Моя любовь - география
Любовь к географии, ученикам пронесла через всю жизнь. Главными были уроки, за годы работы их было проведено немало, с применением современных по тому времени средств и методов и без них, тематические зачеты, ежегодные экзамены старшеклассников, экскурсии и походы по родному краю, конкурсы и олимпиады, работа клуба «Глобус»… Встречала начинающих географов, провожала в большую жизнь выпускников. Проверяли меня, чаще всего, начинающие ученики. Некоторые пятиклассники, впервые попавшие в географический кабинет, пробовали пошалить, проверить мои знания географии. В конце концов, многим из них становилось интересно узнать, что же будет дальше. Я с любовью показывала географический кабинет, географические карты, глобусы, показывала портреты путешественников, мореплавателей, о которых пойдет речь, стенды, в том числе большую карту реки Хопер от истока до устья, рассказывала, где мы побывали, а где с ними побываем. Знакомила с тем, как работать с учебником, атласом, множеством карт, чтобы знать, как многие старшеклассники. У начинающих географов дома появлялись карты полушарий, Мира, Родины. На разнообразных картах позднее многое могли рассказать, даже не читая текста учебника. С проверки знаний карты начинались многие уроки. В игровой форме соревновались в знании реки или моря, гор или равнин, городов или стран, в зависимости от темы урока. Уроки, уроки. В один день их могло быть пять или шесть, с применением новых форм и без них, так, чтобы было не только интересно, но успеть проверить знания каждого, научить говорить, мыслить, анализировать. Тематические зачеты старшеклассников часто не укладывались в урок, и продолжались после уроков. Победители школьных географических олимпиад защищали честь школы на городских олимпиадах. Старшеклассники в конце учебного года сдавали экзамены по географии дополнительно избранным предметом, к которым регулярно готовились. Туристы с первых воскресных осенних дней отправлялись в походы одного дня, чаще всего, в пригород соснового леса села Мача. Утренний автобус довозил нас до старого моста через реку Хопер, дальше по асфальтированной дороге шли мимо лиственного леса к крутым склонам песчаных холмов, по ним поднимались все выше и выше. Красив светлый сосновый бор крутых склонов, красив и темный лиственный лес у подножия. Слушали, как шумит ветер, качая деревьями. На вершине открывалась красота Малой Родины, возвращались вниз по склону, на его середине устраивали привал. За день похода ребята надышались лечебным лесным воздухом, с пользой проводили время на привале. В многодневных походах до сел добиралась пешком, на попутных автобусах, ночевали в спортзалах, палатках, встречались с интересными людьми. За время похода ребята уставали, но были довольны увиденными красотами природы, рекой Хопер, прудами, селами, встречами. В пути не мешали тяжелые рюкзаки. За ними - отчеты, тренировки, туристические слеты. Не все стали туристами. Но, вспомнив походы - тренировку на выносливость, познавали: «Когда сил нет, они все – таки остались, если это очень нужно».
В клубе «ГЛОБУС» ребята заочно путешествовали по государствам Мира, союзным республикам, родному краю, встречались с интересными людьми, проводили экскурсии. За годы собрали большой материал о родном крае, городе, его лучших людях, предприятиях города. Праздником становились декады географии с беседами о прошлом и настоящем города, селах района, героях войны, труда, о реке Хопер. Декаду завершал вечер старшеклассников «Мой край – земля Балашовская», с рассказами о родной земле, выступлением местных поэтов, исполнением песен о родном крае. Давно не работаю в школе, живу в другом городе, но память сохранила события тех лет, любовь к географии и благодарность ученикам.
Рецензии