Новые читки. Два в одном флаконе
На удивление, народу пришло немало, но это не помешало мне устроиться на первом ряду. Публика собралась интеллигентная, особо приятно было видеть знакомые лица. Кресла удобные и мягкие, конференц-зал компактный и уютный, сцена закрыта белым занавесом. Продюсер проекта Екатерина Горновитова сказала краткое вступительное слово и рассказала про относительно молодого и талантливого драматурга из Беларуси Константина Стешика. В Москве и Самаре его пока не ставили, и он стал для меня открытием. Оказалось, что обе его короткие пьесы неслучайно оказались объединены в одной постановке самарским режиссером из театра Город Борисом Трейбичем. А дальше зажегся экран.
На нем появилась молчащая голова, потом по бокам еще две. Сначала я подумал, что это лишь заставка, но когда заговорила пара крайних, решил, что нас ожидает кинозапись. Однако, прислушавшись, понял, что идет прямая живая трансляция со сцены. Неожиданно, но занятно. Люблю творческий поиск и эксперименты с формой. В разумных пределах. Въехав постепенно в суть диалога, уловил, что речь идет о средней голове, якобы найденной под лавкой в метро. При этом она явно живая, хотя и существует как-то без остального тела. Но упорно молчащая, лишь забавно гримасничающая и подмигивающая в ответ на обращение к ней, несмотря на все старания двух приятелей наладить с ней контакт.
Оригинальный сценарный ход повел от жутковатого сюрреалистического казуса к глубоким экзистенциальным размышлениям о жизни и смерти, Боге и Сатане, о способности понять и принять нечто новое и не вписывающееся в привычные представления. Не стану подробно останавливаться на развитии сюжета, чтобы не раскрывать интригу тем, кто захочет впоследствии сам оценить это представление. Тем более что каждый вправе понимать его в силу собственной подготовки и развития. Вскоре стало понятно, что лаконичная и необычная сценография вполне может ограничиться только видеозаписью, но действие несколько оживилось с появлением на авансцене двух актеров.
Они, не стесняясь, зачитывали свой текст с листа, но зрители встретили их доброжелательно, несколько утомившись затянувшейся киночастью. Голова же на экране продолжала развлекать публику, реагируя на разговор двух приятелей, теперь решающих, что с ней делать дальше - то ли вернуть на прежнее место, то ли выкинуть на помойку, то ли сначала поковыряться у нее внутри. Постепенно стало понятно, что этот диалог по сути представляет внутренний монолог двух, а потом и трех альтер-эго, раскрывающий особенности когнитивного процесса и разных уровней восприятия и понимания необычного артефакта – рационального, чувственного и инстинктивного.
При возникновении когнитивного диссонанса мы ведем себя по-разному в силу своего опыта, образования, характера и способностей. Одни пытаются исследовать вызвавший удивление необычный объект и понять его исходя из собственной логики и установок. Другие пробуют оценить его и наладить взаимодействие при помощи эмоций и сенсорики, ища точки соприкосновения. Третьи, столкнувшись с непознанным, пугаются, отстраняются или отвергают, а то и проявляют внутреннюю агрессию, тщась его уничтожить. Это может проявляться как в элементарных бытовых ситуациях, так и на международном уровне, например, в период проведения специальной военной операции.
Но, чур меня! Не буду углубляться в запретные дебри и перейду ко второму действию, начавшемуся без всякой паузы, так что и в самом деле показалось продолжением первого. Оно началось уже с теней двух актеров за экраном, начавший новый диалог, обманчиво бытовой поначалу и столь же странный далее. Тут приятели нашли на улице раненого человека и начали решать, что с ним делать и как ему помочь. Обычное человеческое сочувствие и солидарность спорили с нежеланием влезать в неприятности, ленью и осторожностью, знакомым всякому, кто побывал в подобной ситуации. Все вроде было понятно в этой элементарной коллизии, и я, подустав за день, даже начал постепенно терять нить сюжета.
Немного утомляло постоянное повторение авторских ремарок – «Я сказал, друг ответил», без которых, на мой взгляд, можно было бы свободно обойтись, заметно сократив продолжительность постановки. Вышедшие в зал герои снова немного оживили действие, вовлекая зрителей в интерактив, но по-прежнему продолжая читку по бумажкам. Что ж, такова уж заявленная стилистика сценографии и претензии предъявлять к непрофессиональным актерам глупо. Они старались как могли увлечь публику, но в какой-то момент я откровенно заскучал от бесконечных разговоров на отвлеченные темы и отсутствии драйва. Крох юмора и режиссерских трюков явно перестало хватать для провисшего сюжета.
Приятным сюрпризом стало появление уже под конец единственного женского персонажа – дворничихи в ярком жилете. Поначалу оно показалось мне третьестепенным и требующимся «для мебели» с функцией «Кушать подано!». Однако оно вдруг внесло долгожданную лирическую струю в сухие философские конструкции и стало вишенкой, если не на торте, то на суровой мужской буханке. Впрочем, сразу же появились минимальные декорации, и началось душевное кофепитие в компании всех занятых в постановке действующих лиц. Сентиментальные дамы даже прослезились. Действо чуть было не перешло в полноценный спектакль, но на этом благополучно завершилось.
Однако едва ли не самое занятное ожидало впереди. Сперва вышли актеры и создатели спектакля, рассказав о своих впечатлениях и мыслях по поводу постановки. Затем дали слово зрителям, раскрывшим мне неожиданные стороны просмотренного. Особо порадовало своеобразие их восприятия и понимания казалось бы одного и того же сюжета. Неожиданность и оригинальность суждений заставили меня усомниться в собственной адекватности и культурном багаже. Однако я ни разу не театровед или психиатр и не претендую на исчерпывающий анализ увиденного, а лишь делюсь своими собственными умозаключениями и эмоциями. Да и вообще - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, не так ли?
Весьма признателен творческому коллективу за столь добротную и непривычную по сценографии постановку на самарской сцене, которой в последние годы заметно не хватает художественных экспериментов и свежих креативных идей. Тасование нашим облминкультом одних и тех же странных лиц на административных постах мало помогает исправить эту ситуацию. Подобные инициативы снизу могут превратить наш город из театральной провинции в настоящий, а не показушно-фестивальный центр культурной жизни. Особенно, если это будет подкреплено перенаправлением финансовых потоков, пускаемых на ветер бесчисленными празднествами, выглядящими теперь как пир во время чумы.
Свидетельство о публикации №222062700370