Хоккеист Юрий Парамошкин

Продолжаю цикл произведений о наших советских хоккеистах, которые прославляли наш хоккей во всем мире. Не всем им довелось стать многократными чемпионами мира, Олимпийских игр, но свою лепту в развитие нашего хоккея они внесли. 

На заставке фотография сборной СССР образца 1963 года. На ней в полном составе тройка московского «Динамо» - Волков-Юрзинов-Петухов. Они были кандидатами на поездку в Инсбрук на Олимпиаду 1964 года. Но у Юрзинова случился аппендицит, он попал в больницу, сыгранная тройка распалась. Петухов поехал в качестве запасного, а Волкова вообще не взяли. Больше они в сборной не играли. Не судьба, выходит. Так же не повезло и герою моего нынешнего повествования.

Юрий Георгиевич Парамошкин родился 3 ноября 1937 года в городе Электросталь. Его мама в молодости играла в русский хоккей, была капитаном заводской команды «Металлург». Парамошкин: «Любимым лакомством был кусок черного хлеба, посыпанный мелко колотым сахаром». Семья Парамошкиных жила недалеко от стадиона, и он вместе с друзьями все свободное время проводил там: играли в футбол, хоккей, волейбол и т.д. Там же на стадионе он и записался в хоккейную секцию. Со временем у него выработался сильнейший бросок, но для этого он приложил немало усилий.

- Мое поколение играло клюшками без загиба. Я шел на стадионе в сектор для прыжков в длину, вставал в яму с песком и несколько часов шлифовал бросок. А это очень не просто – наловчиться на песке бросать шайбу верхом. Но зато зимой усердие воздавалось сторицей: бросок был – будь здоров. Однажды в Ленинграде шайба после моего броска прорвала сетку ворот, попала за бортом в деревянную стойку, на которой крепился судейский фонарь, и переломила ее! - Юрий Парамошкин.

С 1954 года Парамошкин выступает за команду ДК им. К. Маркса (в дальнейшем «Электросталь», «Кристалл»). В сезоне 1960/61 Парамошкин, вместе с Борисовым и Короленко разделил славу лучшего бомбардира чемпионата СССР. Все трое забросили по 22 шайбы. Также Юрий Георгиевич стал одним из трех нападающих, включенных в символическую сборную по итогам сезона, и вошел в список 33 лучших хоккеистов страны. Кстати, в предыдущем сезоне Юрий Георгиевич также показал завидные бомбардирские качества, забив 24 гола, и став 4-м в списке лучших снайперов СССР.

Каждый из именитых московских клубов пытался переманить забивного форварда в свою команду, но Парамошкин неизменно отказывался – ему и в Электростали было неплохо.
- Как-то раз ночью в квартиру тихонько постучали. Приоткрыл дверь – вижу Толю Фирсова. Что случилось?! Толя: «Юр, меня Тарасов прислал. Во дворе «Волга» ждет. Может, вместе, а? Будешь за ЦСКА играть, тебя и в сборную возьмут. Я сам из «Спартака» в ЦСКА только поэтому и перешел». Отвечаю: «Толя, да я не хочу из Электростали уезжать. Если забиваю больше всех, то и в сборной играть заслуживаю. Так ведь?» Фирсов вздохнул, пожал руку и уехал, - Юрий Парамошкин.

В то время он не жалел, что не пошел в ЦСКА. Уже потом на пенсии, стал понимать, что будь он под «крылом» Тарасова, он был бы и многократным чемпионом мира и олимпийским чемпионом, да и пенсия была бы побольше. Ведь по большому счету из нестоличных хоккеистов прочно закрепиться в сборной СССР удалось только Виктору Коноваленко. В сезоне 1961/62 Парамошкин вошел в число 10 лучших бомбардиров страны, забросив 28 шайб, отстав на пару шайб от таких всемирно известных хоккеистов,  как Майоров, Старшинов и Альметов.

