Новые читки. Два в одном флаконе

На прошлой неделе  у меня выдался театральный культмарафон, и я умудрился посмотреть сразу три спектакля за день. Про Бродвей я писал недавно, а после него двинулся в Областную Библиотеку, где проект Новые читки показывал сразу два сразу. Я давно слышал про эту компанию энтузиастов-любителей, но не видел их вживую. Да и было занятно посмотреть на зал Библиотеки, где до сих пор не был. К сожалению, халявы тут не было, и деньги собирали в помощь неким необъявленным детям. Удивило, что наш Президент уже давно пообещал обеспечить всех больных за счет олигархов, но собирать продолжают даже на телевидении. Видимо, олигархам деньги сейчас нужнее. Война, кризис…

На удивление, народу пришло немало, но это не помешало мне устроиться на первом ряду.  Публика собралась интеллигентная, особо приятно было видеть знакомые лица. Кресла удобные и мягкие, конференц-зал компактный и уютный, сцена закрыта белым занавесом. Продюсер проекта Екатерина Горновитова сказала краткое вступительное слово и рассказала про относительно молодого и талантливого драматурга из Беларуси Константина Стешика. В Москве и Самаре его пока не ставили, и он стал для меня открытием. Оказалось, что обе его короткие пьесы неслучайно оказались объединены в одной постановке самарским режиссером  из театра Город Борисом Трейбичем. А дальше зажегся экран.

На нем появилась молчащая голова, потом по бокам еще две. Сначала я подумал, что это лишь заставка, но когда заговорила пара крайних, решил, что нас ожидает кинозапись. Однако, прислушавшись, понял, что идет прямая живая трансляция со сцены. Неожиданно, но занятно. Люблю творческий поиск и эксперименты с формой. В разумных пределах. Въехав постепенно в суть диалога, уловил, что речь идет о средней голове, якобы найденной под лавкой в метро. При этом она явно живая, хотя и существует как-то без остального тела.  Но упорно молчащая, лишь забавно гримасничающая и подмигивающая в ответ на обращение к ней, несмотря на все старания двух приятелей наладить с ней контакт.

Оригинальный сценарный ход повел от жутковатого сюрреалистического казуса к глубоким экзистенциальным размышлениям о жизни и смерти, Боге и Сатане, о способности понять и принять нечто новое и не вписывающееся в привычные представления. Не стану подробно останавливаться на развитии сюжета, чтобы не раскрывать интригу тем, кто захочет впоследствии сам оценить это представление. Тем более что каждый вправе понимать его в силу собственной подготовки и развития. Вскоре стало понятно, что лаконичная и необычная сценография вполне может ограничиться только видеозаписью, но действие несколько оживилось с появлением на авансцене двух актеров.

Они, не стесняясь, зачитывали свой текст с листа, но зрители встретили их доброжелательно, несколько утомившись затянувшейся киночастью. Голова же на экране продолжала развлекать публику, реагируя на разговор двух приятелей, теперь решающих, что с ней делать дальше - то ли вернуть на прежнее место, то ли выкинуть на помойку, то ли сначала поковыряться у нее внутри. Постепенно стало понятно, что этот диалог по сути представляет внутренний монолог двух, а потом и трех альтер-эго, раскрывающий особенности когнитивного процесса и разных уровней восприятия и понимания необычного артефакта – рационального, чувственного и инстинктивного.

При возникновении когнитивного диссонанса мы ведем себя по-разному в силу своего опыта, образования, характера и способностей. Одни пытаются исследовать вызвавший удивление необычный объект и понять его исходя из собственной логики и установок. Другие пробуют оценить его и наладить взаимодействие при помощи эмоций и сенсорики, ища точки соприкосновения. Третьи, столкнувшись с непознанным, пугаются, отстраняются или отвергают, а то и проявляют внутреннюю агрессию, тщась его уничтожить. Это может проявляться как в элементарных бытовых ситуациях, так и на международном уровне, например, в период проведения специальной военной операции.

Но, чур меня! Не буду углубляться в запретные дебри и перейду ко второму действию, начавшемуся без всякой паузы, так что и в самом деле показалось продолжением первого. Оно началось уже с теней двух актеров за экраном, начавший новый диалог, обманчиво бытовой поначалу и столь же странный далее. Тут приятели нашли на улице раненого человека и начали решать, что с ним делать и как ему помочь. Обычное человеческое сочувствие и солидарность спорили с нежеланием влезать в неприятности, ленью и осторожностью, знакомым всякому, кто побывал в подобной ситуации. Все вроде было понятно в этой элементарной коллизии, и я, подустав за день, даже начал постепенно терять нить сюжета.

Немного утомляло постоянное повторение авторских ремарок – «Я сказал, друг ответил», без которых, на мой взгляд, можно было бы свободно обойтись, заметно сократив продолжительность постановки. Вышедшие в зал герои снова немного оживили действие, вовлекая зрителей в интерактив, но по-прежнему продолжая читку по бумажкам. Что ж, такова уж заявленная стилистика сценографии и претензии предъявлять к непрофессиональным актерам глупо. Они старались как могли увлечь публику, но в какой-то момент я откровенно заскучал от бесконечных разговоров на отвлеченные темы и отсутствии драйва. Крох юмора и режиссерских трюков явно перестало хватать для провисшего сюжета.

Приятным сюрпризом стало появление уже под конец единственного женского персонажа – дворничихи в ярком жилете. Поначалу оно показалось мне третьестепенным и требующимся «для мебели» с функцией «Кушать подано!». Однако оно вдруг внесло долгожданную лирическую струю в сухие философские конструкции и стало вишенкой, если не на торте, то на суровой мужской буханке. Впрочем, сразу же появились минимальные декорации, и началось душевное кофепитие в компании всех занятых в постановке действующих лиц. Сентиментальные дамы даже прослезились. Действо чуть было не перешло в полноценный спектакль, но на этом благополучно завершилось.

Однако едва ли не самое занятное ожидало впереди. Сперва вышли актеры и создатели спектакля, рассказав о своих впечатлениях и мыслях по поводу постановки. Затем дали слово зрителям, раскрывшим мне неожиданные стороны просмотренного. Особо порадовало своеобразие их восприятия и понимания казалось бы одного и того же сюжета. Неожиданность и оригинальность суждений заставили меня усомниться в собственной адекватности и культурном багаже. Однако я ни разу не театровед или психиатр и не претендую на исчерпывающий анализ увиденного, а лишь делюсь своими собственными умозаключениями и эмоциями. Да и вообще - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, не так ли?

Весьма признателен творческому коллективу за столь добротную и непривычную по сценографии постановку на самарской сцене, которой в последние годы заметно не хватает художественных экспериментов и свежих креативных идей. Тасование нашим облминкультом одних и тех же странных  лиц на административных постах мало помогает исправить эту ситуацию. Подобные инициативы снизу могут превратить наш город из театральной провинции в настоящий, а не показушно-фестивальный центр культурной жизни. Особенно, если это будет подкреплено перенаправлением финансовых потоков, пускаемых на ветер бесчисленными празднествами, выглядящими теперь как пир во время чумы.


Рецензии