Вратарь Владимир Астаповский

Владимир Александр Астаповский родился 16 июля 1946 года в городе Брянске. Начал заниматься футболом на позиции вратаря, в местной спортшколе «Динамо», у тренера Иосифа Мочаниса. Астаповский: «Подтолкнул» меня на это дело Яшин, когда московское «Динамо» приезжало в Брянск, на товарищеский матч. Смотрел на его игру, мгновение боялся пропустить». После окончания школы Астаповский уехал в Баку, поступать в мореходное училище. Там он выступал за команду своего училища, и одновременно учился в бакинской спортшколе «Нефтяника» у А. Г. Фальяна.

С 1964 года он входил в юношескую сборную Азербайджана, и выступал в составе «Нефтяника» в юношеских соревнованиях. Астаповский: «Надолго задержаться в «Нефтянике» мне удалось – призвали в армию. Но я все же успел взять в составе Азербайджана бронзу союзного первенства среди юношеских команд». В 1965 его призвали в армию, и он год служил на торпедном катере. Когда его перевели на берег, его заметил главный тренер армейской команды СК Черноморского флота и пригласил к себе в клуб. В 1968 году Астаповский стал выступать за основу команды, заменив травмированного первого вратаря. Астаповский: «Четыре года там провел. Как раз в тот год, когда я должен был демобилизоваться, срок призыва сократили до трех лет на флоте».

После окончания службы, в 1969 году, Астаповский был уже готов переезжать в Симферополь – его приглашали в «Таврию» - как вдруг пришел приказ о переводе его Москву, в ЦСКА. Это его севастопольский тренер Михаил Ермолаев (бывший игрок ЦСКА, за олимпийскую сборную СССР провел три матча) постарался – порекомендовал молодого вратаря Боброву. Астаповский: «Когда Всеволод Михайлович меня в первый раз увидел, он сразу Ермолаеву сказал: «Кого ты мне привез? Это же мешок с д…!» Представьте мое состояние!» Поначалу Астаповский был пятым вратарем, после Пшеничникова, Шмуца, Кудасова и Когута.

В сезоне 1969 года молодой вратарь не провел ни одного матча за ЦСКА, даже за дубль, но продолжал упорно «пахать». Астаповский: «Пшеничников и Шмуц в воротах, и многие говорили мне тогда: куда, мол, ты, просидишь на скамейке за ними, и на этом все кончится. Но тренировался, сколько сил хватало. Был «шахтером», как потом любил говорить Тарасов». В 1970 году Леонид Шмуц поехал на чемпионат мира в Мексику (на турнире не сыграл ни одного матча), а Пшеничников неожиданно получил травму, и Астаповскому представился шанс. Он дебютировал за армейцев 8 марта 1970 года в матче против московского «Динамо». ЦСКА победил 1:0. В тот год армейцы стали чемпионами СССР, но Астаповский медали не получил, так как не отыграл положенного количества матчей.

- Я человек дисциплинированный, но иногда случались трения с тренерами. С тем же Николаевым во время второго «золотого» матча с «Динамо» в Ташкенте в 1970 году. После того как Пшеничников пропустил подряд три гола, Валентин Александрович мне говорит: «Раздевайся, пойдешь в ворота». А я ему: «Не пойду». Он: «Да ты в своем уме? Как это не пойдешь?» - «Не пойду и все, хоть выгоняйте!» Да кто я такой, чтобы Пшеничникова менять? Пацан, дублер – а он один из лучших вратарей Союза, человек в силе, в авторитете. Тут свои нюансы, мне ведь с ним и с другими ребятами еще жить да жить предстояло, - Владимир Астаповский.

Тот матч 6 декабря закончился со счетом 4:3 в пользу ЦСКА. Армейцы впервые за 19 лет одержали победу в чемпионате СССР. Мастерству вратаря Астаповский учился не только у Пшеничникова и Шмуца. Интересно, что Шмуца он считал одним из величайших вратарей Союза: «Если кто и мог стать «вторым Яшиным», так это он». Много помогли Астаповскому в освоении вратарской профессии такие великие голкиперы СССР, как Хомич и Яшин. Хомич одно время работал фотокорреспондентом в еженедельнике «Футбол» и частенько стоял за воротами и подсказывал молодому вратарю. Бывал Астаповский и дома у прославленного вратаря.

