Записки моряка. Боцман тоже доктор
Атлантика.
Где-то между Англией и Испанией.
Середина лета. Первая декада двадцать первого века.
Шли девятые сутки выхода в море кораблей Северного флота.
Тяжелые времена «стоянки» кораблей флота у пирса уходили в прошлое. Ещё в 2008 году на Балтике прошли грандиозные учения, в котором приняли участие практически все флота России.
И вот новая задача – учения в Средиземном море.
«Давненько не видели нас там…» - рассуждал командир бригады десантных кораблей капитан первого ранга Сергей Петров, стоя на мостике большого десантного корабля с бортовым номером 217. Настроение комбрига было отличное. Все волнения первых дней выхода в море прошли, экипажи кораблей работали слажено, техника исправна, запасы два дня назад пополнили – «до полных».
Даже погода сегодня была хорошей.
Но Атлантика … каждый, кто там побывал хотя бы однажды, знает … не дает расслабиться никогда.
Вот и сегодня, практически при отсутствии ветра, в правый борт кораблей тактической группы, время от времени, набегала длинная волна. Высота волны не значительна … но придет, подхватит БДК (большой десантный корабль), и положит сначала на правый, а после на левый борт. И снова идет корабль на ровном киле. Только на кренометре останутся отметки 18 – 20 градусов.
Поднявшись на ГКП корабля в 07.50 комбриг, принял доклады дежурного офицера штаба бригады и командиров кораблей по радиосвязи.
- Сегодня среда, плановый день боевой подготовки, до 11.30 тренировки и учения по решению командиров кораблей. С 11.30 учение под моим руководством, тема – РХБЗ (радиационная, химическая, биологическая защита). Можно выходить из строя, генеральную скорость ордера не менять, назначенная – 10 узлов, - определил комбриг.
- Запас по времени у тактической группы ещё есть, но впереди «Бискай» (Бискайский залив), а там не угадаешь. Может придется и зигзагом идти, если волну поднимет, - думал Сергей, наблюдая как маневрируют большие десантные корабли бригады.
Конечно, КДГ (корабельная десантная группа) следует не одна Из Североморска вышел внушительный отряд боевых кораблей. Командир ОБК назначен командующий флотилией СФ, флагманский корабль – БПК (большой противолодочный корабль). Более десяти кораблей и судов обеспечения следуют на учения.
А вчера в состав отряда прибыл ещё СКР (сторожевой корабль) «Святослав» Балтийского флота. Командира корабля и командира бригады Сергей знает хорошо, с первым знаком ещё по службе на Балтике. А с комбригом Антоном Слепаковым познакомился в Москве - вместе ЦКК (центральная квалификационная комиссия) проходили.
Было это лет десять назад ...
Собралось их тогда человек сорок, в основном капитаны второго ранга – старпомы и начальники штабов бригад. Предстояло им тогда в течение недели сдать уйму зачетов, бегая по Москве, разыскивая различные управления и отделы Главнокомандования ВМФ.
В то время, Главком ВМФ со всем своим многочисленным штабом располагался в столице, и занимали офицеры и адмиралы сразу несколько зданий по всей «златоглавой». Заканчивались те «бега» аудиенцией с председателем и членами комиссии, где каждый получал «путёвку в жизнь» - готов или не готов к следующей должности, а следовательно и к званию – капитана первого ранга.
С первых дней «балтийцы» и «североморцы» сдружились и сдавали зачеты вместе.
Да и проживали рядом – на двенадцатом этаже гостинице «Славянка».
Ох и много тогда споров вечерами было! Бывало, сядут поздно вечером в одном из номеров гостиницы, припасы на стол вывалят, про «горячительное» не забудут – и давай спорить-доказывать - чей флот круче!
Антон тогда доказывал Сергею «прелести» службы на больших кораблях, а Сергей всю свою «корабельную жизнь» прослужив на тральщиках и малых противолодочных кораблях, убеждал в многогранности и кругозоре офицеров - овровцев.
Уже четверо из той группы - командиры бригад, восемь командуют кораблями первого ранга, один стал начальником СПАСР (служба поисковых, аварийно-спасательных работ) флота, и даже есть начальник штаба флотилии …
- Товарищ комбриг, Вас Белов на связь просит, - командир корабля Алексей Санаев выглянул из двери ходовой рубки на правое крыло мостика, - говорит срочно!
Стряхнув нахлынувшие воспоминание, Сергей вошел в помещение ходовой рубки, машинально взглянул на часы – 10.42, «…странно, рано ещё, что-то случилось…» - мысли комбрига уже там, на большом десантном корабле с бортовым номером 218.
Командир корабля Михаил Белов назначен недавно, но до десантной бригады служил в ОВР-е, командовал МПК (малый противолодочный корабль). По духу, по пониманию корабельной службы, был похож на Сергея – просто так паниковать не будет.
- Комбриг на связи, - плохо скрывая волнение, Петров почти кричит в аппарат радиосвязи.
- Товарищ комбриг, на связи командир 218-го. На борту один больной из состава морской пехоты, подозрение на аппендицит, необходима хирургическая операция. Надо срочно доставить больного на 220-й, флагманский врач в курсе, готовится к операции, - докладывает Белов.
- Доложить состояние больного,сколько времени болен, какие варианты доставки, - командир бригады не может сдержать раздражение – «опять морпехи».
