Неоплатонизм в романе Ф. М. Достоевского Братья Ка

Как известно, неоплатоническая философия, основанная Плотином Ликопольским в 3 в. на основе платонической философии, философии Платона (5–4 вв. до н. э.) трактует о существовании четырёх уровней бытия – материального, самого низшего, злобного, более высокого чувственного (страстного, женственного), ещё более высокого интеллектуального (мужественного, но слишком многообразного, конфликтного) и наиболее высокого Единого (доброго, управляющего всем мирозданием).
Соответственно и люди, согласно неоплатонизму, есть материальные (бесчувственные, безумные и конфликтные, чистые злодеи!), чувственные (безумные, страстные, женственные, отвергающие материальное и тоже конфликтные), интеллектуалы (мужественные, бесстрастные, презирающие всё материальное, но по прежнему конфликтные) и люди абсолютного добра – самодостаточные (бесконфликтные, счастливые, господствующие, добрые, бесстрастные, бессеребренники, понимающие ограниченность человеческого ума, умеющие созерцать вечное, совершенное Единое и одного этого созерцания им хватает для абсолютного счастья).
Герои «Братьев Карамазовых» - четыре брата Карамазова: Алексей (самодостаточный добряк, воплощение Единого), умник Иван, конфликтный как все умники, неистовый Дмитрий (дурак, драчун, но человек тонкой, любящей души) и лакей Смердяков (конфликтный, бесчувственный дурак, нигилист). Сам отец их Фёдор Карамазов недалеко ушёл от своего внебрачного сына Смердякова, с одним которым он только и может уживаться, прочие его сыновья давно живут отдельно от отца. Смердяков, убийца своего отца, и его отец Фёдор Карамазов, истязавший своего внебрачного сына Смердякова – воплощение зла, чистого, беспримесного и очень материального зла.
Между тем, остальные три брата Карамазовы в романе вполне нематериальны. Алексей бросил своё монашество, чем жил в монахах и чем будет жить вне монашества – неизвестно, да и не важно ни для него, ни для окружающих. Иван разглагольствует, профессор, ритор, краснобай, вне каких-либо материальных интересов. Дмитрия ушли с военной службы за пьяное буйство, он в романе несколько интересуется деньгами, но интерес это, как ни странно, нисколько не материальный. Дмитрий влюблён и деньги для него – только способ соединиться со своей возлюбленной, не более того. Чем он планирует заниматься после изгнания из вооружённых сил, неизвестно и не интересно ни ему, ни всем прочим людям на свете.
Откуда Ф. М. Достоевский приобрёл такое неплохое знание античной философии? Да, неоплатонизм пользовался гигантской популярностью в последние века античной цивилизации (3–6 вв.), да, интерес к этой философской системе возродился в эпоху Возрождения и не угасает до сих пор, да, философия Гегеля является всего лишь вариантом неоплатонической философии, однако, Ф. М. Достоевский – замученный долгами беллетрист, никаких курсов истории философии не слушавший, каторжник, религиозный мракобес. Трудно ожидать от такого человека такой философской эрудиции.
Но факт остаётся фактом: роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» - только очень хорошая иллюстрация неоплатонической философии, изложенной в романе в виде притчи.
Главный источник Ф. М. Достоевского в его романе «Братья Карамазовы» легко просматривается – это библия, ветхий и новый завет. Достаточно полюбоваться, как несколько раз в романе звучит ветхозаветное: «Где брат твой? Разве я сторож брату своему?». И именно христианские аллюзии романа позволяют предположить пути проникновения неоплатонической философии в роман.
Всё дело в том, что христианская религия в пору своего формирования в 3–4 вв. сама находилась под серьёзным влиянием неоплатонической философии. Выразительные следы неоплатонизма в христианстве – христианские представления о так называемой троице, о троичности бога. Зачем христианству троица, для чего эти странности – не то один бог, не то их трое, и почему трое?
Очень влиятельное направление в раннем христианстве, объявленное после яростной многолетней борьбы в 4 в. еретическим – арианство (по имени основателя этого направления Ария из Александрии Египетской) – прямо так и утверждало, что над земным миром господствует божественная иерархия из трёх богов – отца (старшего из богов), сына (среднего из богов) и духа святого (низшего из богов).