Яшин жил недалеко от стадиона ЦСКА на Песчанной и частенько захаживал на тренировки армейцев. После тренировок Астаповский подходил к Яшину и спрашивал его мнение, о том, как он сегодня сыграл в воротах, и не раз слышал: «Плохо». Правда, только этим Лев Иванович не ограничивался, а всегда объяснял молодому вратарю, какие он допустил ошибки, и как их в дальнейшем не допускать. В следующий раз Астаповский старался не повторять промахов.

- Шмуц был флегматичен. У Астаповского такой же характер. Их в команде называли «трубами». Ох, и жгли! Идем на тренировку, а они уже готовятся. В каждый палец в перчатки по сигарете и уже готовы! Участие в тренировке принимают три вратаря. Пока одному бьют по воротам, другие имеют время. Сели рядом со штангой и уже «жгут»! Ужас! Не могли два часа подождать. Я не слышал, чтобы еще кто-то прямо на поле курил, а им удавалось, - Владимир Дударенко (игрок ЦСКА, провел два матча за сборную СССР).

Одним из самых лучших своих матчей Астаповский считал игру, которая прошла в Киеве 1 июня 1975 года. Киевляне выиграли со счетом 3:0, причем два мяча забили с пенальти. Астаповский был признан лучшим игроком матча. Астаповский: «Три гола я, конечно, пропустил, но если бы не я, там было еще штук пять. Меня потом киевляне с поля на руках вынесли, а одна газета вышла с заголовком: «Астаповский против киевского «Динамо». Именно после той игры армейского вратаря стали привлекать в олимпийскую сборную СССР.

Первым о приглашении в олимпийскую сборную Астаповскому сказал Юрий Чесноков (нападающий ЦСКА, провел 13 матчей за сборную СССР, забив 5 голов). Астаповский подумал, что это розыгрыш, и ответил: «Как же, и из сборной мира телеграмма пришла». Первый матч в составе сборной армейский вратарь провел в Лужниках против сборной Норвегии 24 сентября, когда судьба путевок была уже решена. Наша команда победила со счетом 4:0. Бесков, который тогда тренировал сборную, сказал Астаповскому: «Жди момента. Я вижу – ты работаешь». А 29 ноября того же года он провел первый свой матч за главную команду страны против сборной Румынии (2:2). Астаповский вспоминал, как на следующий день после его приглашения в сборную СССР, Тарасов построил команду, объявил об этом событии и сказал: «Пожелает тебе счастья».

- Я много работал и очень хотел чего-то добиться. В 1975 году я впервые оказался в Конча-Заспе, где тренировалась наша сборная. Хотя до Олимпиады в Монреале время еще оставалось, именно тогда определялся костяк команды. Я считался третьим вратарем после Рудакова и Прохорова, поэтому «из кожи вон лез», чтобы проявить себя. Лобановский после одной из тренировок вызвал меня и говорит: «Ты чего тут задумал?» Я отвечаю, что, мол, ничего плохого, хочу только одного – поехать в Монреаль. А он и говорит: «Никуда ты не поедешь». Я кивнул, но продолжал вкалывать. Уж, какие там Лобановский нагрузки давал, и описать трудно. Он, несмотря на всю свою жесткость, оставался человеком на редкость справедливым, и в итоге на Игры поехал все-таки я, - Владимир Астаповский.

В 1975 году ЦСКА тренировал Анатолий Владимирович Тарасов, и оставил после себя незабываемые впечатления. Астаповский вспоминал о том периоде с какой-то особой теплотой, хотя и трений, по его словам, хватало. Вратарь вспоминал, что если полевым игрокам Тарасов давал серьезные нагрузки, то голкиперов он заставлял заниматься только акробатикой и гимнастикой. Причем все это с мячом. Он любил говорить вратарям: «Ты у меня спать с мячом будешь!» И Астаповский спал с мячом, как этого требовал главный тренер.

А еще он требовал, чтобы Астаповский отбивал все пенальти, мол, Третьяк все «берет» и ты будешь. Астаповский: «Я ему: «Анатолий Владимирович, так у Третьяка ворота крохотные, щитки, клюшка и ловушка. А у меня – семь с половиной метров за спиной. Но он и слушать не хотел». Армейский голкипер вспоминал, что Тарасов придумывал игрокам очень необычные упражнения, например, на стену с разбегу забежать: «У меня Харламов пять шагов по стенке делал, а ты будешь шесть!» Также он заставлял игроков падать в грязь, на бетон, на песок с галькой – чтобы страх отбить. Астаповский выполнял все приказы Тарасова – мол, надо, значит надо.

