Тайна смерти Сергея Есенина

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

   Судьба этого стихотворения, которое было опубликовано после смерти Сергея Есенина, до сих пор не даёт покоя сторонникам двух, совершенно противоположных версий его смерти. Газетчики, опубликовав его, как предсмертное письмо Есенина, утверждали, что написал он его в номере гостиницы своей кровью. Однако позднее, во время встречи некоторых, не равнодушных к этой истории, журналистов с матерью поэта удалось выяснить, что Сергей написал это стихотворение ещё за пару месяцев до смерти, и адресовано оно его другу, Алексею Ганину, который в те дни находился под арестом, и позже был казнен в тюрьме.

   Мать поэта Татьяна Федоровна также призналась, что уверена в том, что Сергея убили «нехорошие люди». Но все последующие годы стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» преподносилось газетчиками как неопровержимое доказательство самоубийства Есенина.

   Уже 29 декабря1925, буквально на следующий день после смерти поэта, новость, появившаяся на страницах ленинградских газет, о том, что в одном из номеров «Англетера» известный поэт Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством, облетела всю Россию. Так называемые «друзья» поэта, его товарищи и знакомые один за другим начали публиковать собственные воспоминания о дружбе с Есениными о его характере: о пьянках, хулиганствах и бесчисленных женщинах, которые его окружали. Многие критики тот час начали находить подтверждение его отчаявшегося состояния в стихах поэта, разглядев в них разочарованность в жизни и серьезные отклонения в психике. Хотя теперь, даже спустя много лет, невольно приходишь к пониманию того, что исключительно аморальный образ Сергея Есенина, говоря современным языком - это хорошо организованный "чёрный пиар". Если начать внимательно разбираться в творчестве Есенина, видно, что многие стихи им не единожды редактировались, такая кропотливая работа требует времени, а тем более, учитывая невероятную творческую продуктивность Есенина-поэта, возникает вопрос: когда же он находил время на пьянки и праздное время провождение, если ему приходилось так много работать? Трагедия Сергея Есенина - это трагедия не соответствия его утончённой и на редкость одухотворённой сути тому образу жизни, при котором он, насилуя свою способность видеть и сострадать больше, чем это могут другие, заливал душевную боль вином, опускаясь до уровня своего окружения. Несмотря на то, что его много печатали и на творческую востребованнсть, органически он не вписался ни в изменения, которые происходили в стране, ни в своё окружение.

Я усталым таким еще не был.
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.

Много женщин меня любило,
Да и сам я любил не одну,
Не от этого ль темная сила
Приучила меня к вину.

Бесконечные пьяные ночи
И в разгуле тоска не впервь!
Не с того ли глаза мне точит,
Словно синие листья червь?

Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед, —
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет.

Превращается в пепел и воды,
Когда цедит осенняя муть.
Мне не жаль вас, прошедшие годы, —
Ничего не хочу вернуть.

Я устал себя мучить бесцельно,
И с улыбкою странной лица
Полюбил я носить в легком теле
Тихий свет и покой мертвеца…

И теперь даже стало не тяжко
Ковылять из притона в притон,
Как в смирительную рубашку,
Мы природу берем в бетон.

И во мне, вот по тем же законам,
Умиряется бешеный пыл.
Но и все ж отношусь я с поклоном
К тем полям, что когда-то любил...

   Однако, в окружении Сергея Есенина были и такие литераторы, кто усомнился в официальной версии его смерти и начал проводить независимые расследования. Позже вся эта информация и результаты изысканий была опубликована в журналах и газетах, но все документы, касающиеся смерти поэта, не были проанализированы специалистами по подчеркам с целью подтвердить их подлинность. Большинство же документов до сих пор хранятся в архивах под грифом «секретно» и их изучение является невозможным. Так было ли самоубийство? А если нет, то кто убийцы? И кому до сих пор необходимо, чтобы Сергея Есенина помнили не только, как самого русского и самого талантливого поэта своего времени, но и как самоубийцу?


