Отголоски войны

                Сквозь шёпот звёзд, услышав космоса дыханье,
                Вдыхая аромат цветов, полыни запах и полей,
                Энергию своей души наполнит утром ранним
                Живущий так, чтобы всегда ценить людей.
               

                Прошу вас ,люди, будьте бдительны и прозорливы!
                Пустые крики: «одобрям!», -как и молчание - беды.
                В природе столько сил и  неизведанного  дива,
                Что лишь научные нужны, а не военные победы!

( Ребёнок блокады, врач с 50-летним стажем в медицине, в день Медицинского Работника. )

Когда слушаю полонез М.К.Огинского, восхищаюсь яркими  по красоте музыкальными звуками, которые буквально будоражат любого, даже далёкого от музыки человека, а,  иногда, что удивительно, даже малого ребёнка.
Я слышу какие-то космические интонации, где грустные мотивы сменяются оптимистическими.
Это как-то вселяет надежду, что жизнь всё же прекрасна, если её не омрачают идиотские войны.
Полонез №13 -«Прощание с Родиной»- написан в тяжёлый период в жизни автора, когда ему, участнику  восстания в Польше, которым  руководил Тадеуш Костюшко, пришлось после подавления этого мятежа, покинуть Родину.
Для меня, бывшего врача скорой помощи,  музыка этого произведения неоднозначна.
Вспоминается вызов, который я бы назвал жуткой безумной отрыжкой Великой Отечественной Войны.
Мы только говорим о явных потерях в цифрах убитых. А кто считал инвалидов ВОВ?
Как они доживали - безногие, безрукие, «огурцы»- среди здоровых, порой абсолютно безразличных к их неполноценности и безпомощности?
А вот сколько человек пострадали психически, психические инвалиды, перенося ужасные стрессовые ситуации, наверное останется загадкой  многих поколений ???!!!