- Зимой и весной 1976 года мы проводили много сборов за границей. Как-то были в Югославии. Утром улетать. Все в автобусе, а Астапа нет. И кто-то из армейцев мне говорит: Астап сегодня не ночевал в гостинице». Уже время отъезжать в аэропорт, кто-то даже сумку Володи вынес из автобуса, поставил на асфальт. Олимпиада на носу, все хотят попасть в состав. А тут вратарь пропал. И вдруг он идет, как ни в чем не бывало. Помощник Лобановского Базилевич говорит Володе: Я тебе все утро в номер звонил, ты чего трубку не брал?» А тот спокойно так отвечает: «Брал, а там короткие гудки, занято». Весь автобус заржал, все знали, что Астапа в номере не было. Но все обошлось, Лобановский не стал к нему докапываться, - Евгений Ловчев (бронзовый призер ОИ-72).

В сборной СССР Астаповский не сразу стал первым вратарем. Пожалуй, это произошло только после товарищеского матча со сборной Венгрии 26 мая 1976 года (1:1). До этого ворота нашей команды в 1976 году защищал Рудаков и Прохоров. Вот что написала газета «Советский спорт» после этого матча: «Тренеры обеспокоенные нервной игрой вратарей, решили проверить Астаповского. Вратарь ЦСКА, уверенно играющий за свой клуб, так же уверенно сыграл и в сборной».

23 июня сборная Союза сразилась в товарищеском матче со сборной Австрии и победила со счетом 2:1. «Советский спорт» также отметил нашего голкипера, написав, что тот с честью выходил несколько раз из трудных положений. Хочется отметить, что Лобановский стал доверять Астаповскому место в воротах в каждом матче именно после майской игры с Венгрией и, судя по всему, тот оправдал его ожидания.

- Я пришел как-то в наш диспансер. А там во всю длину забора сбоку от ЛФК было написано: «Лучший наш вратарь московский – это Вова Астаповский». Я говорю Белаковскому: «Олег Маркович, распорядитесь, чтоб закрасили». А он в ответ: «Не надо. Пусть все знают!» - Владимир Астаповский.

Для первого вратаря ЦСКА Юрия Пшеничникова сезон 1971 года стал последним в армейских рядах. По идее его место должен был занять Шмуц, но этого не произошло. Леонид Николаевич в матче 17 апреля 1971 года против «Арарата» (0:1) допустил ошибку, которая, вероятно, стоила ему всей футбольной карьеры – он забил гол в собственные ворота. В том матче он хотел выбросить мяч рукой, но тот выскользнул у него из руки и укатился в ворота. Главный тренер Николаев был просто в ярости и не мог долго простить вратаря. Астаповский стал первым номером армейского клуба.

- Вратарь фигура особая. В ЦСКА поначалу диковатым казалось: у меня в защите-то Шестернев, Истомин, Афонин, Багрич, а я, юнец, ими командую! Но как войдешь в раж, обо всем забываешь. Однажды Шестернев на меня даже попер: «Ты чего тут разорался!» Говорю: «Извините Альберт Алексеевич, игра». В жизни – Альберт Алексеевич, а на поле – Алик, - Владимир Астаповский.

- Я никогда себя большим вратарем не считал. Так и в 76-м было перед Олимпиадой. Вызвал меня Лобановский: «В Монреаль поедете так: ты первый, Прохоров второй». Я ему «Валерий Васильевич, а Женька- то как же? (Рудаков). Нет, я так не согласен». Рудаков был Рудаков. И представить себе не мог: как это – я вместо него? Лобановский: «Повторяю: ты первый, Прохоров второй. Ты что, не понял? Еще повторить?» Осталось только руками развести и отправиться на Олимпиаду, - Владимир Астаповский.

Астаповский на турнире защищал ворота нашей сборной во всех пяти матчах, без замен. Первый матч группового турнира сборная СССР провела против сборной Канады и победила со счетом 2:1. Еженедельник «Футбол-Хоккей» в отчете после матча написал, что Астаповский действовал безупречно, и вины его в пропущенном голе нет. «Советский спорт» так же отметил игру Астаповского, как удачную. Во втором и последнем матче в группе сборная Союза разгромила сборную КНДР – 3:0. В ; финала сборная СССР справилась со сборной Ирана (2:1).