В этой арианской схеме легко угадываются первые три уровня бытия в неоплатонической философии: бог-отец как Единое (Абсолютное Добро), бог-сын как мужественный Ум и бог-дух святой как женственная Душа. Среди арианских христианских богов нет низшего, четвёртого неоплатонического уровня бытия – злой Материи, но дьявол, столь часто упоминаемый христианами, вполне укладывается в понятие об этом злом боге.
Арианская ересь возникла не на пустом месте. Ещё во 2 в., в пору ещё совершенного младенчества христианской религии, существовали так называемые гностические направления в христианстве, где также выстраивалась некая иерархия божественных сущностей. Известен также корпус сочинений так называемого Псевдо-Дионисия Ареопагита, написанный примерно в 6 в., также трактующий христианство как иерархию божественных сущностей откровенно в неоплатоническом духе.
Арианство в конце концов, как и гностические секты, было отвергнуто официальной церковью – уж больно сильно божественная иерархия гностиков и Ария напоминала обычную греко-римскую языческую божественную иерархию: Зевс/Юпитер – бог-отец, его дети Аполлон, Афина/Минерва, Артемида/Диана, Афродита/Венера, а ниже – прочие божки и полубожки, вроде Приапа или Геракла. Да и никак арианство и гностицизм с их божественной иерархией не вписывались в строго монотеистическую (единобожную) картину ветхого завета, религии евреев, где есть только один бог-властитель мироздания.
Официально церковь объявила, что богов три, но сущность их одна, монотеизм христианства всё равно существует. Как могут быть три бога в одном, и как может быть один бог в трёх, в официальных воззрениях церкви не разъясняется.
Ф. М. Достоевский был очень тщательным христианином, судя по всему, много раз прочитал от корки до корки библию, да и сочинения видных древних христианских писателей, «отцов церкви», были ему неплохо знакомы. Отсюда и хорошее знакомство писателя с неоплатонической/христианской/арианской схемой мироустройства.
Интересна оценка романом всех четырёх уровней развития человека.
Люди низшего, злого, материального уровня, бесчувственные безумцы становятся убийцами (Смердяков, да и Карамазов-отец многое сделал для духовного убийства своих детей и своих жён!).
Люди более высокого, женственно-чувственного уровня, безумцы, но жалостливые, сочувствующие, способные любить, из-за своих глупых страстей просто-напросто легко попадают в места лишения свободы (пьяница Дмитрий Карамазов).
Люди умные умнее дураков дмитриев карамазовых и гуманнее материалистов смердяковых, эти умники – атеисты, профессоры, эрудиты и краснобаи, мужественные, уважаемые и благополучные. Но их атеизм доводит их до сумасшедшего дома, до безумия. Наш славный религиозный мракобес Ф. М. Достоевский искренне пытается нам доказать, что атеизм, наука есть безумие, не приводя, впрочем, никаких аргументов. Умник в романе – Иван Карамазов.
Но совершеннее всех в романе люди, стоящие выше и умников, и жалостливых, не говоря уж о материалистах. Это – люди Единого, главное качество которых – бесконфликтность, понимание всех и сочувствие всем. Воплощение идеала человека в романе – Алексей Карамазов, который умудрился, находясь в очень конфликтной среде своих братцев и своего отца, так ни с кем и не поссориться.
Ф. М. Достоевский в романе прямо показывает, какие беды, по его мнению, случаются со всеми тремя видами злодеев – убийство, тюрьма и сумасшествие. И только полная бесконфликтность, по мнению писателя, по-настоящему совершенна. Главное качество человека, к которому нужно стремиться – не материальные блага, хотя без них и никак, не любовь, хотя и без неё тоже жизнь не жизнь, не ум, хотя и дураком не проживёшь. Главное – ни с кем никогда не ссориться. Такова философия счастья по Ф. М. Достоевскому.


Рецензии
Под таким углом этот роман, кажется, ещё никто не рассматривал.

Владислав Плеханов   04.07.2022 19:38     Заявить о нарушении
Это потому что у нас плохо знают античную философию и античное христианство. Вернее так: те, кто разбираются в античной философии и античном христианстве - не интересуются Достоевским, а те, кто интересуются Достоевским - мало знают античную философию и античное христианство. То есть эта тема - на стыке научных дисциплин. Давным-давно установлено, что именно на стыке научных дисциплин и легче всего отыскать новые истины.
Вот я и отыскал.

Вячеслав Анатольевич Тихонов   06.08.2022 14:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.