Новое явление в современной литературе

Рецензии
НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 
 (Ирина и Валерий Христюк «ОТГОЛОСКИ УТРАЧЕННОГО РАЯ», том первый, проза, Бэлць, 2022, 400 стр.).
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете»
(Максим Горький «На дне»)
Эта цитата из пьесы, когда-то усвоенная нашим поколением на уроках русской литературы, не раз переосмысливалась на протяжении последних 60 лет в связи с условиями окружающей жизни, быта и других важных обстоятельств.
От этих обстоятельств зависело, что именно понимать под словом «вера»? И что такое «блаженство», достигнутое  под влиянием и в результате веры? Как выглядит это самое «тепло», которое согревает верующего? Верующего – во что?
Одни верили в одно, другие – в другое, третьи – в третье….
И вот наступило время, когда многие стали осознавать и придерживаться мнения, что речь в этой цитате шла у великого пролетарского писателя именно о вере ПРАВОСЛАВНОЙ.
Выразителями этой идеи стали, в частности, Ирина и Валерий Христюк, опубликовавшие недавно том прозы «Отголоски утраченного рая» в составе двухтомника под таким же названием.
Второй том, принадлежащий перу Ирины Дмитриевны Христюк, включил в себя поэтические произведения автора и тоже посвящён духовной тематике, но пока не будем его касаться, а сконцентрируемся на прозе.
В первый том включены прозаические воспоминания авторов о пребывании в православных монастырях России, Украины, Молдовы, Святой Горы Афон, греческих Салониках и Святых Метеорах, итальянском городе Бари за более чем двадцатилетний период, а также рассказы на религиозную тему.
В частности, авторы делятся впечатлениями от своего пребывания в самых значительных для православия местах, какими являются Оптина Пустынь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра,  Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь  в России,  Почаевская  и Киево-Печерская Лавры в Украине, монастыри   Веверица,  Злоць и Никорень в Молдове.
Каждое, посещённое авторами святое место, а все они вошли в историю православия, описано с особой теплотой, навеянной глубокими неизгладимыми впечатлениями, а также своеобразным, подходящим к теме, языком и стилем выражения.
На некоторых особенностях этого своеобразия остановлюсь подробнее, взяв для анализа несколько очерков, открывших первый том.
Во-первых, общий фон этих произведений, создающий ощущение тепла, во многом зависит от употребления соответствующих слов.
Назову  ряд из них: «трепетные», «благоговейные», «благодатные», «свет любви и добра», «мягкосердечие», «добродушие», «благость», «святость», «красота».
. «Одно только словосочетание «Святая Гора Афон» вызывает трепетные и благоговейные чувства. А приобщиться к её благодатным святыням – заветная мечта многих православных людей.
…. Их лица светились необыкновенным торжеством, и казалось, что они сами пронизаны светом любви и добра. А глаза?! Глаза излучали мягкосердечие, добродушие и благость».
(« Предисловие»)
Правильное использование  устаревших, старославянских и церковно-славянских слов при описании природы и объектов архитектуры тоже способствуют созданию особого торжественного стиля изложения материала.
«Ставропигиальные монастыри призваны быть образцом внутреннего благочиния и внешнего благолепия и являть пример для других обителей.
. Непередаваемые ощущения и огромный душевный порыв после окунания в живительную воду источника! Когда выходишь из воды, по всему телу разливается успокаивающее тепло и даже благодатный жар. Причём никто не простужается. Это стоит испытать!»
(«Оптина Пустынь»)
Кстати, второй важной особенностью стиля здесь является (уместное и убеждающее читателя) использование  восклицательных предложений.
Бывает, что автор использует для передачи читателю, наряду с простыми предложениями, и довольно сложные синтаксические конструкции, но они – оправданы. Например:         
«Испытывая личную потребность припасть к неиссякаемому источнику благодати и напоить свои души живой Христовой водой, вместе с паломниками посетили Свято-Троицкую Сергиеву Лавру – мужской ставропигиальный монастырь, основанный Преподобным Сергием Радонежским в 1342 году».
          И дапее:
«Сложно описать чувства и ощущения, которые мы пережили, находясь на территории обители. Несмотря на то, что прошло уже много лет, до сих пор нахожусь под впечатлением! Во-первых, потрясены красотой и величием Лавры. В весеннем убранстве она выглядела потрясающе. Это одно из красивейших и величайших святынь православной Руси. Во-вторых, оно – умиротворяющее. Там всё пропитано духовностью. Аура и энергетика – необыкновенные!».
Слова «аура» и «энергетика» будут встречаться в дальнейшем не единожды.
Нужно сказать, что при описании места своего пребывания (касается ли это объектов архитектуры или природы) автор детально показывает их состояние, внешний вид, что служит дополнительным условием убеждения читателей в чувствах и восприятиях писателя.
«Везде очень чисто, аккуратно, красиво. Внутреннее убранство соборов и церквей – великолепно. Тут хранится множество святынь. Тихий мир святых мест и усердных молитв наполняют душу спокойствием, красотой и умиротворением!»
«Свято–Троицкая Сергиева Лавра»
Приведённые здесь эти примеры, а подобных, в книге – множество, свидетельствуют о том, что Ирина и Валерий Христюк своим литературным трудом, в первом томе «Отголоски утраченного рая» смогли показать то блаженство и ту теплоту, которые могут обрести искренние православные верующие люди.
Тем самым подтвердив правоту высказывания об этом в пьесе Горького.
А заодно и утвердить мысль о том, что на горизонте русскоязычной православной литературы Республики Молдова появилось новое явление – глубокое по содержанию и по убедительности исследование.
И два автора, заслуживающих уважения и признательности.
Виктор ПАНЬКО


Рецензии
Сердечно благодарю, Виктор Дмитриевич, за высокую оценку нашего труда!
У каждого человека свои соприкосновения с природой, Богом, верой...
Спасибо большое, что Вы сумели прочувствовать сказанное!
Нам дорого Ваше мнение!
С неизменным уважением,

Ирина Христюк   07.07.2022 16:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.