на произвол судьбы, но промышляет о каждом Своем творении. В Псалтыре сказано, что Господь премудро сотворил мир и вся земля полна произведений Его – и маленький цветок, и оазис в пустыне, и звездное небо, и человек – все это чудо и чудесно, ибо не могло существовать без Бога, но существует и сверхъестественное действие Бога в мире – чудо есть проявление могущества, мудрости и благости Творца, а власть Его – превыше законов природы.  Священник, богослов и философ о. В. Зеньковский, писавший, что Бог есть Творец и Промыслитель вселенной и Он может действовать в мире как используя законы природы, так и являя мощь, протирающуюся выше этих законов, ибо ничто не властно над волей Всемогущего, а значит, вера в чудо – глубочайшим образом связано с верой в библейского Бога, всевластного над всем существующим и отвечающего на мольбы людей: «…отрицание чуда совершенно недопустимо для религиозного сознания, - можно даже сказать, что объем и глубина нашей веры определяется способностью видеть чудо в мире. Вера открывает нам бытие Божие – не как идею, но как Высшую Силу; в христианской же вере Бог открывается нам как Отец наш небесный, к Которому обращается душа наша и в радости и в печали, светом и силой Которого согревается наша жизнь. Верить в Бога – значит чувствовать Его любовь, Его заботу о нас, это значит искать в Нем ответ на наши трудности и тревоги. По слову апостола Иоанна, Господь дал нам «власть быть чадами Его», и это сознание есть главное и определяющее в религиозной жизни нашей. Молитва есть главный проводник нашей религиозной жизни, нашей веры, без молитвы нельзя просто говорить о вере – а молитва есть беседа с Богом, есть обращение к Богу. И всякая молитва ищет от Бога ответа, ищет от Бога помощи или силы, света или правды. Невозможна и бессмысленна была бы молитва, если бы Бог был безмолвен, если бы наше обращение было безответным. Молясь Богу, обращаясь к Нему, мы дерзаем просить у Бога ответа, мы живем тем, что Бог нас слышит. Если слышит – как может Он не отвечать, Он, Чья любовь безмерна, Чье милосердие безгранично? Вся жизнь веры определяется тем, что Бог слышит нас, видит тайны нашего сердца и отвечает нам, идет нам навстречу. Ответ Божий часто остается непонятым или непонятным, воля Божия неисповедима, но светло и твердо отдает себя душа Богу, в глубоком, непоколебимом убеждении, что Господь не остается безмолвным и равнодушным к нам. Но если Господь отвечает, то Он уже действует – и притом действует сквозь все обстоятельства жизни, действует не вне жизни, не за пределами ее, а в жизни нашей – иначе нам никогда нельзя было бы сознать себя под Божьей властью. Всякая молитва, ищущая помощи Божьей, света и правды, силы и любви Божьей, ищет их явления и действия в нас и кругом нас, т. е. ищет действия Божия в мире, иначе говоря, ищет чуда. Чудо есть действие Бога в мире – это самое верное и глубокое определение чуда; чудо есть там, где события и факты направляются силой Божьей, а не цепью причин и следствий, не ходом естественных событий. Поэтому отрицать чудо –  значит отрицать, что Бог может действовать в мире, отрицать, что Бог может отвечать на наши молитвы и упования. И в таком случае никакая сила веры не могла бы устоять, ибо вера вся полна и одушевлена встречей души с Богом: где этой встречи нет, там рушится вера». Великолепен и полон чудес весь мир Божий – восход солнца и звездная ночь, капля утренней росы, сияющая как драгоценная жемчужина в чашечке цветка, пение птиц и благоухание сирени и акаций! Неизъяснимы и полны чудес пути Промысла Божиего в судьбах мира и людей, а неотразимые чудеса и явления всемогущества Божиего – сверхъестественное действие Бога в мире – воскрешение Лазаря из мертвых, открывшие истину о том, что Христос властвует над жизнью и смертью, пророчествующее победе Спасителя над смертью и Адом, и о всеобщем воскресении из мертвых в конце времен, насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами, пророчески предваряющее величайшую тайну святейшей Евхаристии, переход древних евреев, возглавляемых пророком Моисеем, через Красное море, пробразующий таинство крещения – все эти чудеса открывают предивные тайны Божии, возвещают и свидетельствуют, что всесильный Бог – Господь природы, «если Бог хочет, Он побеждает законы естества». Все чудесно с Богом – чудесна Церковь и ее семь таинств, чудесны богослужения и мольбы, преображающие