Как не убеждал Сергей в штабе флота прислать подразделения морских пехотинцев на корабли за неделю до выхода. Нет! – упёрлись «береговики» - лишь за сутки на каждый корабль прибыло по взводу морских пехотинцев. Обязательную спасательную подготовку проходили экстерном - лишь на корабле А на тренировочный комплекс времени так и не хватило.
Флагманский врач, в тот день, всю ночь барьерный осмотр делал, каждого пехотинца проверил.
На утро, комбригу докладывал: «…много больных, двоих надо снимать с выхода – температура под сорок. Ещё двое на контроле, остальных вылечу. Медкнижки не у всех, девяносто процентов – молодежь, два – три месяца как призваны…».
- Состояние больного оцениваю - как неудовлетворительное. С подъема … даже сидеть не может. Доставлять необходимо «бе-элкой» (быстроходный катер БЛ – 680). К борту 220–го подходить не безопасно, волна играет, - командир корабля заметно волнуется. Видимо, больной очень слаб.
- Ясно. Больного на контроль. Решение доведу, - Сергей начал перебирать варианты, - БДК друг к другу не подойти, крен сильный. А быстроходный катер есть только на флагманском БПК, но он сто десять кабельтов впереди, «зигзаги противолодочные» крутит. Значит маневр часа три-четыре займет, но медлить то нельзя.
- Командир, Алексей Евгеньевич, вызови мне «Святослав» на связь, комбрига пригласи, - Сергей склонился над навигационной картой, - балтийский СКР конечно ближе – четыре мили всего, - не откажут, на флоте взаимовыручка на первом месте.
- Антон Владимирович, приветствую помощь нужна! Больной у меня – аппендицит, с 218-го на 220-й доставить надо - оперировать срочно. Катером твоим думаю доставить, - сразу вываливает Петров.
- Привет, Серега. Поможем, конечно … хотя, знаешь, давай, вертолетом доставим. Я к полетам готовлюсь - минут через десять взлёт. И быстро, и тренировку летчики засчитают, - практически слёта вырабатывает решение Антон.
- Отлично, тогда я готовлю больного, и операционную. Благодарю, Антон, - не ожидал Сергей такой оперативности решения проблемы, - выручил!
Ровно через десять минут вертолет Ка-27 пс на борту скр «Святослав» начал раскручивать свой винт. Петров уже получил доклады с БДК - 220 – о готовности операционной, и с БДК - 218 о готовности к передачи больного.
Сергей, стоя на правом крыле мостика, в пеленгатор наблюдал, как боцманская команда готовила бак корабля.
Бак БДК, польской постройки, длинный – есть, где вертолетную аварийную люльку принять, но боцман готовится всерьёз. Убраны всё лишнее имущество с верхней палубы – кранцы, тросы, скобы. Все люки задраены, выступающие детали зачехлены. На левый борт, рядом с артустановкой вынесли больного на носилках.
Комбриг видит, как морпех головой крутит – значит, не всё так плохо, силёнки есть.
...Над кораблём завис вертолёт, выровнял скорость. Ещё несколько секунд и пошла вниз аварийная люлька. В этот момент, морпех видимо понял, какая «судьба» ему уготована. Начал вырываться, пытается встать, хватается за леерное ограждение корабля. Люлька уже на палубе.
Боцман делает шаг к больному, приседает над ним. Короткий удар в голову, в боксе это, кажется, называется хук. Ещё пара секунд, морпех в люльке, крепко закреплен ремнями … и взлетел в воздух.
Только сейчас, комбриг понял, какое отчаяние овладело морпехом – в люльке, над водой метров тридцать – сорок, крепко связан … а если?.
«Никаких если…», - Сергей наконец-то поймал в окуляр летящую по небу люльку, морпех забыл про болезнь, пытается выглянуть, но ремни держат крепко. Ещё две минуты и больной на 220–м борту.
Командир бригады вошёл в ходовую рубку, взглянул на часы – 11.10. «Это что же полчаса всего и прошло-то, лихо мы … нечего сказать», - радость от успешной реализации задуманного, наполнило сердце Сергея.
- Товарищ комбриг, 220-й доложил: больной на борту, приступили к операции, - кричит командир корабля Санаев.
- Понял. Дай-ка к аппарату 218-го.
- На связи командир 218-го, - повеселевшим голосом сразу ответил Белов.
- Командир, что там у тебя боцман за успокоительное на баке больному прописал, - голос комбрига выдает улыбку.
- Боцман тоже доктор, товарищ комбриг, - ответ командира Михаила Белова развеселил весь расчёт ходовой рубки.
- Ладно, готовься к учениям, - уже серьёзным тоном сказал Сергей.
- Понял, прием.
…Через два часа флагманский врач Иван Иванович Кошкаев доложил командиру бригады об успешной операции по удалению аппендицита морскому пехотинцу.
Флагманский врач бригады десантных кораблей, майор медицинской службы Кошкаев, пожалуй, единственный практикующий флагман. Как правило, в дальние походы на корабли прикомандировывают хирургические бригады по два-три врача, а Иван Иванович ходит в море один и без посторонней помощи.
Получив доклад врача, командир бригады спустился в каюту. Открыл свою записную книжку и записал на листке с сегодняшней датой: «Боцман тоже доктор». Эта запись ещё пригодится Сергею, когда спустя почти два месяца он будет готовить наградной материал на всех отличившихся в ходе учения.
Шли девятые сутки похода…
«06» января 2022 года
Свидетельство о публикации №222062600916
Понравилось: интересно, динамично, светло о непростом.
Еквалпе Тимов-Маринушкин 09.07.2022 10:15 Заявить о нарушении