Следующий сезон принес Парамошкину 25 забитых шайб и 7-е место в списке лучших бомбардиров Союза. Забавную кричалку придумали про него болельщики Электростали: «Парамошкин у ворот – вратаря бросает в пот». Интересный момент из жизни хоккеиста: в конце 50-х спортсмены «Электростали» после окончания сезона работали на заводе по два месяца. В частности, Юрий Георгиевич работал как в дневную, так и в ночную смену, обслуживая различное оборудование.

В 1963 году его вызвали в сборную СССР. Он принял участие в товарищеских матчах против сборной США, буквально за месяц до начала чемпионата мира в Швеции. В первом матче (12:0) он играл в одной тройке с Юрзиновым и Волковым и забросил две шайбы в ворота американцев. Во втором матче (12:3), сыгранным на следующий день, он забросил аж четыре шайбы. В том матче его партнерами по звену были Альметов и Александров.

- В принципе мне было все равно, с кем играть. В сборной СССР просто не могло быть слабых игроков. Но все-таки больше всего понравилось с Альметовым и Александровым. Просто наслаждался игрой с этими великими мастерами. Тарасов на тот момент конфликтовал с Локтевым. Вполне возможно, что тренер подыскивал игроку замену в звене и перед самой поездкой на чемпионат мира отцепил Локтева, - Юрий Парамошкин.

Отыграв прекрасно в двух товарищеских матчах, Парамошкин, похоже, не оставил шанса тренерам сборной СССР задумываться о своей кандидатуре – его взяли на чемпионат мира в Стокгольм. Наша команда прилетела в столицу Швеции за два дня до начала чемпионата и в полном составе успела побывать на контрольном матче сборной Швеции, которую та провела двумя своими составами. После матча, уже в гостинице Чернышев и Тарасов попросили игроков поделиться своими впечатлениями от увиденного.

Виталий Давыдов вспоминал, что когда настала очередь высказаться Парамошкина, он видимо решил пошутить, и сказал, что больше всего в этой игре, ему понравилась форма шведов, особенно перчатки. Все присутствующие рассмеялись, кроме Тарасова – тому такой легкомысленный ответ новичка сборной СССР явно не понравился, и он в негативном контексте сказал об этом хоккеисту.

На чемпионате мира 1963 года в Швеции Парамошкин на протяжении всего турнира тренировался вместе со всей командой, участвовал во всех разборах матчей, но тренеры на лед его не выпускали.

- Оставляя меня вне игры, Тарасов таким образом воспитывал меня, надеялся, что я сам приду и попрошусь к нему в ЦСКА. В Стокгольм я ехал окрыленным, с чувством большой гордости за себя, за родной город. Но с каждым днем на чемпионате все больше уходил в себя, переживал, злился и ничего не мог понять. Почему не дают играть?! Подходил с вопросом и к Чернышеву и Тарасову, а те кивали друг на друга, мол, я-то за тебя, да вот он пока что-то тянет резину. А в последний день я сам едва не послал по матушке Тарасова после какого-то замечания. Да, в сборной старшим тренером был Чернышев, но он слыл великим дипломатом и иной раз предпочитал не вмешиваться в решения Тарасова, - Юрий Парамошкин.

Тот чемпионат мира ознаменовался для сборной СССР третьей победой в истории и началом знаменитой беспроигрышной серии вплоть до 1972 года. Золотую медаль чемпионата мира Парамошкин получил, а вот с премией вышла накладка - Тарасов «срезал» ему половину: вместо 1500 рублей хоккеист получил 750 рублей. Парамошкин вспоминал, что половину суммы лишился также защитник Эдуард Иванов. После банкета в честь победы Иванов вышел из гостиницы, на перекрестке взял у полицейского жезл, и стал на глазах обалдевшего представителя закона начал регулировать дорожное движение.

Следующий вызов в главную хоккейную команду страны поступил Парамошкину прямо перед самой Олимпиадой в Инсбруке. В составе сборной СССР он провел два матча и забросил три шайбы, но Олимпийские игры не попал. Надо сказать, что тогда перед Олимпиадой в товарищеских матчах тренеры сборной СССР пробовали различных игроков, но не все поехали на главный турнир четырехлетия. Парамошкин в этих товарищеских матчах играл с Грошевым, Ионовым и Ярославцевым, и никто не заслужил места в сборной.