                Детали убийства Есенина

   Тело поэта Сергея Есенина было найдено подвешенным за трубу в одном из номеров гостиницы «Англетер» в Петербурге 28 .12.1925. Тысячи людей были шокированы сообщением о его смерти. Многие знакомые поэта не были удивлены такому финалу жизни Есенина, так как у него было множество недоброжелателей. В круге литераторов многие были уверены, что до "самоубийства" его довели представители власти. Но даже в то время нашлись люди, которые не приняли официальную версию и предполагали, что на самом деле Есенина убили.


                Ошибки следствия или намеренное прикрытие преступления?

   У многих историков и независимых следователей вызывает сомнение качество проводимых следственных действий по делу Есенина. Скорость, с которой провели расследование, впечатляла – правоохранители провели несколько допросов, составили пару актов и протоколов. На этом все следственные действия завершились. Удивляет, что в деле не было протокола, в котором должно было быть описание места происшествия, также правоохранители не провели следственного эксперимента. Уже через месяц следствие прекратилось, а толщина папки дела о Есенине не увеличилась ни на одну новую страницу и не пополнилась новым документом.

   В наше время огромную лепту в дело о расследовании обстоятельств смерти Есенина внес Виктор Васильевич Кузнецов, член союза писателей РФ, доцент Академии культуры в Санкт-Петербурге.

   В своих трудах автор не раз высказывал свое мнение о том, что поэта на самом деле убили. Он считал, что на самом деле нет ни одного доказательства тому, что Есенин совершил самоубийство, зато фактов, которые говорят о том, что его убили – множество.

   По мнению Кузнецова, в тот день, когда Сергей Есенин прибыл в Ленинград, чекист Блюмкин, отлично знавший поэта и вхожий в круги литературной верхушки, пригласил Есенина в гостиницу, чтобы отпраздновать встречу товарищей. Но поэт так самостоятельно и не переступил порог гостиницы. В документах о посетителях «Англетера» в ту ночь информации о поэте найдено не было.

   После общения с работавшими в ту ночь сотрудниками заведения также было установлено, что Есенина в здании гостиницы никто не встречал. Известно, что поэт, в силу своего характера, был человеком очень общительным и с «приметным» поведением, поэтому кажется маловероятным, что все сотрудники отеля не заметили его присутствия. И это натолкнуло Кузнецова на поиски ответа в другом месте. Та версия, которую он озвучивает в своих трудах, рассказывает читателям совершенно другую историю убийства.

   По приезду в Ленинград поэта Есенина арестовали по устному распоряжению Льва Троцкого. Четыре дня поэта допрашивали в доме №8/23 по проспекту Майорова. Чекисты намеревались сделать Сергея Есенина секретным сотрудником Главного политуправления. Очень сомнительно, что Троцкий приказал убить поэта, скорее всего убийство произошло по неосторожности во время проведения допросов. Сразу после убийства Блюмкин позвонил Троцкому, который дал указания все подготовить и ожидать, что уже завтра в газетах появится сообщение о психически неуравновешенном, упадническом поэте, которые покончил свою жизнь самоубийством. И именно так все произошло.

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
4/5 октября 1925

   В своей книге Кузнецов также высказывает предположение о том, что «режиссером» псевдосамоубийства Есенина стал кинорежиссер П. П. Петров (Макаревич). Он, дождавшись пока чекисты перенесли подвальными ходами тело мертвого Есенина из здания тюрьмы Главного политического управления в номер «5» гостиницы «Англетер», открыл его для осмотра. Сам режиссер доверился ГПУшникам и не проверил – как они подготовили комнату для инсценировки. В результате таких несогласованных действий, у чекистов вышло много промахов: веревка была обвита вокруг шеи всего полтора раза, а петля на ней отсутствовала вовсе. Также после увиденного многим стало непонятно, как Есенин весь в крови с порезанными руками смог соорудить такой постамент на столе, забраться на него, еще и после этого повеситься. Из номера исчез пиджак погибшего, но больше всего в будущем исследователей насторожил огромный выдавленный тяжелым предметом след на лице поэта. Официальное следствие утверждало, что это – обыкновенный ожог.

