Курляндский котел вермахта. Часть 2

Окончание.
Часть 1. http://proza.ru/2022/06/25/444

А  вот что рассказал об Курляндском котле вермахта  Мирослав Морозов.  Он не так благостно оценивает деятельность высших руководителей, которые командовали войсками 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов и обеспечивающего общее руководство представителя Ставки, начальника Генерального штаба Василевского и генерала авиации Фалолеева, который координировал деятельность авиации в этой зоне.  Морозов перечислил количество самолетов, задействованных в это время - и фронтовая авиация, и авиация дальнего действия, и авиация Балтийского флота, всего свыше 2700 самолетов - пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцев, истребителей. Против них действовало всего 270 немецких самолетов, преимущественно "Фокке-Вульфов", которые в зависимости от вооружений могут быть как истребителями, так и бомбардировщиками.  Но такое численное превосходство не помогло захватить преимущество в воздухе, поэтому во время атак наших самолетов на два важнейших порта для снабжения немецких войск - Либаву и Виндаву, (ныне Лиепая и Вентспилс) они несли тяжелые потери как от огня зенитной артиллерии, там и от истребителей.  Руководство фронтами неправильно оценили важность нарушения коммуникаций снабжение противником через эти порты.  А между тем через них ежемесячно поступало 110 тысяч тонн всевозможных припасов  для снабжения армий в Курляндии, а также было перевезено около 100 тысяч пополнения.

Либава был пятым портом в Советском Союзе по грузообороту.  Мог одновременно принять к своим причалам около 60 судов с грузами. Правда, с разгрузкой было сложнее, к этому привлекали солдат боевых частей. Такая же картина была с судоремонтом. Возможности ремонтировать суда были, но не было рабочих рук.  Немцы укрепили зенитной артиллерией охрану порта, а на окраине города был аэродром, на котором базировались истребители. Это помогало отражать атаки наших ударных самолетов, хотя те старались заходить со стороны моря. Но немцы имели хорошую РЛС и заранее узнавали об атаках наших самолетов и поднимали в небо истребители.

За три последних месяца 1944 года нашими самолетами было совершено 4 массированных авиаудара,  в которых приняли участие в общей сложности 1834 самолета, которые сбросили 1674  тысячи тонн бомб. При этом потопили  2 танкера и 2 парохода,  60 судов повредили, но немцы сумели их ввести в строй.  При этом одно удачное попадание бомбы в транспорт, которые доставил в порт боеприпасы, вызвало такой взрыв, что он был слышан за несколько десятков километров.  От осколков и был потоплен стоящие рядом танкер и пароход, получили повреждение несколько судов.

Много это или мало? Англичане совершили один налет 250 самолетов на немецкий порт Готенхафен, сбросили на него свыше 2500 тонны бомб, при этом утопили 1 старый линкор,  2 эсминца, 3 транспорта, 5 пароходов, всего 11 единиц.  Опыт использования бомбардировщиков при атаках портов показывает, что требуется от 3 до 6 тысяч тонн бомб, сбрасываемых на суда и портовые сооружения, только тогда бомбардировки приносят эффект. 

Морозов и его соавторы по книге о бомбардировках Либавы, изучившие немецкие документы, назвали такие цифры.  Рейсы между Либавой и Гданьском совершали 73 немецких судна, которые возили боеприпасы, продовольствие, медикаменты, иногда пополнение  в Либаву и увозили тяжело раненных (легко раненные лечились на месте), и так же беженцев из мирного населения.  За декабрь под ударами нашей авиации и торпедных катеров на переходе и в порту Либавы было потоплено 6 судов и 11 повреждено, из которых 3 судна были подняты и отремонтированы. Всего было сброшено 930 бомб.

По мнению Морозова, не имевшие большого опыта проведения операций с участием флотов Василевский и Фалалеев не оценили в полной мере важность подавления авиацией снабжения курляндской группировки по морю.  Войска Паулюса под Сталинградом  были почти в 2 раза меньше по численности, чем в Курляндии, и там только воздушный мост позволял им продержаться почти полтора месяца, прежде, чем они сдались.  А тут ежемесячная доставка 110 тысяч тонн боеприпасов, ГСМ и другого имущества позволяла организовать оборону 200 км линии соприкосновение с нашими войсками в количестве 11 армий. Правда,  к маю 1945 года осталось 8 армии, но и они не были бы лишними под Берлином.  И возможности заставить капитулировать войска Вермахта в Курляндии были, если бы командование Прибалтийского фронта выделило для нужды малочисленной морской авиации запрашиваемое командованием Балтийского флота  самолетов из состава частей  фронтовой авиации. Но увы, на этот запрос не был даже получен ответ, по крайней мере, Морозов и его соавторы такого ответа не нашли в штабных документах.

