Сушки московские

   В мае 1991 года я возвращался из Москвы в дурном настроении. Причин было достаточно.

   Во-первых, Москва поразила своим отвратительным гостеприимством: по улицам ходили какие-то хмурые озлобленные люди, озабоченные поисками чего-то. А чего-то в магазинах как раз и не было, ни продуктов питания, ни даже водки для того, чтобы заглушить страдания жаждущей души. В первый же день у метро ко мне подошла такая душа с обычной просьбой - безвозмездно ссудить небольшую сумму денег. Завязался разговор, и после того как субъект узнал, что я приехал из Латвии, которая к тому времени уже приняла Декларацию о независимости, обозвал меня фашистом и полез драться. Мои навыки борьбы доведены до автоматизма, и чтобы бескровно отделаться от политически грамотного и патриотически настроенного москвича оказалось достаточно одной подсечки. Мужик удивлённо ("фашист" ведь кулаками не бил!) мягко уселся на тротуар, а я на всякий случай быстрым шагом покинул место происшествия, но настроение уже было подпорчено.
 
   Во-вторых, горничная привилегированной гостиницы «Октябрьская» украла у меня кое-какие мелочи, которые я купил в первый же день на Арбате в качестве сувениров: значки с изображением двуглавого царского орла, сделанный из переплавленных советских рублей, и выпуклые латунные пуговицы, опять же с орлами. Подделка, конечно, но у нас таких пуговиц с орлами никто не делал. Сувениры я легкомысленно оставил на тумбочке возле кровати.
В-третьих, домой столичных гостинцев, как обычно, я не вёз, так как последний день в столице у меня был сильно занят, а вечером в опустошённом магазине удалось купить только связку московских сушек.

   Плацкартных билетов, как водится, уже было не достать. Верхние полки общего вагона сразу были заняты людьми, которые прорвались в вагон в числе первых. И я позавидовал прилично одетому счастливчику, который нагло "забронировал" нижнюю полку нашего купе, сразу на неё лёг, и даже не снял при этом свои добротные югославские туфли.

   Многим пассажирам лежащий мужик не нравился, но Casus belli*, формальный повод для возмущения толпы не находился: несмотря на то, что купе наполнилось, сидячих мест в вагоне пока всем хватало.

   Устроился я не совсем удобно, на боковом месте. Стало подсасывать желудок, поскольку перед поездом поужинать было негде. Поэтому я залез в свою сумку, с хрустом сломал сушку и стал жевать её потихоньку. Связка сушек в магазине красиво поблёскивала, но продукт оказалась никудышным, даже горьковатым, и я пожалел, что купил целую связку этих московских сушек семье в подарок.
 
   После полуночи все уже дремали, когда в наше купе зашёл ещё один пассажир. Он заглянул в профиль спящего мужика и потряс его за плечо, но тот не просыпался. Я решил, что сейчас наступит возмездие, и предложил:
- Да сбросьте ноги этого наглеца, и дело с концом.
- Это мой друг, наконец-то я его в поезде нашёл. Не хочу его будить: крепко уснул, а туфли даже и не снял, - неодобрительно произнёс новый пассажир, осторожно снял со спящего туфли и поставил их аккуратно вниз на пол вагона, поправил его ноги и сам сел рядом, в ногах.
- Далеко едете? – поинтересовался я.
- Вместе с другом едем в Ригу, - и прикрыл глаза.

   Наш диалог был скоротечен, но достаточен, чтобы снять дрёму с других пассажиров, сидельцев нашего купе.
Через пару минут новый пассажир снова потряс плечо своего друга и обратился уже ко всем попутчикам:
- Вот уж бедняга! Так намаялся в Москве за день, - и добавил. – сейчас мы его разыграем!

   Всех заинтересовало предложение, но наша роль оставалась пока неясной. Новый пассажир снял свои, видавшие виды туфли и одел добротные импортные туфли своего приятеля:
- В самый раз!  - и довольно ухмыльнулся. – А теперь я уйду в свой вагон, и когда мой друг проснётся, Вы ему ничего сразу не говорите, пусть свои хорошо поищет. Скажете, где я, через минуту.
 
   Мы с удовольствием молча согласились включиться в игру, и новый пассажир исчез, приложив на прощание указательный палец к губам: «Только тс-с! Сразу не говорите, где я!»

   Долго ждать начала игры нам не пришлось. Через пару минут была какая-то остановка, в вагон зашли новые люди и разбудили спящего. Тот опустил ноги, пошарил ими внизу и наткнулся на чужие туфли, затем наклонился и стал шарить руками.
- Что Вы ищете? – участливо спросил я, с трудом сдерживая смех.
- Туфли, где мои туфли? – с недоумением спросил мужчина.
- Поищите под столиком, посоветовал кто-то, и мужчина полез под столик.

   Тут все участники заговора прыснули:
- Да сюда приходил Ваш товарищ и предложил Вас разыграть. Он в соседнем вагоне…
Мужик взревел:
- Какой товарищ? Нет у меня никакого товарища, я один еду! У меня туфли украли! – и побежал в соседний вагон.

   До нас дошло, что новый пассажир оказался лжецом, который околпачил всех, предложив поучаствовать нам в своей воровской игре. Через какое-то время мужчина, у которого на виду всех спёрли туфли вернулся с начальником поезда. Оказалось, что они прошлись по всему поезду, но человека в украденных туфлях так и не нашли: тот успел сойти. Оставалось только посочувствовать переживающему бедолаге в стоптанной чужой обуви.

   До Риги все молчали, стараясь не смотреть друг другу в глаза, так как чувствовали себя неловко будучи соучастниками кражи. В Риге я сошёл, размышляя о случившемся: «До чего же у нас в стране доверчивый народ, как нас легко обмануть!»

   Я тогда ещё не знал, что через несколько месяцев у всех на глазах ловкое жульё разворует целую страну, и все мы станем соучастниками этого преступления. Испытываем ли мы чувство неловкости, глядя друг другу в глаза, или дожёвываем при этом сушки московские?




Примечания:
*  Casus belli — латинский термин, обозначающий вескую причину для объявления войны.


Начало:
http://proza.ru/2022/06/26/230

Продолжение следует:


Рецензии
Живая картина, действия разворачиваются, как в кино.
И, хотя, суть рассказа трагикомичная, окончание рассказа не оставляет причин для смеха...
Прекрасный литературный язык!

Ада Цодикова Горфинкель   27.02.2023 18:41     Заявить о нарушении
Спасибо!

Владимир Улас   01.03.2023 00:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.