   О странной ране на лице Есенина писал и известный в то время врач И.А. Оксенов, а также в своей книге вспоминал литератор Павел Лукницкий. На месте преступления было сделано множество фотоснимков, все они сейчас хранятся в музее поэта. В нем же все желающие могут увидеть и посмертные маски лица Есенина. Все эти материалы убедительно доказывают, что поэт не только не совершал самоубийства, а еще и очень упорно и жестко отбивался от собственных убийц. Кроме этого рост Есенина (1, 68 м) ставил под сомнения возможность того, что поэт смог бы повеситься за трубу под потолком, высота которого в «Англетере» составляла 4,5 метра.

В час, когда ночь воткнет
Луну на черный палец,—
Ах, о ком? Ах, кому поет
Про любовь соловей-мерзавец?
Разве можно теперь любить,
Когда в сердце стирают зверя?
Мы идем, мы идем продолбить
Новые двери.
К черту чувства. Слова в навоз,
Только образ и мощь порыва!
Что нам солнце? Весь звездный обоз —
Золотая струя коллектива.
Что нам Индия? Что Толстой?
Этот ветер что был, что не был.
Нынче мужик простой
Пялится ширше неба.
Январь 1919

   Какая причина стала столь весомой, чтобы убить любимца публики и одного из самых выдающихся поэтов России? Что именно так настораживало советскую власть в стихах Есенина?

   Основной причиной трагического конца поэта стало то, что он, встретив революцию с восторгом и верой в справедливость, позднее не смог принять её принципа выборочной "целесообразности" жизни или смерти каждого отдельного человека и всего, что он видел воочию. У Есенина стали появляться стихи, в которых он позволял себе показывать действительность такой, какой он её видел, без идеологического лоска.

Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.

И я сам, опустясь головою,
Заливаю глаза вином,
Чтоб не видеть в лицо роковое,
Чтоб подумать хоть миг об ином.

Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвячиной
Над пропащею этой гульбой.

Ах, сегодня так весело россам,
Самогонного спирта — река.
Гармонист с провалившимся носом
Им про Волгу поет и про Чека.

Что-то злое во взорах безумных,
Непокорное в громких речах.
Жалко им тех дурашливых, юных,
Что сгубили свою жизнь сгоряча.

Жалко им, что октябрь суровый
Обманул их в своей пурге.
И уж удалью точится новой
Крепко спрятанный нож в сапоге...

   А ещё власть не захотела принять веру поэта в Бога. Для государственной системы дальнейшая популяризация стихов Есенина с учётом того, что в них вера в Бога стояла выше, чем вера в коммунизм, становилась не возможной, так как доктрина коммунизма предполагает веру только в сам коммунизм, все религии им отвергались.

Ты ведь видишь, что небо серое
Так и виснет и липнет к очам.
Ты прости, что я в Бога не верую —
Я молюсь ему по ночам.

Так мне нужно. И нужно молиться.
И, желая чужого тепла,
Чтоб душа, как бескрылая птица,
От земли улететь не могла.

Октябрь 1925

   Сергей Есенин часто негативно и без страха высказывался в письмах своим друзьям, которые сотрудничали с органами ОГПУ или открыто поддерживали их работу. Именно эти факты, по мнению многих исследователей, послужили причинами жестокой травли поэта и созданию вокруг него такого общественного мнения, будто он отъявленный хулиган, алкоголик, аморальный человек и, ко всему прочему, и психически больнй. Хотя, когда у человекаа нестерпимо болит душа, его внешний протест легко выдать за аморальное поведение. Сергей Есенин и сам многое сделал для того, чтобы о нём после его смерти слагали самые дурацкие легенды...

В окружении друзей...
Сыпь, гармоника. Скука… Скука…
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали —
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Иль в морду хошь?

В огород бы тебя на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон.

Сыпь, гармоника. Сыпь, моя частая.
Пей, выдра, пей.
Мне бы лучше вон ту, сисястую, —
Она глупей.

Я средь женщин тебя не первую…
Немало вас,
Но с такой вот, как ты, со стервою
Лишь в первый раз.