Между тем морская авиация несла самые большие потери.  За 3 месяца боев сбито было 178 самолетов, из них 38 огнем зенитной артиллерии, 96 истребителями,  остальные списаны как не боевые потери. Особенно часто погибали пилоты торпедоносцев, так как для удачно атаки на суда противника им приходилось приближаться буквально на пистолетный выстрел, и зенитные автоматы торговых судов  часто попадали в самолеты.  Три самых удачных атаки торпедоносцев на крупные суда приводили к гибели и корабля, и экипажа самолета. По статистке, если одна потеря самолета-бомбардировщика приходилось на 80 вылетов, то торпедоносца - 1 потеря на 3 вылета.

Морозов считает, что не совсем удачные действия советской авиации происходили из-за отсутствия боевого опыта у Фалалеева, который не мог координировать действия авиационных полков, командиры которых действовали каждый по своему усмотрению.  И атаки самолетов на аэродром, штурмовка зенитных позиций и нападения на корабли в порту проходили не одновременно, а разное время, что позволяло немцем успевать перестраиваться и отражать атаки наших самолетов.

Наши самолеты не смогли захватить господство в воздухе по целому ряду причин.  Высказал свое мнение  Морозов о приписках немецких летчиков количества сбитых наших самолетов.  Эти цифры разнятся от 2 до 5 раз, и чем более известен летчик, тем ему больше приписывается побед.  Назвал фамилию летчика, воевавшего в Курляндии, который приписал себе 94 победы, правда, 34 были реальные.  Но такая практика была и у наших летчиков в годы войны.

Еще одна причина не очень удачных действий авиации - малочисленность морской авиации.  А так же слабое участие фронтовой авиации при бомбардировке Либавы.  К тому же отечественные бомбардировщики несли небольшой запас бомб, по сравнению с английскими "ланкастерами"

Действия Балтфлота на коммуникациях противника.
Как известно, немцы сбросили на акваторию Финского залива, когда не сумели сходу взять Ленинград с его портом, через который собирались обеспечивать группу армий "Север" всем необходимым, огромное количество мин.  Любые военные надводные корабли и подводные лодки могли выходить в Балтийское море  лишь после траления фарватеров от мин. Но количество тральщиков в Балтфлоте было очень небольшим, и наши подводные лодки, пытающиеся выйти в центральную часть Балтики в 1943 году, систематически гибли. Лишь после выхода из войны Финляндии во второй половине 1944 года первые подводные лодки Балтфлота стали выходить по финским фарватерам, и немцы сразу почувствовали, что  до этого свободное плавание в центральной и западной части Балтийского моря становится опасным. И когда в октябре 1944 года немецкому флоту потребовалось снабжать окруженных в Курляндии огромную группировку всем необходимым, были приложены все усилия для этого.  Хорошо, что у немцев было большое количество торговых судов на Балтике, и они много из них без особенного напряжения стали использовать для этих целей.  На маршруте от Гданьска до Либавы курсировало минимум 58 судов снабжения. Да, они гибли под ударами советской авиации и торпедных атак подводных лодок на переходе, но эти потери не были критичными для Кригсмарине. По данным Морозова, за последние полгода 1944 года было потоплено 8 немецких судов снабжения и 11 повреждено.  Но на место потопленных для целей снабжения окруженной группировки привлекались другие суда.  Вообще, как сказал Морозов, минимальное количество судов на коммуникациях, чтобы обеспечить потребности окруженных войск, требовалось в пределах 25-30 судов.

Потеряв несколько судов снабжения, немцы изменили график переходов. Из Гданьска суда выходили вечером, когда их прикрывал зонтик из истребителей, а в Либаву приходили утром, и их встречали истребители Люфтваффе. Белые ночи к этому времени уже не были продолжительным.  Этот график знали наши командиры, но самолеты ночью не летают, кроме тихоходных По-2, которые легко сбивались зенитным вооружением самих транспортов. А наши подводные лодки, в отличии от немецких, не имели навыка торпедных атак из надводного положения по ночам.  Поэтому потери немецких судов снабжения сократились.  Не очень могли помочь подводникам и торпедные катера, у них элементарно не хватало запаса хода. Но, тем не менее, они могли ставить мины в ночное время на пути следования судов снабжения, и на них за это время подорвались  5 судов снабжения.

Действовал наш флот и против боевых кораблей.  Правда, преимущественно это были корабли 2 ранга (эсминцы и подводные лодки) и 3 ранга (сторожевики и тральщики), а также катера.  По данным Морозова, за вторую половину 1944 года немцы потеряли 52 корабля 2и 3 ранга, из них 21 корабль потопила авиация,  12 кораблей подорвались как на наших, так и на своих минах, 5 кораблей потопили подводники и 3 торпедные катера Балтфлота.  11 кораблей немцев погибли в сильные шторма. 

Это сражение с немецким флотом Балтфлот выиграл по очкам.  Наши потери составили 15 боевых кораблей 2 и 3 ранга, преимущественно тральщиков - 13, и 1 подводная лодка и 1 канонерская лодка. Но вот потери среди катеров были большие - всего 76 единиц, в том числе 19 торпедных катеров.


Рецензии