О фильме Северный ветер
Но посмотрела совсем недавно, а толчком послужила информация одной зрительницы о том, что в зале на просмотре этого фильма из 54 человек было только четверо мужчин, из которых вскоре трое покинули зал, а до конца остался только один.
Неизвестно, почему тот мужчина остался до конца просмотра, но известно, что мужчины в большинстве своём Литвинову не любят. Причина – её феминизм, реально ей присущий или приписываемый. Или её склонность к лесбиянству, опять-таки реальному или надуманному.
Один мой знакомый сказал: «Задача каждого настоящего мужика в том, чтобы разбить хотя бы одну лесбийскую пару». Другой заметил: «Литвинова меня шокирует. Не представляю, как она себя ведёт в быту». То есть домохозяйка, в меру взбалмошная или слегка обезумевшая от быта им близка и понятна, а женщина – воплощение фантасмагории, способная думать глубоко и образно и к тому же воплощать задуманные образы на экране – их пугает.
«Северный ветер» – о «напуганных» мужчинах и царстве Матриархата.
Готический замок, таинственный и продуваемый всеми ветрами, стоит среди заснеженного поля. Здесь ежегодно 31 декабря собирается вся семья, чтобы встретить Новый год – это традиция.
По традиции в холле – ярко украшенная новогодняя ёлка, присутствующие герои - в элегантных нарядах стилей разных эпох, стол уставлен яствами, а шампанское льется рекой.
Но Литвинова не была бы самой собой, если бы всё было просто.
Часы по желанию главной героини Маргариты бьют 13 раз, в сутках 25 часов, а свои деньги, драгоценности и облигации героини хранят в сундуках, которые закапывают глубоко в снежные ямы. Деньги иногда горят, но это поправимо: можно, связавшись с директором банка, продиктовать ему сохранившиеся номера купюр.
Все женщины Северного клана сильны, величественны и несчастны. Глава клана – престарелая Вечная Алиса (Татьяна Пилецкая). Заправляет всем её дочь Маргарита (Рената Литвинова), у которой есть сестра Лотта (Галина Тюнина). Она заведует сугубо материальным вопросом – хранением семейных финансов, но у неё есть мечта: поехать в Индию и встретить там любимого актёра. Мужчины инфантильны: «Что-то случилось с кровью мужчин, они оставались детьми» и бледным фоном для неординарных женщин. Из мужского населения - пластический хирург Жгутик (Никита Кукушкин), кузен Борис (Максим Суханов), внук Маргариты – Хьюго и другие. Все в ожидании любви. Борис почти ухватил свою мечту, но оказалось, что в его руках лишь фетиш - кусок платья оперной дивы (арию исполнила сама Хибла Герзмава). А предмет любви исчез так же внезапно, как появился.
Самый сентиментальный и страдающий из героев - Бенедикт (Антон Шагин), сын Маргариты.
Его невеста стюардесса Фанни (Ульяна Добровская) погибла в авиакатастрофе. Он медленно угасает в смертельной тоске по ней. А чтобы как-то оживить воспоминания, ежегодно перекрашивает самолёт, подаренный погибшей невесте, и покупает тур в Париж. Но самолёт никуда не летит.
Хотя матриархат продолжается, попутно идёт процесс умирания и разрушения.
В Северном поле начались военные волнения. Ветшает и угасает дом, который, собственно, персонифицирован, как и предметы интерьера в нём. Они несут ценность как акт творения: барочная мебель, дорогие канделябры, хрустальные люстры. Но со временем деревья прорастают сквозь стены, мебель ветшает, блеск светильников блекнет, а роскошные дамские меховые манто заменяются поношенными шалями.
Таинственная мистика готики. Всё изящно и замысловато. Диковинное зрелище, где реальность как сон, а сон как реальность. Вместе с героями-людьми в представлении участвуют персонажи-животные. Чёрный ворон услужливо помогает Маргарите закуривать сигару, во сне появляется крыса, везущая карету. По холлу разгуливает северный олень. Его появление никого не удивляет, Маргарита лишь интересуется полом животного: мальчик это или девочка.
С годами дом пустеет.
Хьюго уходит на войну, которая, по выражению Маргариты, «никогда не кончается». Бенедикт, наконец, сел в самолёт, на сей раз перекрашенный в красный цвет – цвет жизни, внушающий надежду – и улетает в Никуда.
Маргарита Очутилась в 21 веке, в московском метро на «Станции Тринадцатой».
Неизвестно, встретила ли она человека, от которого на протяжении всей истории ждала звонка. Это и неважно. А если бы встретила, был бы банальный мелодраматичный хеппи-энд, что совсем не про Литвинову.
Но кадры, где Маргарита едет на роскошном ретро-автомобиле и
курит, а в лобовое стекло бьется метель, ветер и звучит трек Земфиры: «Я злой человек, я твой человек, смотри на меня, падает снег…» - эффектны и красивы. Как красив весь визуальный ряд.
Фильм, где не столь важен сюжет, как сама видеоигра.
Снежное поле, вьюга, бьющий северный ветер и холодные краски –представляют царство вечной зимы.
На вопрос, почему именно зима, Литвинова ответила: «Потому что я ненавижу жару!».
Конечно, мнения о фильме диаметрально противоположные. Для одних полный бред, для других эстетский изыск и особое очарование.
Тем, кто не любит любимую ученицу Киры Муратовой, фильм лучше не смотреть.
Те, кто способен погрузиться в мир странный, иррациональный, зрелищный и притягательный – получат удовольствие.
Свидетельство о публикации №222062701413
Но кино, конечно, на любителя.
Натали Русановская 28.06.2022 14:18 Заявить о нарушении