Вызов поступил ночью, как всегда в краткой банальной форме - «побои».
«Зараза», - проворчал Лёша.
- Если ты о шахматах, то ты сам виноват.
Надо не залезать в цейтнот и быстрее развивать противоположный фланг доски, на стороне рокировки противника назидательно заметил Вася, чемпион скорой по шахматам, с которым они доигрывали эндшпиль в промежутках между вызовами.
- Причём здесь шахматы,- возразил Алексей,- я уже начал засыпать после твоей партии. Только успел пристроить свою измождённую фигуру к дивану, а тут эти «побои» ночью, как-будто дня не хватает для их «бухания».
- Явная ошибка, я давно всем объясняю, что  дремать между вызовами на скорой-убийство психики «лежебоких». Реально  спасают шахматы,- научно парировал чемпион. 
 - Ничего, меры правительства по алкоголизму отзовутся им икотой, - ворчал профессионал скорой Алексей.
- Икота, это не наказание. Самое страшное-диарея. Она быстрее мысли. Не успеешь подумать, как уже тепло и сыро в штанах. Это хуже любого штрафа.
- Вся зарплата на памперсы, представляешь,- юморил фельдшер-акушер Василий, чтобы самому не уснуть на очередном вызове..
- Бригада доктора Когана, побыстрей, и проверьте комплект лекарств в сумке выезда, - повторно объявила диспетчер. 
- Ну как? Вызов исполняем с сиреной или беззвучно? - встретил нас водитель около машины почти театральным жестом.
- Ваня, город стойкий и героический, выдержал три революции и блокаду, уже трижды менял названия и сейчас носит имя вождя революции. Люди устали от помпезности и шума. Будь человеком, дай им  спокойно ночью поспать, тем более,ч то мы «побои» своей скоростью передвижения в «карете» скорой помощи, согласно теории относительности,  в городе-герое не уменьшим,- успокоил я. Да и вызов для тебя подарочный, почти рядом, ты даже активную фазу сна не пропустишь.
«Тиха украинская ночь» - и «тихо всё вокруг», пишет в своей поэме «Полтава» А.С.Пушкин, который в те времена ещё не знал, что такой страны нет.
Но та тишина и картина белой ночи, в которую мы выехали с бригадой была ещё более нежной и романтичной, если бы не звуки мелодии, которая слышалась далеко до места вызова.
Ваня прибавил газ и через несколько минут бригада въехала во двор-«колодец» дома, куда  вызывали.
Картина, которая нам предстала, была похожа на театральную сцену с балконом, на котором в позе горниста неприступной крепости стоял пьяный, качающийся детина, широко расставив ноги, как боцман на корабле.
В правой руке он держал корнет, высоко в небо задрав раструб, левая рука, как ручка чайника, на поясе, щёки над мундштуком были раздуты, и, он старательно выводил мелодию песни, сочинённую А.Зацепиным, на слова Л.Дербенёва, которую исполняет О.Ануфриев в фильме «Земля Санникова»:
«Призрачно всё в этом мире бушующем.
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь.»
Из окон , внезапно разбуженных жильцов дома, неслись крики проклятья, родной «трёхэтажный», угозы вызвать милицию.
Василий не выдержал, сочно присоединил свое дополнение к «трёхэтажному» и сказал сквозь зубы: «Вот уж, действительно,  покой свинья нарушил, как-будто здесь не люди, а седые пирамиды,- вспоминая песню ворчал он. - Настоящий болван!»
Нас встретила сама пострадавшая, пожилая симпатичная, несмотря на побои, женщина, чем то похожая на Алису Френдлих, с отёчным лицом, со следами свежих многочисленных ссадин и признаками сотрясения головного мозга в виде «синяков-очков» под глазами.
Я предложил ей осмотр прямо в машине, но она категорически отказалась и попросила подняться на лифте в её квартиру, объясняя, что ей надо рассказать о причине побоев со стороны родного сына.
- Кто такие? Валяжно оперевшись о косяк двери, - спросил пьяный трубач с затуманенным «бычьим» взором, отозвавшись на наш длительный звонок в квартиру.
- Мы от почтальона Печкина. Принесли щи похлебать, - со стогим видом инспектора по уголовным делам, ответил Лёша.
- А пошли вы... - взбрыкнулся детина, и проиграл на корнете музыкальное ругательство - «до-ре- ми-до-ре-до» . Взмахнув трубой, сразу пошёл в атаку на Лешу и Васю.
Друзья были не из робких «ударников коммунистического труда» на скорой и  продолжили боевую «шахматнматную» игру , но уже на выезде по спасению пострадающих  от побоев.
Обычно журналисты применяют к бойцам на фонтах войны  крепкие эпитеты - «мужественный, стойкий, героический» и т.д., а вот к работникам скорой – поскромнее: «лифт не работал, и доктор нежно взглянув на больного, поднял и аккуратно понес пациента с 12 этажа по  чёрной лестнице на своих руках, любовно отслеживая его состояние.»
Мои фельдшера освободили меня от мучения придумывать дифирамбы.
Поскольку «цейтнот» предполагает мгновенные действия, они профессионально, в одно мгновение, скрутили алкоголика, сунув носом в диван, чтобы не повредить молодой организм музыканта, и , как это делают в психиатрии, обернули диванным покрывалом.
Фельдшер-акушер Вася добавил:
- Если будешь орать, как при схватках в родах, то применим прокладку в рот, а тампон в задницу.
Надёжно упакованный музыкант, видимо, сразу начал трезветь и высказал разумную поправку- всё перепутали - тампон в рот, а прокладки ставят в  другие места.
А Лёша сурово заключил:
- Специалист «прокладычник».-Вечный покой мы тебе не имеем права обещать, а вот при такой жизни седина сама тебя быстро посетит, а пирамиды, как стояли среди песков, так и простоят, если такие, как ты, дураки их не разрушат.
В квартире я тщательно осмотрел женщину, проверил неврологические рефлексы, предположение о сотрясении головного мозга подтвердилось, но от госпитализации она отказалась.
Тогда, созвонившись с центром, я вызвал неврологическую бригаду.
В это время прибыла милиция и забрала сына-хулигана в районное отделение, видимо, для определения меры его виновности и наказания.
Пока мы с бригадой выжидали приезда спецбригады женщина поведала о своём горе.
- Доктор, я сама во всем виновата, - начала она рассказ, - мужа, командира дивизии, убили в самом начале войны с фашистами.