душу человека, чудесна красота природы и любовь между людьми, а какое великое чудо свобода и как чудесно сознавать бесконечную близость Бога ко всем нам! Но чудесней всего для христианина чудеса сверхъестественные – пришествие Сына Божиего в мир – Боговоплощение, жизнь, проповедь и крестная смерть Иисуса Христа, Его святая Кровь, пролитая ради каждого из нас, а величайшее чудо – это Воскресение Христово, победа Спасителя над Адом и смертью. Для христиан немыслимо отрицать чудеса Божии, ибо вера открывает нам Бога как всемогущего Небесного Отца, к Нему наша душа обращается в печалях и радостях, Он дарует смысл нашей жизни, и величайшее счастье для нас чувствовать Его любовь, знать, что Он никогда не оставит нас и ни одна мольба наше сердца не останется безответной, ибо милосердие Его безгранично. Чудо есть таинственное и непостижимое действие Бога в мире, и отрицать чудо, значит отрицать бытие Божие, отрицать свободу и любовь нашего Создателя, не понимать саму сущность религиозной веры. Бог есть Абсолютная и Совершенная Личность, Он выше времени и пространства, совершенно самодостаточен и всеблажен, Его всемогущество – это высшая власть над бытием и небытием, ибо Он мог сотворить вселенную, Ангелов и людей из ничего, властвует над временем и вечностью, над жизнью и смертью, определяет, что есть добро, а что зло, являясь безупречным Законотворцем нравственности и всеправедным Судией.
                Вся земная жизнь Иисуса Христа и Его евангельская проповедь сопровождалась непрерывными знамениями и необычайными чудесами – таинственными и сверхъестественными, необъяснимыми ничем, кроме действия всемогущего Бога, вызывавших изумление, трепет и восторг у очевидцев. Став очевидцем чудес Господних, народ иудейский говорил: «Никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф.9:33). В Евангелии от Луки написано, что: «весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк.13:17). Человек, слепой от рождения, исцеленный Спасителем и даже не знавший Иисуса Христа, сказал фарисеям: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Ин.9:32). Никто из очевидцев и современников чудес Христа Богочеловека не отрицал их неоспоримую реальность – даже враги Иисуса, иудейские первосвященники, озлобленные книжники и фарисеи, сетовавшие на то, что Он «много чудес творит» (Ин.11:47), приписавшие Его чудеса действию Вельзевула и нечистых духов – демонов, но Христос изобличил бессмысленность их клеветнических речей, показав, что силой Всесвятого Духа Божиего Он имеет власть изгонять бесов: «Я Духом Божиим изгоняю бесов» (Мф.12:28). Свидетелями и очевидцами всех неоспоримых чудес Христа Спасителя были Его ученики – апостолы, описавшие многочисленные чудеса, совершенные Сыном Божиим, в Евангелиях, апостольских посланиях и Деяниях: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» (Ин.20:30). «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). В книге Деяний Апостольских рассказывается, как Христос «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием». (Деян.1:3). Христос исцелял множество больных и изгонял бесов, повелевал силами природы и воскрешал мертвых, Он претворял воду в вино, ходил по водам Галилейского моря и являл Свою Божественную власть над стихиями. Израильский мудрец Никодим – тайный ученик Иисуса Христа, уверовав в Него как в истинного Мессию и придя к Нему, сказал: «Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин.;3:1–2). На страницах Евангелия от Иоанна описывается полное библейского символизма первое чудо, совершенное Иисусом из Назарета на свадебном пиру в Кане Галилейской, когда Христос претворил воду в вино. В этом чуде явлены любовь и милосердие Сына Божиего и Пресвятой Девы Марии к людям, но в то же время – это освящение таинства брака, символическое указание на то, что Христос – Небесный Жених душ человеческих, а в основе неизъяснимых отношений Бога и человека должны лежать вера, надежда и любовь, это – радостная и благая весть о том, что в лице Христа совершилось пришествие в наш мир печалей и слез Царства Божиего – радости, праведности и мира во Святом Духе. Великое чудо совершилось в Кане Галилейской, в котором сосредоточена вся суть Евангелия – в юдоли скорбей, отмеченную проклятьем греха, люди обречены на страдания и болезни, смерть и посмертное нисхождение душ в Ад, но явился Христос Спаситель и на брачном торжестве люди смогли предощутить