Надежду болельщиков и игроков сборной СССР на победу на Олимпиаде разрушили футболисты сборной ГДР, одержавшие победу в полуфинале турнира со счетом 2:1. О. Кучеренко специальный корреспондент «Советского спорта» написал после матча, что Астаповский провел отличный матч, и повода его винить в пропущенных голах, нет. Астаповский: «После матча Лобановский мне сказал: «Это ты проиграл!» Кстати первый гол в ворота нашей команды немцы забили с пенальти. О. Базилевич второй тренер сборной СССР на послематчевой пресс-конференции посетовал на то, что, по его мнению, это пенальти было назначено неправильно, что и повлияло на всю игру.

Астаповский: «Раз десять потом по видеозаписи глядел: вот она, рука моя, тянется к мячу, но он чирк о траву, и в ворота. Злость такая тогда взяла. Лежу на земле и кулаками по ней колочу. А мяч в воротах. Ругали меня за тот пенальти». Последний матч на Олимпиаде, в матче за 3-е место, сборная Союза провел против бразильцев, и обыграла их со счетом 2:0. В своих послематчевых статьях корреспонденты и «Советского спорта» и «Футбола-Хоккея» похвалили Астаповского за прекрасную и безупречную игру на протяжении все Олимпиады.

В Монреале Астаповский получил приз, как лучший игрок турнира, и стал бронзовым призером Олимпиады. Кстати, перед началом турнира было объявлено, что медали получат те футболисты, которые выступали хотя бы в одном матче. Из 17 заявленных игроков в сборной СССР не сыграли ни одной минуты только двое – вратарь Прохоров и Кипиани. У некоторых знатоков футбола есть мнение, что Кипиани навязали Лобановскому вышестоящие руководители, и он из принципа не дал ему сыграть ни в одном матче. Кипиани: «Я не спрашивал Лобановского о том, почему он ни разу не выпустил меня на поле, на той Олимпиаде. Но не исключаю, что каким-то образом здесь замешана и «национальная политика».

Интересно, что руководством нашего спорта бронзовые медали футбольной сборной СССР были расценены как провал, и Лобановского «погнали» с должности. Для Астаповского это год стал лучшим в карьере: он стал лучшим футболистом года, получил приз «Вратарь года» и стал №1 в списке 33 лучших футболистов чемпионата СССР. Правда, в сборной СССР он после Олимпиады ни одного матча не сыграл – новый тренер Никита Симонян предпочитал других вратарей. Последнюю игру за сборную армейский вратарь провел 30 апреля 1977 года против сборной Венгрии (отборочный матч ЧМ-78), в которой советские футболисты уступили со счетом 1:2. «Советский спорт» после матча: «Увы, неуверенно сыграл Астаповский».

- ЦСКА в Ереване в неприятную историю влип. В 1977-м, при Боброве. Уговор был на ничью. Во втором тайме при счете 1:1 неожиданно забил Чесноков и Копейкин. Два шальных удара – два гола. И Астаповский уперся: «Не буду два пропускать на глазах Симоняна!» Никита Павлович сборную тренировал, сидел на трибуне. Один мяч «Арарат» все-таки отыграл, 3:2 закончили. После матча – скандал. Маркаров, главный тренер «Арарата», ворвался в нашу раздевалку, материл Боброва. Тот сидел, молчал. Все понимали – некрасиво получилось, - Сергей Ольшанский.

Сам Астаповский вспоминал, что когда ему предлагали «слить» матч, то он отсылал просителя к капитану команды, мол, иди с ним разговаривай. Правда, как он признавался, однажды специально пропустил. В одном из матчей (противника ЦСКА Астаповский наотрез отказался назвать) защита армейцев пропускала одну атаку соперников за другой, а он «пластался» в воротах, не давая забить гол. Почти в самом конце матча к нему подбежал армейский игрок и выпалил: «Володь, да ты че, пропустить не можешь? Ну, надо, пойми, всех же подводишь!»

Потом оказалось, что полевые игроки договорились перед матчем, а вратарю ничего не сказали. Думали, сами смогут помочь забить в свои ворота. Астаповский пропустил, но грамотно, чтобы не было видно. Денег требовать не стал. Правда, по приезде в гостиницу оказалось, что ему накрыли в номере шикарный, по тем временам, стол. Астаповский: «Да зачем он мне – что я, за дармовое угощение мараться буду?»