Мы , я и десятилетний сын, остались в блокадном городе. В декабре 1941 блокадная норма хлеба на одного иждивенца дошла до125 грамм. Я, музыкальный работник, закончив консерваторию, работала пианисткой в «Ленгосэстраде», но к декабрю уже выступления прекратились, и я предчувствовала наш уход в иной мир, но в это время случилось чудо.
Меня пригласили в военную концертную бригаду играть классические произведения к новому году на аккордионе. Думаю,ч то это чудо помогли осуществить сослуживцы мужа.
После концерта в качестве новогоднего подарка выдали две соевые кофеты, еще девять подарили бойцы, благодарившие за выступление. В тот период страшного голода это показалось просто спасением от смерти.
Листок с нотами полонеза М.К.Огинского, который я исполняла на том новогоднем концерте на передовой, теперь, как незабываемая реликвия войны, висит прямо над моим пианино.
Тогда я свернула этот листок в кулёчек, сложила все батончики, и, как последнюю драгоценность, под бомбёжками и взрывами снарядов, едва не погибнув,  доставила в свою квартиру, где сразу спрятала в потайное место, чтобы затем, хотя бы по четверти конфетки, добавлять моему мальчишке к этим блокадным 125 грамм.
Говорят, что собаки по запаху отыскивают любые наркотики. Но вот как мой сынишка нашёл этот кулёк, для меня остаётся загадкой до сих пор.
У нас была печка, но её разобрали перед войной, когда дали паровое отопление. Остались дверцы к заслонкам дымохода, которые я сделала потайными, заклеив обоями и повесив на  это место зеркало.
Мне пришлось снять зеркало, прорезать обои, чтобы открыть эти дверцы и положить спасительный кулёк с батончиками на полочку дымохода. Прорезь закрыла, возратив на то же место зеркало.
Сын в это  время находился у подруги, которая согласилась временно за ним поухаживать.
На следующий день после приезда с гастролей  я взяла его домой, оставила на некоторое время, чтобы сходить за нашими хлебными карточками, а по возвращении обнаружила, что спасительные батончики съедены полностью, т.к. на полу лежали ноты полонеза и все фантики от конфет.
Я впала в истерику и сильно его поколотила.
Сын объяснял, что он хотел чуть-чуть попробовать, но от голода удержать себя не смог, как-будто кто-то подсказывал - ешь ещё, ешь ещё  и двигал руки, чтобы разворачивать обёртки.
Я тогда долго себя ругала и проклинала свою нервозность. Но сын повёл себя мужественно, не плакал,всё время успокаивал меня.
Все же обстановка осложнилась , я стала заикаться, затем сын. Это длилось около недели и сочеталось с невыносимым голодом.
Опять пришла мысль покончить с этими мучениями путём  ухода в иной мир.
Спасла неожиданно пришедшая под артобстрелами подруга, работающая операционной сестрой в госпитале.
Она, предполагая в каком мы можем быть состояннии, принесла лётный паёк, который выдавали им, как приравненным к участникам боевых действий.
- За меня не волнуйся, - скзала она. Во-первых,  я постепенно собирала от своей порции больше месяца, а во-вторых, когда я сдаю свою кровь, меня хорошо подкармливают.
Видишь, я даже не похудела.
Она сразу сказала - ребёнок заикается рефлекторно, если ты не прекратишь, то заикание станет пожизненным у двоих, а врачи, тем более  специалисты , все на фронтах.
Думаю, что это был правильный психологический приём, так как заикание прекратилось тут же, а у ребёнка утром следущего дня.
Спасительный паёк, который я уже не прятала, а совместно с сыном обсуждала, как лучше распределить хотя бы до весны, помог нам выжить в самое трудное время.
В июле 1942 года мы по приказу городских властей эвакуировались.
Сын окончил музыкальное училище, а затем консерваторию по классу духовых инструметов.
Играл в оркестре, но его пригласили «лобазничать» (играть на похоронах), где он быстро спился, ушёл из семьи. Живет  у меня вот уже более пяти лет.
Он - удивительный, талантливый, нежный и заботливый человек в период трезвости. Никто и никогда не скажет, что он может быть таким жестоким.
Ещё более удивительно,ч то после того блокадного эпизода, когда я его поколотила, прошло более тридцати лет, и вот только сейчас, когда он в стадии глубокого опьянения, он впадает в агрессию, начинает кричать: «Мама, я всё помню. Помню ,как ты меня, еле живого ребёнка, поколотила, и всего-то из-за кулёчека  соевых конфет.»
Бросается с кулакам и, избивая ,повторяет: «Ты у меня всё вспомнишь. »
Я читала, что учёные пришли к выводу, что у пьяного  кора заторможена, и всеми действиями заведует подкорка.
Доктор, неужели так глубоко засела эта война? - задала она вопрос, который злобной торпедой прошёлся по её судьбе.
- Его надо лечить, а Вам подумать о себе, - единственное, что я мог сказать, передавая её в руки прибывшей бригады невропатологов, подтвердивших  моё предположение о переломе основания черепа.
- «Всего кулёчек», эхом  воспоминаний о войне, звучит у меня её голос.
Тяжёлым осадком, словно бомбой замедленного действия, давит на сердце тот вызов в тишине летней красивейшей Петербургской ночи.
Восторгаюсь праздником «Алые паруса», а на душе голос той женщины, горе которой неутешно и в праздники, и даже в «Смехопанарамах», особенно сегодня , когда проводится уникальная специальная операция в Украине,  где «кулёчки» сыпятся, как из «рога изобилия», а слёзы матерей текут ручьём.
Не поверите, недавно включил «зомбиящик», а там опять «кулёчек», только семечек.
На игре «Пятеро против одного» зрителем был задан вопрос - Что было подарено президенту Америки Рональду Рейгану на колхозном рынке, когда тот попросил Леонида Брежнева показать ему какой-нибудь московский рынок?
Игроки, несмотря на подсказки, не угадали.
Оказываеся, бабушка-колхозница, которая в войну потеряла всю семью и своих трёх сыновей, вынужденная торговать семечками, протянула ему кулёчек со словами:
- Гоподин президент, дарю, что могу, и прошу Вас сделать всё возможное и невозможное, чтобы никогда не было войны.
Безграмотная, она не знала, что бывают специальные «особо точечные» операции, которые войной не называются.
19 июня 2022 года, в День Медицинского работника.