радость Царства Небесного, ибо Он – всесильный Спаситель мира. В литургическом плане чудо в Кане Галилейской – один из библейских символов таинства Евхаристии: в Кане Галилейской Христос претворил воду в вино и сделал пришедших на брачный пир участниками светлой радости, а на Тайной Вечери Он претворит вино в святую Кровь Свою и даст испить из евхаристической чаши Своим ученикам, установив таинство Евхаристии и сделав их причастниками Божеского естества. В Ветхом Завете описывается много чудес, совершенных пророками – воскрешались мертвые, исцелялись больные, расступались морские воды и не обжигали языки пламени, но никто из них – ни Моисей, ни Илия, ни Исайя – не изгонял бесов – после грехопадения Адама дьявол, проникший в Эдемский сад в образе змея и искусивший первых людей, стал князем мира сего, никто из людей не мог спасти себя сам и ниспровергнуть сласть Люцифера, и только Сам Христос – воплотившийся и вочеловечившийся Бог Слово, возвестил, что свяжет сильного – сможет сковать сатану, ибо Божественный Искупитель пришел изгнать вон князя мира сего и заточить его в преисподней: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31). Апостол Петр говорил, что «дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить»  (1 Петр.5:8). Но Христос победил дьявола Своей искупительной жертвой, Он сокрушил власть князя мира сего и заковал рыкающего льва – связал и запечатал в бездне, как провозглашается в Апокалипсисе: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр.20:2-3). Христос добровольно пришел в мир – предвечный Бог Слово воплотился и вочеловечился, чтобы искупить наши грехи, и великой адамантовой цепью – неодолимой Божией силой, Он сковал ужасного древнего змея, искусившего Адама и Еву, апокалиптического красного дракона – Люцифера, избавил нас от дьявольской власти и низвергнул его в бездну – преисподнюю, запечатав на многие века – от крестной жертвы до часа пришествия Антихриста, когда силы мирового зла будут освобождены на «малое время» – на три с половиной года правления лже-Мессии, прежде чем совершится второе пришествие Христа Судии в силе и славе предвечного и всемогущего Божества, в окружении Ангелов, и будут навсегда повержены все силы тьмы и низвергнуты в геенну огненную, весь видимый мир духовно преобразится, будет новое небо и новая земля, а Бог воцарится во вселенной и душах спасенных, вошедших в вечное Царство Небесное.
                Таинственная Личность Христа Богочеловека – средоточие тайн и чудес, Он – Солнце, а ученики Его – лучи, Христос не только Сам обладал сверхъестественной Божественной силой и властью, но и даровал ее апостолам – отправляя их на проповедь, «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь... и заповедал им говоря: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте» (Мф.;10:1–8). Христос – величайший Чудотворец, вся евангельская жизнь Его – беспрерывное чудотворение, золотая цепь чудес, Он – всесвятой и всемогущий Бог Слово, Воскресение и Жизнь, от лица Его, как от Света и Огня, бежали мрачные тени земного бытия – болезни и смерть, Его очей и слова страшились демоны: «И куда ни приходил Он, – в селения ли, в деревни ли, в города ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя бы к краю одежды Его, и которые прикасались к Нему, исцелялись...» (Мк.;6:56). «Имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий...» (Мк.;3:10–11). «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Лк.;9:35). Властное слово Христа Спасителя и бесчисленные чудеса, Им совершенные, изумляли Его современников и сеяли в их умах и сердцах вопросы: «многие слышавшие, с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему? и как такие чудеса совершаются руками Его?» (Мк.;6:2). «Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф.;8:27). Все чудеса Христовы были проявлением милосердия Всевышнего к страдающему человечеству, явлением Его всемогущества, премудрости и любви, а Он Сам был последней надеждой скорбящих и отчаявшихся, Избавителем от греха, смерти и страшной власти дьявола над душами людей. Христос совершал чудеса не для того, чтобы доказать людям Свою Божественность и заставить их уверовать в то, что Он – истинный Мессия, а дабы дать людям ощутить силу Божественной Любви, утешить скорбящих и привести их к познанию Истины и спасению, поэтому каждое чудо Сына Божиего имеет духовный смысл и нравственное