psiho88 Пушкин Микс заметок 1 23
Немец об уделе А.С Пушкина (АСП)
В дневнике от 22 марта 1816 года Е. А. Энгельгардт записал по-немецки с полной откровенностью свое мнение о Пушкине:
«Высшая и конечная цель Пушкина — блестеть, и именно поэзией; но едва ли найдет она у него прочное основание, потому что он боится всякого серьезного учения, и его ум, не имея ни проницательности, ни глубины, совершенно поверхностный французский ум. Это еще самое лучшее, что можно сказать о Пушкине. Его сердце холодно и пусто; в нем нет ни любви, ни религии; может быть, оно так пусто, как еще никогда не бывало юношеское сердце. Нежные и юношеские чувствования унижены в нем воображением, оскверненным всеми эротическими произведениями французской литературы, которые он при поступлении в лицей знал почти наизусть, как достойное приобретение первоначального воспитания». :
И это для себя от души ... немец об обломовщине и русскости = не быть, а казаться…
Удел АСП, его высшая и конечная цель - блистать, и именно поэзией. Но тема - мысль и поэзия - остается. Мысль (идея) и затем ее выражение - например, поэтическое, или только поэзия? АСП - первый миръискуссник, абсолютно первый символист. И первый акмеист: как только скажешь - Я за чистую поэзию ради ее самой ... и нальешь бочку кальвы ... как горечь осадка и гложет ее досада как засада: а, жаль - нет у нас своего Фауста, Бож.Комедии ... и по прошествии времени - чуешь: на то он и осадок - в остатке : горечь досады недостатка.
"Ну, и чо? Мы такия..." - это только тупая гордость = пустой призрак ... фантасма... а за ней == ничего и не Плерома ... а Пустота ... и русский банный тазик…
ЕО и Психо
М.Г: уныние - осн. мотив ЕО - мотив смертного греха (уныние как смертный грех!)
весь набор изо Фюссли пойдет как дарк-иллюстрасьон жизни АСП и трепанации мозга…
***
Психо - Пиковая Дама
Пиеса о единственной страсти АСП – карточной игре. 1834 год – АСП проигрывается в пух и прах, отправляя себя и семью в долговую яму. В Пик.Даме АСП исповедально описывает, как он наслушался рассказов о возможности выйти из материального тупика крупным выигрышем в карты… как его сожрала страсть и как он все проиграл. Продулся вдрызг. Самая автобиографическая драма, в коей издерганный неудачами АСП пытается оправдаться: всему виной ген Homo ludens «человек играющий», спящий в ДНК каждого HSS.
***
Ци, тат - Цинизм
Цинизм – способ обнаружения и обнажения проблемы.
***
Штудия Гершензона: АСП – язычник и фаталист квиетизма
Бог это Небытие. А раз так – ты жертва. Человек ущербен и греховен по природе. Ущербность бытия неисцелима. Оставайся в грехе, не прибавляя к нему нового из страшнейших желаний – желания избавиться от желаний. Ущербный бессилен исцелиться произвольно. Ущербность определяет некая первобытная стихийная сила самочинного бытия. Умерь свой разум – он не поможет, отдайся страсти, неважно взлетишь ли к Совершенству Полноты или падешь в Бездну Греха. Квиетизм и привел АСП к пониманию себя как жертвы и дал ввести себя в загон Западни. Прим. Инквизиция предъявляла претензии к квиетистам в отношении следующих их утверждений: церковная молитва не имеет значения - единение души с Богом достигается только посредством безмолвной сердечной молитвы; достигшая такого единения с Богом душа уже в этом мире может созерцать сущность Бога и тайны Святой Троицы; в таком состоянии для души уже невозможно ни дальнейшее совершенствование, ни возвращение к «обычной» жизни; не нужно ходатайство святых и молитвенное обращение к ним; достигшая совершенства душа уже не нуждается ни в принятии Таинств, ни в совершении добрых дел;даже если такая душа и совершает нечто по-видимости греховное, то, поскольку она уже «необратимо» соединена с Богом, это нисколько не вредит ей…Задача стремящейся к Богу души — освобождение себя от падкости и самости. Главное здесь — вера, что Бог Сам заполнит Собой чистую душу. Внутренняя молитва понимается не как внешнее молитвословие, но как пребывание в соприсутствии Божием. Ума рассудочность при этом должна решительно уступать место сердечному созерцанию. Углубление души в это состояние приносит ей покой и мир Божий, являющиеся началом её единения с Богом. Для человека, идущего этим путём, неизбежно наступление периода внутренних искушений и испытаний (душевная тьма, чувство оскудения благодати, духовная «сухость» и т. п.). Такие состояния могут длиться годами, и имеют целью — сокрушить малейшее упование души на себя и на свои силы
***
Чернь и бес-страстнось
Одно презирал АСП в человеке – неспособность к страсти. Бесстрастие = нищета души. Разум, оснащенный просвещением и культурой – тираны духа. Бесстрастные и есть чернь. Совершенна лишь духовная полнота. Моральные добро и зло мало различимы. Таково умозрение АСП и такова его мудрость по Гершензону.
Исчерпав горючее в топке душевных страстей, АСП погрузился в духовный холод - ад собственной души. Муза по кличке Дрянь сбежала в даль свободного романа. Поэт обмер и закончился. Ему грозило смешение с чернью бесстрастной, пусть даже культурной, умной и просвещенной, но бездушной и столь им ненавидимой. Дальше открылась перспектива для одной лишь страсти – смертельной. И Пушкин отдался ей полностью. Остаться в живых было хуже смерти. Памятник он уже себе поставил. Духовный. Памятник прекращению задушенной страсти – памятник душевной смерти. Смерть тела ему абсолютно не важна. Fin.
Мефисто у Гете – это ни злой дух, ни диавол-сатана – это озорник, разжигающий страсть в Фаусте. Вагнер, Ученик и многие другие – чернь, не способная на фаустовскую страсть. Именно такой образ Духа Земли и привлек АСП в силу его собственного умозрения.
Свидетельство о публикации №222062700290