Англичане о пленных немецких подводниках

У многих моих соотечественников сложилось мнение, что немецкие солдаты и матросы не ведали страха, и были очень дисциплинированными в любых ситуациях.  Но сегодня, когда многие отечественные историки получили возможность знакомиться с архивами вермахта и Кригсмарине, это представления о чести потускнело.  Историк Исаев доказал, что в первые годы войны многие немецкие солдаты находились под действием наркотических средств, которые увеличивали их работоспособность  во время длительных переходов и уменьшали страх перед атакой.  И успехи немецких подводников были лишь в первые два года битвы за Атлантику, когда они могли атаковать одиночные транспорты и танкеры без всякого охранения. Но как только англосаксы наладили конвоирование атлантических конвоев, успехи немцев сошли на нет.  И ниже приведенный пример как раз об этом.

Новёхонькая лодка прослужила всего четыре месяца до того, как отправилась на дно недалеко от берегов Гренландии. Успела потопить одно судно - норвежский "Эйнвик" в 2000 тонн, затратив 6 торпед на эту лоханку.

Обложка британского отчёта, посвящённого на заставке.  По тем временам это был секретный документ

Он довольно объёмный, так что приведу только выдержки. Для меня особенно интересными показались сведения о личном составе. Мы ведь привыкли к тому, что немецкие подводники были этакими асами без страха и упрёка. Почитаем же, как бывало иногда на самом деле, далее текст документа
***
«U 501» была потоплена 11 сентября 1941 г., через пятнадцать дней после захвата «U 570»; пленные с обеих подводных лодок были допрошены одновременно, и было решено собрать всю общую информацию для публикации в более важном отчете, а именно о допросе пленных с «U 570»; поэтому этот отчет о «U 501» содержит только ту информацию, которая касается этой подводной лодки.

Из шести офицеров, пятнадцати старшин и двадцати шести матросов, составлявших команду «U 501», только механик, четыре старшины и два матроса когда-либо совершали боевые походы до первого и последнего похода «U 501». Большинство были очень молоды, самому молодому было 17 лет, торопливо и крайне плохо обучены и почти совершенно неопытны; они выразили свое разочарование в отношении своей жизни и службы на подводной лодке, которая оказалась не такой, как им рассказывали во время обучения. На вопрос об их мнении о ходе войны и о будущем они приводили обычные пропагандистские доводы; было очевидно, что их боевой дух полностью поддерживался растущим потоком заявлений и пророчеств, которыми накачали их немецкая пресса и радио; известно также, что на офицеров возлагались «периодические инструктажи экипажа с целью поддержания правильной политической позиции среди подчинённых»

Политическое мировоззрение экипажа было единообразным и фанатично нацистским. Поведение старшин было вежливым и формальным, и они во всех отношениях были лучшими типами, чем младшие рядовые. Физический уровень был высок, хотя несколько человек, не в такой хорошей форме, как большинство, были включены в команду из-за их морского опыта.

Командир корветтенкапитэн Хьюго Фёрстер, почти тридцати семи лет. В 1936 году в звании капитан-лейтенанта командовал миноносцем «Тигр» третьей флотилии миноносцев. В 1937 и 1938 годах он занимал должность в Министерстве обороны. Потом был переведен на крейсер «Блюхер» и служил на этом корабле, когда он был потоплен во фьорде Осло в апреле 1940 года. Утверждается, что позднее он некоторое время командовал транспортным кораблем.

Совсем недавно его перевели на подводные лодки, и он прошел сокращенный курс командиров подводных лодок. Он отказался вдаваться в какие-либо подробности своей недавней карьеры, но было установлено, что первый и последний поход «U 501» был также его первым и последним походом в качестве командира подводной лодки.

Его неопытность, трусость и другие недостатки подверглись резкой критике со стороны его матросов и офицеров, некоторые из которых доходили вплоть до угроз отомстить собственными руками, если Фёрстер не будет должным образом наказан военным трибуналом после войны. По словам его экипажа, Фёрстер не только сдался без боя, но и впоследствии думал исключительно о собственной шкуре, а не о судьбе своего корабля, или о жизнях своих людей, 11 из которых утонули. Он был первым, кто покинул свою подводную лодку, и единственным человеком, который прыгнул с нее на канадский корвет, даже не промокнув.

Собственное поведение Фёрстера не совпадало с отношением к долгу и смерти, которое он часто и драматично предписывал своей команде в более ранний спокойный период их плавания. Некоторые из его людей считали, что он лично не подтвердил свое любимое изречение о том, что «немцы умеют умирать».