значение. Многоученый протоиерей Геннадий Фаст задавался вопросом – «Почему Господь исцелял болезни? Почему Он не совершал какие-нибудь другие чудеса? Например, не обратил Иордан вспять, не приказал солнцу взойти на западе, а закатиться на востоке?», и отвечал так – «Болезнь – следствие греха. Все чудеса Христа направлены на спасение, на освобождение человека». Высшая цель пришествия Иисуса Христа в мир – спасение людей, Он совершал чудеса – исцелил расслабленного и женщину, двенадцать лет страдавшую от кровотечения и претерпевавшую великие муки, как всеправедный Богу Судия врачевал души и отпускал грехи, воскрешал мертвых – дочь Иаира, сына наинской вдовы и Лазаря, являл Свою безмерную силу и избавляя людей от самой страшной кары за грех – смерти, всесильным словом Он изгонял из людей бесов, которые оказывались бессильны перед Ним: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий» (Мк.3:11). Христос говорил ученикам Своим, что род бесовский изгоняется постом и молитвой, а чудеса Божии совершаются по вере людей: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк.9:23); «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажите горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». (Мф.17:20). Христос провозглашал, что не чудеса порождают веру, а вера порождает чудеса – именно веру Господь искал у всех, преходящих к Нему, веру, сопряженную с надеждой и любовью. В Новом Завете рассказывается, что в Назарете Иисус не совершил чудес по неверию жителей – люди не уверовали в Него, а где нет веры в Бога, там нет и чудес. Христос не стал принуждать жителей Назарета к вере силой Своего Божественного всемогущества, ибо Он ищет свободной веры, надежды и любви. Когда Христос страдал на Кресте и истекал кровью, а собравшиеся, издеваясь, кричали Ему: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф.27:42). Но Христос не сошел с Креста и не ужаснул всех людей Своим Божественным величием и всемогуществом, потому что Он не хотел лишать их свободы, и Ему нужна вера, основанная на любви и свободе, а не на страхе и трепете. В своей великолепной и гениальной «Легенде о Великом Инквизиторе», входящей в роман «Братья Карамазовы», великий русский писатель и философ Ф.М. Достоевский писал о Христе: «Ты не сошел с креста, когда кричали Тебе, издеваясь и дразня Тебя: «сойди со креста и уверуем, что это Ты». Ты не сошел потому, что опять-таки, не захотел поработить человека чудом, и жаждал свободной веры, а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника пред могуществом, раз и навсегда его ужаснувшим». В последней записной книжке Достоевского есть следующие строки: «полная свобода вероисповеданий и свобода совести есть дух настоящего христианства. Уверуй свободно – вот наша формула. Не сошел Господь со креста, чтобы насильно уверить внешним чудом, а хотел именно свободы совести». Свобода человека бесконечно дорога для Бога, ибо она – образ Божий в нас. В свободе заключается богоподобие нашей личности, духовное достоинство и величие человека, но свобода налагает на каждого из нас грандиозную нравственную ответственность – от свободы не только добро, но зло, и дабы не использовать свободу во зло, нам надо уподобляться Христу и следовать за Ним – жить по Его евангельским заповедям.  Христос – предреченный пророками Мессия и Спаситель мира, Он пришел, чтобы освободить людей от греха, смерти и дьявола, проповедовать Евангелие и спасти уверовавших в Него, Он исцелял от болезней, воскрешал мертвых и изгонял бесов, дабы в сердцах людей воцарилось Царство Божие и явить миру проблески жизни будущего века. До грехопадения Адама и Евы, когда первозданный человек был бессмертен и велик, осенен благодатью, властвовал над всем видимым миром и звери и птицы повиновались ему, весь мир Божий был чудом, а жизнь – райским блаженством, но после грехопадения первых людей – всемирной катастрофы, в мир вошли тление и смерть, страдания, болезни и противоестественная необходимость жестокой борьбы за существование. В лице Христа Богочеловека на земле явился потерянный Рай, горний свет Божественной Истины воссиял и рассеял мрак лжи, отчаяния и неверия, вечная Божественная Жизнь победила болезни и смерть, явилось чудо милосердия, прощения и любви Вседержителя, и сама безмерная и неописуемая Божественная сила засвидетельствовала, что Христос – истинный Сын Божий, а все чудеса Его – дело спасения мира.


Рецензии