Рецензии
Приветствую Вас, Лев!
Многие случаи вспомнились мне, пока читал Ваш текст.
Житель города Алейска Алтайского края, мой земляк, Валерий Павлович Яковлев, рассказывал, как пришёл он с фронта после многих ранений и пытался устроиться на работу. Прихожу к начальнику, хочу, говорил он, сказать, что ищу работу, но вместо этого сдержаться не могу, начинаю рыдать.
Сколь ни сдерживал себя - бесполезно.
Врач посоветовал найти работу на природе, в уединении. Пошёл к рыбакам.
Лодка, сети. Четыре года потребовалось для восстановления психики.
А по поводу мальчика, который не смог удержаться и съел все конфеты, могу сказать, что подобное и со мной было. Хоть и в глубоком тылу мы жили в войну,
а всё отдавали на фронт, сами голодали и были в еде ограничены. Была корова местной породы, которая и ведра молока не давала за сутки. Но нужно было выносить на молоканку триста литров. Я носил по четыре литра вечером.
Самим оставались крохи.
И вот мама решила сбить хоть граммов несколько масла. Для этого она собрала целое ведро молока и поставила в дальний угол на печи, завязав платком. Я один оставался на хозяйстве. Решил проверить, как на вкус сливки. Взял всего одну ложечку! Но потом уже не мог удержаться, целый день бегал на печь. Когда мама хватилась, сливок не оказалось. Помню, ругалась она страшно, я плакал, сказал, что пошёл утопиться. Но передумал, поревел и успокоился.
Психика - дело тонкое, не всегда справишься с нервами.
Спасибо за хороший рассказ!
Удачи Вам!
Василий.

Василий Храмцов   19.09.2022 09:31     Заявить о нарушении
Василий, добрый день! Спасибо за ваши, всегда душевные ,жизненные живые рецензии.
Сразу чувствуется, что Вы прошли "огни, воды и медные трубы",но не сломались, остались настоящим Россиянином.
Здоровья Вам и всей семье и успехов в творчестве.
С глубоким уважением

Лев Коган   19.09.2022 23:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.