Преодолеть солипсизм

               Преодолеть солипсизм.

               Теория (именно, что теория) солипсизма   основана на том, что  внешней реальности, существующей вне зависимости от нашего сознания не существует:   «Я» это  единственная реальность, всё остальное – лишь проекции моего «я»».  По сути это теория эгоизма. Но эта красивая идея импонирует многим людям, которые всерьёз принимают эту теорию, как за основу...
                По многим параметрам, солипсизм – теория незрелого сознания, скорее, что это теория, тешащая самость, ибо наивно  думать, что не существует реальности, независимой от Наблюдателя, или что не существует объективного (независимого ) внешнего мира. Ведь даже сознание, как термин в психологии , определяется как субъективное отражение объективной реальности.  Чтобы лучше принимать, понимать и уважать друг друга, людям следовало бы преодолеть свой солипсизм.
Итак,  в моем окне сейчас не появилась Луна, это не значит, что ее не существует...
               Некоторые философы считают, что солипсизм   - это  пример  крайнего субъективного идеализма, но однако здесь нет ничего идеального, ибо как может быть идеальной идея одного главенствующего «Я», общающегося с самим собой, спорящим с собой, любящим себя, порождающего  в одиночку себя же, теория не дающая возможности на существование независимого от моего великого «Я» другого «я».Иными словами солипсист хочет взять на себя роль  воплощенного Бога,  но близка ли эта теория к реальности?   
«Станет ли человек, буквально возомнивший себя Богом, обвинять других людей в своих проблемах? Станет ли художник с пеной у рта доказывать своей картине тот факт, что это именно он её нарисовал? Сможет ли он наплевательски относиться к своему самому величайшему произведению?», - задаётся вопросом один из авторов многочисленных публикаций Армия Тьмы.       
               Солипсизм – тщеславие. Преодолеть тщеславие – значит укротить эгоизм.
Логика солипсистов звучит примерно так:
«То, что «другой» действует независимо от моей воли, — еще не доказывает его реальной автономии, его независимости от моей эмпирической личности. Ведь и во сне персонажи моих сновидений демонстрируют независимость от моей воли: я не способен ни управлять их поведением, ни предсказывать их действия. Но, тем не менее, все эти персонажи, как обычно полагают, существуют лишь как образы моего сознания», Иванов Евгений Михайлович в работе  «О возможности преодоления солипсизма».
                Однако, персонажей из сна мы не можем озязать физически, мы можем что-то переживать относительно их действий, но не можем непосредственно ощущать плотности всей этой материи: она иллюзорна. И персонажи из сна часто есть отображение нашей повседневной реальной жизни в прямом, либо в символическом образе. Той реальной жизни, где мы как раз взаимодействием с  другими людьми. Конфликтуем, боремся за что-то, кто-то судится с кем-то, кто-то кого-то любит, или ненавидит, итд.  Можно ли ругаться с самим собой в разных формах и обличиях?
                Внутренний мир другого - это сфера, скажем так, не моего личного опыта.. У этого человека есть своя воля поступать именно так, как это делает он (независимо от меня, моего сосуществования), у него есть свои чувства и эмоции своё мировоззрение, свой уровень сознания, наконец. Этот другой может чем-то поделиться со мной, и тогда его ощущения, или его опыт я могу прочувствовать или даже принять себе во внимание, и тогда это станет частью и моего опыта тоже. А если не захочет - не поделится, и тогда его опыт/ощущения/переживания будут только его личными.. И не зря есть фраза "чужая душа - потёмки", ведь если бы солипсизм был истиной - этих "потёмок" бы не было...
К примеру, если моя соседка сейчас сидит и пьёт чай, а я этого не вижу и не ощущаю, то это не значит, что ее не существует. Это не значит, что никаких действий в той квартире не происходит, только потому, что я это не наблюдаю (а  её счётчик-то электроэнергии крутится, кстати).
              Довольно  интересный момент  есть в теории Гуссерля (ее называют теорией мягкого солипсизма).
Анализирует Иванов Е.М:
«Отсюда можно сделать вывод, что если «не-Я» реально существует, то форма существования этого «не-Я» не может быть ничем иным, как некой возможной формой существования моего собственного «Я». Т. е. «другой» не только мыслится, но и реально существует как мое собственное «Я», в каких-то иных, альтернативных жизненных условиях. Опираясь на теорию Гуссерля, мы приходим, таким образом, к некой новой («мягкой») форме солипсизма, которая не отрицает реальности «другого», но, тем не менее, предлагает мыслить «другого» как самого себя, но в каких-то иных жизненных обстоятельствах. Т. е. «другой» — это тоже я, но родившийся в другом месте, в другое время, имеющий иную биография, иной жизненный опыт и т. д.
Эта точка зрения, если проводить ее последовательно, предполагает, что я не просто воображаю всякое «он» или «ты», как альтернативное воплощение моего «Я», но предполагается, что я реально проживаю (или проживал, или буду проживать) все другие человеческие (а возможно даже и не только человеческие) жизни. Как это возможно? Ведь «другой» может существовать одновременно со мной, и, следовательно, его внутренний мир может взаимодействовать с моим внутренним миром в реальном времени, оставаясь, тем не менее, «закрытым» для меня, т. е. оставаясь именно «не моим» внутренним миром»,  Иванов Е,М.               
                Однако, её бьёт такой простой и одновременно сложный фактор "Время".
Как быть с теми формами существования, В том числе и с птицами, кошками, собаками , итд, которые живут со мной в одном Пространстве /Времени? Как они, имея свой геном, свои цели и задачи, свое право на выражение посредством своей воли могут быть быть "моим я"? Солипсизм имеет один очень мощный промах: эта теория лишает права свободы выбора других единиц существования.
Никто из нас не знает, как поступит тот, то и иной человек, мы можем это только предполагать .., А по солипсизму -  если всё есть лишь проекции моего "я", то мне должно быть предсказуемо и известно заранее..
Действительно, станет ли солипсист, возомнивший себя Богом обвинять других, или что-то доказывать другим?. ...
                Теорию солипсизма бьёт  и такой фактор, как простое касание. Прикасаясь к себе, мы точно знаем своё касание. И совсем иначе воспринимается чужое касание:  совершенно другая энергия трогает нас,  и это совершенно чувствуется, да и наши реакции на касания других людей будут тоже разными от блаженства до  стойкого отторжения.  Мало того, мы чувствуем спиной даже взгляд, ибо и это тоже форма касания. И от взглядов одних людей нам хочется закрыться, а от взгляда других мы таем…
                Несовершенный разум порождает несовершенные теории. Пусть даже эти теории и эволюционируют (изменяются)  со временем, но они так и останутся несовершенными, потому что несовершенны изначально. Всё, что несовершенно – то иллюзия, выдумка, которая претендует на то, чтобы в неё верили. Однако эти выдумки – плохие путеводители для разума, ибо загоняют в ещё большую ловушку ментальных порождений ума…


Рецензии