7. 3. Сибирские походы Маметкула
Победив Эдигера, став во главе Сибирского ханства и поставив перед собой задачу расширить его владения и привести к полной покорности и принуждению, к выплате дани своих подданных, способности противостоять окружающим ханствам и даже московскому государству, Кучум проделывает огромную работу по созданию мощной армии.
Мы можем очень условно говорить о том, что общая численность военных сил Кучума могла составлять более 10 000–15 000 человек. Из них наиболее боеспособным была «ногайская гвардия» Кучума, которую он привел из Средней Азии – 2000–3000 человек, которые являлись его неприкосновенной, самой преданной частью армии, прошедшей с ним во всех битвах до самого конца. А вот опорой ханской власти на местах были военно-полицейские отряды служилых татар, численностью 3000–4000 тысячи человек. Военные формирования вассалов Кучума также могли насчитывать до десяти тысяч человек. Главным исполнителем всех военных устремлений Кучума явился его племянник, царевич Маметкул.
Эльдар стоял в конном строю тумена хана Маметкула. Красавцы кони отливали шерстью разных оттенков в утренних лучах солнца. Он держал коня за поводок, а второй рукой нежно гладил лошадь по морде, по его белой каёмочке от глаз к губам, прижимаясь к коню щекой и нашёптывая нежные слова. В бою они одно целое и не раз уже конь спасал его в самых, казалось бы, безнадёжных ситуациях.
Мухаммед-Кули султан (Магметкул, Маметкул) — сибирский царевич, полковой воевода, сын Ата-Кули, племянник хана Кучума, гортанным голосом прокричал трубить о начале похода! Впереди путь на север в таежное Прииртышье и Нижнее Приобье, на юго-восток в Барабинскую степь, на юго-запад в южноуральские степи.
И загудела земля от тысяч ударов копыт, и лёгкая конница из конных лучников, подгоняя коней, устремилась вперёд, где живут вогулы, ханты, вдоль больших сибирских рек от Нейвы, Туры, Тобола к Иртышу и дальше в степи. Каждый всадник знал свое место в десятке, в сотне и в тысяче. Тысячи воинов собирали в большие отряды, подчиненные мурзам.
Загорелись по ходу похода впереди сторожевые костры вогулов, передавая тревожные вести. Но что они могли сделать против подготовленного войска хана Кучума. Всё дальше продвигался Маметкул, подчиняя всё новые земли сибирскому ханству.
Эльдар, накормив коня, стоял в ночной охране, внимательно вглядываясь и вслушиваясь в темноту ночи. Вот уже много дней они идут походом, продвигаясь вдоль сибирских рек. В основном кучумцы не испытывали сопротивления и подчиняли захваченные стоянки лесного народа, заставляя местное население платить ясак, дань великому хану Кучуму.
Только некоторые стойбища лесных людей пытались организовать сопротивление, и тогда тучи стрел летели в непокорных, горели их жилища, а кони втаптывали в траву их небогатую домашнюю утварь. Эльдар достал коробочку, неспешно открутил крышку и полюбовался на драгоценные камни и золотые украшения, которые он накопил в этом походе, отбирая всё это в захваченных селениях. Есть ещё много пушнины, различного оружия в виде ножей, наконечников для лука, сабель, украшенных резьбой и древними надписями. Это его доля добычи за поход.
Ночная тишина разрывалась отдельными далёкими звериными криками, хлопали крыльями какие – то ночные птицы. Утром опять в поход.
- Эльдар, ты где? – кочевник вздрогнул от внезапного голоса, - Здесь, Ильгам! – Время дежурства его смены закончилось, пора ложиться спать и набраться сил на следующий день.
Ещё много дорог пробежит под его конём. Надо быть сильным и готовым в случае опасности вступить в бой. Он забрался в одну из кибиток, поставленных для защиты от врагов в круг, в центре которого стоял шатёр мурзы.
И опять с наступлением утра конница Маметкула, подняв пыль до небес своими тысячами копыт, ушла в поход на покорение ближайших народов. Снова сигнальные костры маяками светили на их пути. Вогулы, барабинцы, чаты и остяки предупреждали друг друга о приближающейся опасности.
- Ты хорошо постарался, Маметкул, - Кучум посмотрел на прибывшего со своим войском из похода племянника, - твои воины прошли и покорили народы и к северу, и к югу, но у нас под боком обосновались и укрепляются, строя городки и посёлки, пришедшие на наши земли русские люди из далёкой Вычегды. Они давно уже торгуют в наших краях, скупая пушнину и прочий товар. Но сейчас они перешли черту, пришли сами и захватили нашу землю. Это моя земля, моя! Земля Великого хана Кучума, наследника самого Чингисхана! Вогулы, остяки присягнули московитам и платят ясак пушниной русскому царю. Надо наказать неверных, – голос хана взвился до самых высоких нот, перейдя в крик, - Отдыхать некогда, выступай снова в поход, пока не поздно. Да проверь, как подобраться к этим братьям Строгановым и сжечь их городки!
- Хорошо, хан, я всё выполню, как ты сказал! – Маметкул поднялся и, придерживая саблю, вышел из дворца.
После взятия Сибири государственными делами у Кучума стал заниматься главный ханский визирь Карача, а духовными — бухарские шейхи и сеиды во главе с Дин-Аул-ходжой. В военных делах главная роль была уготована Маметкулу и подрастающему сыну хана Али.
Продолжение следует. http://proza.ru/2022/06/30/928
Книга опубликована в Литресе.
Свидетельство о публикации №222062700376
Очень понравилось, как обращение Эльдара со своим конём описали.
Спасибо. С уважением,
Мила Стояновская 22.06.2023 19:09 Заявить о нарушении
Александр Смольников 23.06.2023 09:55 Заявить о нарушении