Моя любовь - география

   Любовь к географии, ученикам пронесла через всю жизнь. Главными  были уроки, за годы работы их было проведено немало, с применением современных по тому времени средств и методов и без них, тематические зачеты, ежегодные экзамены старшеклассников, экскурсии и походы по родному краю, конкурсы и олимпиады, работа клуба «Глобус»… Встречала начинающих географов, провожала в большую жизнь выпускников. Проверяли меня, чаще всего, начинающие ученики. Некоторые пятиклассники, впервые попавшие в географический кабинет, пробовали пошалить, проверить мои знания географии. В конце концов, многим из них становилось интересно узнать, что же будет дальше. Я с любовью показывала географический кабинет, географические карты, глобусы, показывала портреты путешественников, мореплавателей, о которых пойдет речь,  стенды, в том числе большую карту реки Хопер от истока до устья, рассказывала, где мы побывали, а где с ними побываем. Знакомила с тем, как работать с учебником, атласом, множеством карт, чтобы знать, как  многие старшеклассники. У начинающих географов дома  появлялись карты полушарий, Мира, Родины.   На  разнообразных картах  позднее многое   могли  рассказать, даже не  читая  текста учебника.  С проверки знаний карты  начинались многие уроки. В  игровой форме  соревновались в знании реки или моря, гор или равнин, городов или стран, в зависимости от темы урока.  Уроки, уроки.    В один день их могло быть  пять или шесть, с применением новых  форм и без них, так, чтобы было не только интересно, но успеть проверить знания каждого, научить говорить, мыслить, анализировать. Тематические зачеты старшеклассников часто не укладывались в урок, и продолжались после уроков. Победители школьных географических олимпиад  защищали честь школы на городских олимпиадах. Старшеклассники в конце учебного года сдавали экзамены по географии дополнительно избранным предметом, к которым регулярно готовились. Туристы  с первых воскресных осенних дней  отправлялись в походы одного дня,  чаще всего,  в пригород  соснового леса села Мача. Утренний автобус довозил нас до старого моста через реку Хопер, дальше по  асфальтированной дороге шли мимо лиственного леса к крутым склонам песчаных холмов, по ним поднимались все выше и выше. Красив светлый сосновый бор   крутых склонов,  красив и темный лиственный лес у подножия. Слушали, как шумит ветер, качая деревьями.  На вершине открывалась  красота  Малой Родины,  возвращались вниз по склону, на его середине устраивали привал.  За день похода ребята  надышались лечебным лесным воздухом, с пользой проводили время  на привале.  В  многодневных походах  до  сел добиралась пешком, на попутных автобусах, ночевали в спортзалах,   палатках, встречались с интересными людьми.  За время  похода ребята уставали, но  были довольны увиденными красотами природы, рекой Хопер, прудами,  селами, встречами.  В пути  не мешали  тяжелые рюкзаки. За ними - отчеты,   тренировки, туристические слеты.   Не все стали  туристами. Но,   вспомнив  походы - тренировку на выносливость,  познавали: «Когда сил нет, они все – таки остались, если это очень  нужно».      
    В  клубе «ГЛОБУС» ребята  заочно путешествовали по государствам Мира, союзным республикам, родному краю, встречались с интересными людьми, проводили экскурсии.  За годы собрали большой  материал о родном крае,  городе, его лучших  людях,   предприятиях города.      Праздником становились декады географии  с беседами о прошлом и настоящем города, селах района, героях войны, труда, о реке Хопер. Декаду  завершал  вечер старшеклассников «Мой край – земля Балашовская», с рассказами о родной земле, выступлением   местных поэтов,  исполнением  песен о родном крае. Давно не работаю в школе, живу в другом городе, но память сохранила события тех лет, любовь к географии и благодарность  ученикам.


Рецензии