- В 1978-м на старой «Песчанке» принимали «Зенит». Счет 1:1, лимит замен исчерпан. Минут за десять до конца Астаповский кинулся за мячом, в толчее кто-то бутсой удружил. Врач сразу понял, что перелом. Володька сжал зубы: «Доиграю…». Пока заматывали кисть, я на правах капитана собрал ребят: «Бить не даем!» За оставшееся время по нашим воротам не нанесли ни одного удара! Так мы еще выиграть ухитрились! Перед финальным свистком Погорелов забил, - Сергей Ольшанский.

Сам же Астаповский немного по-другому вспоминает тот эпизод. Нападающим, который травмировал руку вратаря, был Владимир Клементьев. А ленинградцы, по словам Астаповского, били по воротам, и не раз – увидели, что он травмирован и играет одной рукой, и пытались поразить ворота издалека. Но у них ничего не вышло – армейский голкипер все «вытащил».

В 1980 году Астаповский провел только первые пять матчей в сезоне, а потом был заменен на Владимира Новикова (чемпион Европы среди юношеских команд 1976 года, чемпион Европы среди молодежных команд 1980 года). Считается, что Олег Базилевич, принявший команду армейцев (шестой тренер ЦСКА за последние восемь лет), недолюбливал Астповского еще со времен сборной. Базилевич в своем интервью того года так выразился в отношении Астаповского: «Все дело в неправильном поведении вратаря и его отношении к футболу». Хотя возможно, отчисление вратаря произошло из-за неудачной игры последнего – в четырех матчах он пропустил 10 мячей. Справедливости ради надо сказать, что Базилевич выгнал не только Астаповского, а еще нескольких футболистов, которые его не устраивали – «новая метла метет по-новому». В 1981- 1982 годах Астаповский выступал за хабаровский СКА.

- Лучше бы Астаповский не приходил в СКА. Хотя поначалу мы все оживились. Еще бы: ведь к нам едет мастер спорта международного класса, экс-вратарь ЦСКА и сборной. Но Астаповский, увы, пришел не играть, а доигрывать, точнее даже сказать – дослуживать. На Дальнем Востоке же год за два шел. В общем, ничем он не помог, - Владимир Бычек (игрок СКА).

После «работы» в СКА Астаповский стал служить на Камчатке. Он закончил играть в звании капитана и ему предложили «теплую» должность в штабе части. Но он подумал и отказался – мол, какой из меня штабист, ни знаний, ни опыта – засмеют. Пошел он на комвзвода и занимался любимым делом – ремонтировал технику. Немного играл за команду местного таксопарка. Затем перевелся в подмосковную Кубинку. В конце 80-х решил попробовать тренерскую карьеру и уехал на полгода в Мозамбик. Там работал с клубом из города Нампула. Вернувшись из Африки, Астаповский ушел из армии. Работал, водителем, охранником. Всякое бывало. Бывало, что бывший вратарь сборной СССР подолгу сидел без работы, хотя не отказывался ни от каких предложений.

- Мы встретились, когда самого титулованного армейца можно было назвать самым неустроенным: он сидел без работы. Тяжелее всего было днем. Жена уходила на работу, а дочки на учебу, и он оставался один, если не считать кота. И еще телефона. «А сколько вам лет? 52? Очень сожалею, но водителей старше 45 мы не берем». «Нет, с вратарями у нас есть кому работать. И в дубле тоже. Так что рады бы, но…» «Володька! Ну, ты как? Ах, вон оно что… Да какое там, старик, ты же знаешь, какие сейчас времена. Вот позвонил бы три месяца назад, проблем бы не было. Не обижайся», -журналист Борис Богданов (интервью от 1998 года).

С начала 2000-х Астаповский все же нашел себя на тренерском поприще. Работал в ДЮСШ ЦСКА, ДЮСШ «Спартак», женской команде подмосковного Красноармейска. Одновременно продолжал выступать в ветеранских турнирах. Астаповский:«Играю, но не за армейских, а за динамовских ветеранов. Свои как-то не зовут, а вот те, наоборот, приглашают постоянно». Астаповский был женат – супруга Галина. Дочери Татьяна и Виктория.

Владимир Александрович Астаповсий скончался 12 апреля 2012 года в возрасте 65 лет.

В статье использованы публикации следующих изданий: Википедия, «Спорт-Экспресс», «Футбол-Хоккей», , «Советский спорт», «Тихоокеанская звезда»,  cska.in, soocer.ru.


Рецензии