Детсковедение

Девочка только рассадила кукол на полу, чтобы начать урок, как дверь комнаты отворилась и на пороге появился отец.
– Папа! – обрадовалась девочка. – А давай ты тоже проведёшь какой-нибудь урок? Ты же больше меня знаешь, вот и расскажешь Тане, Маше и Кате о чём-нибудь взрослом?
Мужчина устало улыбнулся и, со вздохом опустившись на пол рядом с дочерью, оперся спиной о книжный шкаф.
– И какие же ты им даёшь уроки?
– Ой, самые разные. По цветоведению, по вкусноедению, ещё по косичкоплетению и по книжкочитанию.
– Книжкочитанию?
– Ну... На самом деле я просто пересказываю им книжки, которые сама прочитала. Они же не умеют читать сами, – шепотом добавила она, чтобы куклы её не услышали.
Отец потрепал дочку по голове, взлохматив ее и так кудрявые волосы.
– Ну пап...
– Вообще-то, я сам пришёл к тебе на урок.
– На какой?
Мужчина провел ладонью по лбу, будто бы пытаясь стереть с него остатки налипшего тяжёлого дня.
– По детсковедению, наверное.
– Ой, а я такое не знаю. Что это?
– Да всё ты знаешь. Все его проходят, только некоторые с возрастом начинают забывать материал. А вот дети всё прекрасно помнят. И ты тоже. Научишь?
– Нет, я точно такое не знаю.
– Знаешь, дочка, знаешь. Детсковедение – это такой предмет, в котором учат смотреть на жизнь глазами ребёнка. Говорят, что очень полезная наука для взрослых. Научишь?
– Не знаю, – пожала плечами девочка.
– Вот скажи, что делать, если человек потерялся?
Девочка тут же приняла серьёзный вид – не каждый день взрослый просит её чему-нибудь научить.
– А где он потерялся? Если в лесу, то нужно кричать: «ау!».
– Не в лесу, – покачал головой отец, – среди людей. Шёл-шёл, а потом раз... Смотрит по сторонам, а рядом вроде бы и целая толпа, а ни одного знакомого. И ему так страшно стало, что сел он на асфальт и заплакал.
– Так делать точно нельзя! – нахмурилась дочка. – Ни в коем случае! Если среди людей начнёшь плакать, то они сразу же начнут смеяться над тобой и пальцем тыкать.
– Это да, – кивнул отец после недолгого молчания, – а что делать тогда?
– Ой, пап, это совсем просто. Нужно с кем-нибудь подружиться и попросить помочь. Даже если кто-то не захочет дружить, то хороших людей всё равно больше – обязательно найдётся добрый, который отведёт тебя домой.
Мужчина заинтересованно покосился на дочь.
– Хорошо. А что делать, если человек себя потерял?
– Это как?
– Ну вот жил человек, радовался чему-то, от чего-то расстраивался, что-то его веселило, а что-то огорчало, а потом что-то случилось и ничего его не радует и не огорчает. Потерял человек себя, понимаешь?
– Ну смотри, – деловито заговорила девочка, – если потерял себя, то нужно себя найти, правильно?
– Правильно.
– А где себя лучше всего искать? Там, где ты чаще всего любил бывать. Вот если бы я себя потеряла, то я бы искала в парке или на озере.
– А если и там не будет?
– Тогда дома ждала бы. Та я, которая потерялась, обязательно пришла бы домой покушать и поспать. Вот тут бы я её и поймала. А если бы и дома меня не было, то тогда я точно была бы на море – я бы поехала туда и обязательно нашла себя.
– Вот как... – хмыкнул отец и почесал подбородок. – А вот скажи, если у человека каждый день одно и то же, всё надоело и ничего не хочется. Что тогда ему делать?
– А одно и то же – плохое или хорошее?
– Плохое. Разве хорошее «одно и то же» может надоесть?
– Конечно может, – рассмеялась девочка, – вот мы во дворе когда с друзьями играем, мы всегда разные игры придумываем, потому что одни и те же надоедают. Вот и человеку если всё надоело, нужно придумать какое-нибудь другое «одно и то же», а ещё лучше «разное».
– А если не хочется ничего придумывать?
Девочка задумалась.
– Если не хочется придумывать, тогда и не нужно придумывать – всё равно ничего хорошего не придумается. Нужно поспать или покушать, например. Когда поспишь или покушаешь, то потом всё в сто раз лучше придумывается.
– А если поспал, поел, а всё равно голова пустая?
– Если голова пустая, значит человек себя потерял. Забыл что ли? Ты же сам только что рассказывал. Значит нужно себя найти, а где искать – это каждый человек сам знает. Там где ему хорошо, там он и найдётся обязательно.
– Точно найдётся?
– А куда он денется? – улыбнулась девочка, – пап, так ты проведёшь урок по взрословедению?
– Ой, да ну её, эту лженауку.

***

– Светочка, что случилось? – раздался в трубке встревоженный голос свекрови Татьяны Михайловны. – Что у вас произошло?
Женщина непонимающе покачала головой.
– А что у нас случилось?
– Почему Витя не берёт трубку? Что произошло?
– Да спит он после смены, Татьяна Михайловна. Поел и уснул. Что за паника?
– Как же спит, если внученька сейчас мне всё рассказала?
– Да что она такого вам наговорила?
– Она сказала, что папа потерялся, что у него пустая голова и вы поедете на море искать его там. Что произошло, Света? Где Витя?
– Да никто не потерялся. Спит он на диване. А на море поедем, да. Он решил взять отпуск со следующей недели, а у меня как раз все заказы перенеслись.
– Точно? А почему же она говорит, что потерялся?
– Да успокойтесь, Татьяна Михайловна. Ну ребёнок же... Чего только не напридумывает. Меньше её слушайте...

©ЧеширКо


Рецензии
А слушать детей ой как надо! Но, к сожалению, взрослые забывают все, что с ними было в детстве и - главное - что и как именно они в детстве чувствовали. И взрослым надо учиться заново... Спасибо за такой светлый и глубокий рассказ.

Рино Кроу   05.10.2022 21:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.