В сезоне 1963/64 «Электросталь» вылетела из высшей лиги, и Юрий Георгиевич решился на переход в ЦСКА. Он поехал в Спорткомитет писать заявление о переходе в армейский клуб, но встретил там Аркадия Ивановича Чернышева, и тот уговорил его перейти в «Динамо». Давыдов: «Парамошкин – скоростной, мобильный, прекрасно видел площадку, обладал мощным броском, забивал много и давал забивать партнерам. Мы с ним занимали один номер в гостинице и на базе. Юрий – неговорливый, но умеющий пошутить».

После перехода в московское «Динамо», в конце 1964 года Парамошкин принял участие в целом ряде товарищеских матчей сборной СССР, ездил в Канаду. В первом для себя сезоне в «Динамо» Парамошкин стал лучшим бомбардиром клуба, и 7-м в списке самых результативных чемпионата СССР, забросив 22 шайбы. В следующем сезоне забил поменьше (19), но вошел в список 33 лучших хоккеистов сезона. В сезоне 1966/67 на его счету 22 заброшенных шайбы.

Примечание: тогда в чемпионате СССР команды проводили немного матчей, не больше 30-32 игр за сезон. Так что такая результативность не должна никого смущать – А.Щ.

В начале января 1967 года Парамошкин в составе сборной СССР выступил в Канаде турнир «Столетия», забросив в последнем матче против сборной Канаде две шайбы. Естественно, надеялся попасть на предстоящий чемпионат мира в Вене, но у тренеров сборной СССР были другие кандидатуры и Юрий Георгиевич остался «за бортом».

- Когда я окончательно понял, что в сборной СССР больше сыграть не удастся, написал после окончания чемпионата страны заявление об уходе. Что тут началось! Какие только динамовские начальники меня не обрабатывали. Работу предлагали денежную на выбор – в КГБ или кремлевской охране. Я ни в какую. Наконец, на полном серьезе попросили меня дать честное слово, что не перейду ни в какую другую команду высшей лиги. Боялись, что уйду, например, в «Спартак», куда звал Бобров, или к Эпштейну. Я дал честное слово и вернулся домой, - Юрий Парамошкин.

В «Электростали» Парамошкин играл вплоть до 1975 года, несколько сезонов – играющим тренером. Потом работал детским тренером. Оставил свой след Юрий Георгиевич и в киноиндустрии. В 1964 году на экраны страны вышел фильм Гольдина «Хоккеисты», и Парамошкин там работал консультантом и дублером актера Вячеслава Шалевича на льду. А в 1974 году сам принял участие в спортивном фильме Вознесенского «Жребий», в эпизодической роли.

- Кстати, с Тарасовым мы «помирились». Когда я закончил играть, он всегда тепло здоровался при встречах, лестно отзывался обо мне в хоккейных кругах. В 89-м в Электростали товарищеский матч играла олимпийская сборная Канады. Тарасов тоже приехал. Мы с женой шли в фойе Дворца спорта. Тарасов нас увидел, заулыбался, заключил в объятия, а жене театрально поцеловал руку со словами: «Простите меня за то, что загубил великого хоккеиста». Это он уже, конечно, преувеличил насчет «великого». Тарасов умел быть отличным актером, сыграть на публику. Но все равно нам с женой было приятно от его слов, - Юрий Парамошкин.

Юрий Георгиевич Парамошкин – чемпион мира и Европы 1963 года. Дважды бронзовый чемпион СССР. Всего в советских чемпионатах провел более 250 матчей, забросив 186 шайб. За сборную СССР провел 15 матчей, и забросил 11 шайб. В 1991 году ему было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта».

Юрий Парамошкин до сих пор жив, хотя ему уже 84 года. Уверен, что если бы он перешел в ЦСКА, до такого возраста бы не дожил из-за огромных физических перегрузок, которые были в команде Тарасова. Никто из игроков ЦСКА «тарасовского» разлива не дожил до 70 лет, только Борис Михайлов.

В статье использованы публикации следующих изданий: Википедия, «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», ice-hockey-stat.com, «Московский комсомолец», mosregtoday.ru.


Рецензии