Чем вольнее, тем звонче,
То здесь, то там.
Я с собой не покончу,
Иди к чертям.

К вашей своре собачьей
Пора простыть.
Дорогая, я плачу,
Прости… прости…

1922 г.

   Через некоторое время после убийства Есенина, его стихи были запрещены советской властью. За хранение и чтение его произведений люди осуждались по 58-й статье. Вся борьба с «есенщиной» заняла у советской власти еще многие десятилетия после его гибели.

   Поэзия не терпит лжи, поэзия есть только там, где есть искренность. Поэтому убийство Сергея Есенина, как и расстрел Николая Гумилёва, закономерны для того времени, когда на искренность и честность навешивался ярлык "антисоветчины", и по сути открыло расстрельный список многих других русских поэтов как серебрянного века, так и «есенинской» самобытной, исконной Руси, обвинённых в сочувствии раскулаченному крестьянству по известным надуманным предлогам: "троцкизм", "терроризм", "подготовка покушения на товарища Сталина" и т.д., а по сути расстрелянных за стихи.
   В этом списке прежде всего друг и наставник некогда ещё юного Сергея Есенина Николай Клюев (1884-1937), Борис Корнилов (1907-1938), писатель Артём Весёлый (1899-1938), близкий друг Есенина поэт- старообрядец Сергей Клычков (1889-1937),
поэты Пётр Орешин (16.07.1887—18.03.1938), Иван Касаткин(1880-1937), Алексей Ганин (1893-1925), Василий Наседкин (1895-1938), Петр Чекрыгин, Николай Чекрыгин, Виктор Дворяшин ( поэт и художник), Владимир Галанов, Григорий Никитин, писатель Иван Макаров (1890-1937), уникальный, талантливейший человек – авиатор, изобретатель, учёный, художник и поэт Николай Александрович Бруни (1891-1938), поэты Владимир Кириллов (1990-1937), Михаил Герасимов (1989-1937) и Павел Васильев (1910-1937)...
   Творчество многих из перечисленных поэтов и писателей удивительно самобытно но, попав в своё время под запрет, и по сей день до обидного мало известно широкому кругу читателей. И список этот, к сожалению,  далеко не полный.
   
   Конечно, о Сергее Есенине мне как поэту хотелось бы сказать гораздо больше, чем написанно в этой статье. Вот я и возьму на себя такую смелость закончить её своим стихотворением, которое так и называется - "Сергею Есенину"

В нашей жизни есть много песен,
Да у каждой в душе свой приют.
Но бывает, что песне тесен
Человечий душевный уют.

И бывает, что песня пронзает
Острой болью до скомканных слёз.
Отчего так? Да кто его знает.
Песня – птица, поёт не всерьёз.

Так и ты… В кабацкой утехе,
Где до скотства гуляют и пьют,
Даже птицы поют для потехи, -
Как на воле в клетках поют.

Да, конечно, и голос твёрдый,
И светлы, как слёзы, слова,
И читаешь ты стих - ты не гордый,
Золотая твоя голова!

Да, ты пьян! Но не от веселья,
А от спрятанной в душу тоски,
Чтоб лечиться потом от похмелья
Светлой болью от новой строки.

Что кабак? Он пристанище века -
Там, где рубят, да щепки летят!
Где божественный смысл человека
Ради светлой идеи распят.

Есть у каждого времени где-то,
Рядом с нами в лучистых мирах,
Воплощённые к жизни поэты,
Чтоб и в клетке им петь не за страх.

Так и ты, в самой искренней вере
Слишком жизнь любил, чтобы в ней
Не допеть, а уйти в «Англетере»…
Что тут скажешь? Богу видней.

Нет, не сам ты ушёл! Да и каждый,
Кто был другом тебе, – под расстрел.
Жаль, что жизнь не даётся дважды
Тем, кто многого в ней не успел.

Пусть всегда будет светлой и верной
О тебе человечья молва,
Как мой стих для тебя, он не первый,
Золотая твоя голова.

5.09.2021


Рецензии