Хотя на самом деле Фёрстер не принадлежал к офицерскому классу, он приобрел определенный внешний вид, но его комплекс неполноценности привел к сверхкомпенсации, которая приняла форму неприятного настойчивого требования привилегий своего звания и воображаемой важности.   Он немного говорил по-английски и немного по-французски; был женат, и его жена жила в Берлине. По словам его людей, он был близким другом вице-адмирала Дёница. (?)

1-й вахтенный офицер, оберлейтенант цур Зее Вернер Альбринг, 27 лет, поступил на службу в военно-морской флот в 1934 году. Он был переведен в ВВС Германии в 1936 году и оставался на этой службе до последнего времени, когда его снова перевели на флот и призвали на подводные лодки после короткого курса обучения. Несмотря на отсутствие у него опыта работы с подводными лодками, Альбринг хвастался, что он мог бы получить командование собственной подводной лодкой, если бы не хотел получить опыт в условиях активной службы , прежде чем принять на себя ответственность за командование.         Он был интересным человеком, умеренно образованным, неплохо говорящим по-английски и немного по-французски, но довольно напыщенным и узколобым. Он был ярым физкультурником и хулиганом. Женат.

2-й вахтенный офицер, лейтенант цур Зее Ганс Зиттенфельд, 24 года, поступил на флот в 1937 году и недолго служил на подводных лодках; он был в своем первом боевом походе. Он был более образован, чем другие офицеры, немного говорил по-английски, проявлял некоторые литературные, музыкальные и художественные вкусы и, по-видимому, очень любил парусный спорт и другие занятия на открытом воздухе. Он производил впечатление искреннего патриота, принявшего нацистский режим как единственное средство обеспечения и сохранения своей страны, ее законного места среди наций. Женат.

Инженер-офицер, оберлейтенант Герхард Шиман, 27 лет, был уроженцем Восточной Пруссии. Он поступил на флот в 1934 году и попал на подводные лодки в 1937 году. В 1938 году он стал офицером-механиком подводной лодки флотилии подводных лодок «Лохс». Считается, что раньше он служил на «U-16» и «U-22». Хотя он был ярым нацистом и слепым поклонником Гитлера, он был довольно приятным человеком при обсуждении общих тем. Увлекался парусным спортом и верховой ездой. Был женат, его жена жила в Гамбурге.

Двое других офицеров были молодыми гардемаринами, поступившими на флот 1 декабря 1939 года. Помимо подготовки, у них не было морского опыта, и они добровольно служили на подводных лодках; их пригодность для этой отрасли службы только проверялась. Оба они были типичными продуктами организации Гитлерюгенд - фанатичные, глупые, тщеславные и малообразованные.

Заключенные рассказали, что, когда они покидали Гамбург, на Немецкой верфи строились пять или шесть подводных лодок, из которых две, U 502 и U 503 уже были спущены на воду, а остальные были почти готовы к спуску на воду. . Заключенные считали, что на этой строительной площадке сейчас строится от пятнадцати до двадцати подводных лодок.
***
Последний абзац я привёл для того, чтобы было понимание, что происходило в тот момент с подводным флотом Германии. В разгаре было массовое строительство новых лодок, опытного личного состава и офицеров крайне не хватало. Отсюда и комплектование экипажей прошедшими краткий курс обучения людьми, набранными от надводных кораблей вплоть до авиации.

Сам процесс захвата и гибели U-501 я решил не описывать, это уже имеется во множестве источников.

Остановимся лишь на судьбе Фёрстера. Первоначально он и его офицеры были доставлены в лагерь для пленных подводников на территории Британии, в котором верховодил Отто Кречмер, уже поспособствовавший гибели Бернхардта Берндта с U-570, сдавшейся в плен. Не было сомнения, что такой же суд чести ожидал и Фёрстера. Поэтому, как и командира U-570 Рамлова, его быстренько перевели в лагерь для пленных лётчиков.

Тем не менее, у Фёрстера начались проблемы с психикой, груз случившегося стал непосильным для его нервной системы. В итоге вместе с больными и ранеными немецкими пленными по линии Красного Креста его отправили в Германию. Понимали ли англичане, что его ждёт в Фатерлянде? Наверняка не могли не понимать.

По прибытию Фёрстер был немедленно арестован и предан суду военного трибунала. Не дожидаясь расстрела, он покончил с собой 27 февраля 1945 года.


Рецензии