Социософия, 19

55. Мораль пятерки – свобода
56. Мораль двойки – следование
57. Новая версия второго цикла: большевизм


МОРАЛЬ ПЯТЕРКИ – СВОБОДА

О свободе очень много разговоров сегодня, но не в России. Русскому человеку сегодня должно казаться странным, что о свободе так много говорят, ведь этот вопрос кажется ему неактуальным.

Предполагается, что свобода есть. Чего-чего, а этого добра... Другого не хватает, другое необходимо.

В России свободу воспринимают как волю, а у воли нет рамок, но не может быть и закона, основанного на воле. Воля – это внутреннее состояние, чувство, что все тебе подвластно, были бы только средства. Поэтому российская воля нередко оборачивается преступлением закона. Воля вещь субъективная – я понимаю, что есть воля для меня, но могу не понимать, что она означает для другого, и две воли могут быть несовместимы, это рождает угнетение одной воли другой волей, но это и называют несвободой. Воля – это чувство, но от чувства свободы до свободы реальной может быть долгий путь. Волю, свободную от угнетения, и называют свободой. Такая свобода становится правом. Свобода от какого-либо угнетения является моим правом, которое поддерживают другие люди, поддерживает и государство – так понимают свободу на Западе.

Такое положение вещей на Западе считают великим благом. Свобода – это морально, это самое большое завоевание общества, ибо оно избавляет от угнетения. Эту свободу от угнетения не одного человека, не группы людей, а всего общества они считают самым большим своим достижением. Свобода становится моралью такого общества. Свобода противопоставляется тирании, которая считается тяжким преступлением. Поэтому такие общества склонны преследовать тиранов даже за пределами своих границ. У них есть понимание, что свобода является правом каждого человека, даже там, где не оценили еще всех преимуществ свободы.

Мы тоже не можем не согласиться с такой позицией. Хотя в нашем обществе свобода понимается как воля, и угнетение одного человека другим человеком является реальностью, так же, как и угнетение индивидуального общим. Моралью в этом обществе является преобладание – одного человека над другим человеком, одного народа над другим народом. Но мы надеемся, что ситуация однажды изменится, и это общество тоже вольется в семью цивилизованных народов.


МОРАЛЬ ДВОЙКИ – СЛЕДОВАНИЕ

В двойке, в библейском обществе возникает необходимость следования велениям Бога, это императив. Это часть Богообщения, вернее, его результат. Нельзя слышать и не меняться (кстати, это касается не только Богообщения, но и любого диалога вообще; перемены – часть диалога, их можно считать признаком наличия диалога).

Следование велениям Бога, Духа противоположно следованию воле социального окружения человека, противоположно социальной обусловленности. Последнее следует считать пленом, в который часто попадает человек, которым окружение манипулирует в своих целях. Бог велит разрушать кумиров, освобождаться от этих оков. Он показывает путь не только отдельным личностям, но и целым народам и, в частности, своему народу – Израилю.

В Библии есть множество примеров того, как отдельные люди и целый народ следуют велениям Бога. Так, Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына Исаака. Патриарх, хоть и с тяжелым сердцем, соглашается, чтобы узнать, что таким образом Бог пожелал испытать его, и вместо Исаака в жертву приносится баран.

Бог говорит с Моисеем, которому повелевает вывести свой народ из Египта. Это трудная задача, которая требует от Моисея переступить через себя, свою волю, свои представления, и он справляется с этой задачей.

Примером следования воли Бога является и пример апостолов, которых Христос посылает в мир проповедовать Евангелие.

Послушание у христиан, следование воле духовного отца, старца тоже вписывается в библейскую мораль следования, ибо результатом такого пути является обретение Царствия Небесного.

Мораль двойки, мораль следования – есть мораль ученика. Следовать руководству Бога, если имеет место Богообщение, или наставлениям учителя – это морально. Например, в православии говорят о необходимости беспрекословного выполнения наставлений старца, который является духовным наставником. В этом мораль, мораль следования, которая неразрывно связана с верой.

Но мораль следования также является тем внутренним стержнем, который поддерживает достоинст­во. Это бескомпромис­сная мораль, требующ­ая посвящения себя высоким целям творения и отвергающаяся целей низких. Она предполагает бор­ьбу с пороками общества, и пр­имер такой борьбы да­ют пророки.


НОВАЯ ВЕРСИЯ ВТОРОГО ЦИКЛА: БОЛЬШЕВИЗМ

Большевизм – это сознание необходимости двойки, освоения ее пространства, включения ее в свой мир, но это делалось без всякой культуры.

Духовно-душевная природа двойки притягивает, это мир, где соприкасаются духовное и душевное – мир открытий и откровений. Но большевики перенесли их из духовно-душевной области в интеллектуальную. Самым великим откровением стало учение Маркса, приправленное более поздними учениями Ленина и других деятелей большевизма.

Сердечная волна второго цикла и здесь сохранялась, но она перестала быть религиозной, то есть духовной, или душевной, переходящей в духовную, она стала только душевной волной, наполняющей энтузиазмом народы. По какому поводу должен быть этот энтузиазм, решали лидеры, получатели откровений (в данном случае интеллектуальных) – целина, БАМ, коллективизация, НЭП, дело врачей-вредителей и т.д. И продолжают определять сегодня – Крым, Донбасс.

Что связывает нынешнее руководство с большевизмом? Манера, стиль. Они не отказались от стиля большевиков, который получил некогда признание народа. В России сильны патриархальные начала, а большевики обновили образ патриархальности, образ второго качественного этапа истории, вернее, преподнесли собственную его версию. Так как россияне не могут отказаться от патриархальности, и иного у них не было (влияние церкви и церковного взгляда на общество резко ограничили), они вынуждены были принять означенную систему взглядов и идей.

Идея коммунизма – это идея общины, живущей под руководством одного лидера, где все общее (блага распределяются лидером), где все люди живут в единомыслии и любви друг к другу как одна большая семья.

Единомыслие в двойке, в частности, в общине патриарха, означало общую веру (то есть систему взглядов) и безоговорочное принятие власти лидера, которая имела священный характер.

У большевиков единомыслие – общая вера в идеалы и также безоговорочное признание роли лидера, который один указывает правильное направление (и эта его способность выглядит почти мистической; его считают гениальным). Поэтому его нередко называют вождем, этот вождь суть патриарх нового времени.

Советский вождь суть Моисей нового времени, который ведет свой народ в Землю Обетованную, путь в которую дано знать лишь ему одному. Он так же мудр, как Моисей или любой другой патриарх ветхозаветного времени.

Эта советская матрица патриархальности сохранилась до сих пор, просто нет никакой другой – не созрел еще в сознании новый образ либо не узнан старый, верный.

Поэтому была и есть замена в сознании второго этапа большевизмом. Но что это дает? Произошла блокировка духовного, его возможностей. Люди фокусируются на душевном.

На душевном фокусируется общественное сознание, для которого не существует более высокого уровня, духовность человека закрыта для масс.

Но этот уровень был открыт в Российской Империи (но не открыт еще в современной России, которая ориентируется на советские модели общественной духовности, а духовность человека не является ориентиром, эта цель еще не понята).

Продолжается этап энтузиазма, душевной волны, которая не переходит в новое, более высокое качество – духовность, потому что закрыты соответствующие каналы связи с духовным. Какие каналы дают эту связь? Вера; любовь к родине, ее истории; стремление к сохранению душевной чистоты.

Но причины нестроений в СССР в духовном. Почему так много проблем было в Советском Союзе? Вряд ли кто-то станет этого отрицать. Злоупотребление душевным, необоснованное высокое внимание к нему также является причиной сегодняшних нестроений.


Рецензии