Письмо 22. Почему Россия не Америка?

Alexander Golubow


Почему Россия не Америка?
Меня издавна занимает вопрос - почему Россия не Америка, в чём тут дело?!...
Помнится, в разгар "перестройки" А.П. Паршев дал ответ на этот вопрос, который удовлетворил всех в России - "в отсталости России виноваты не большевики, не цари и не младореформаторы, а природа и география", у нас плохие климатические условия, следовательно, для жизни здесь нужно больше энергии и т. д.  И вопрос этот больше не возникал.
Но этот ответ, что называется, "не катит".  В мире полно стран с худшими климатическими условиями, но надо ещё поискать, где люди живут хуже, чем в России...

Попав в Германию, мне довелось провести первую зиму и половину следующей в Баварии, на юге Германии.  И зима там была вполне сравнима с зимой в России.
Однажды утром нас, беженцев, живущих в маленьком отеле на пригорке, разбудил шофёр грузовика, с просьбой забрать продукты, привезённые нам, из грузовика, остановившегося внизу, так как грузовик не мог подняться на пригорок из-за обледеневшей дороги.  Что мы и сделали.
У одного болгарина невесть откуда был старый "Мерседес", который ему приходилось прогревать каждое утро из-за морозов, пока он, в конце концов, не отказался заводиться, полетели вкладыши...
А на Рождество морозы и снег были те же, что и в Москве.  И ничего, никто вокруг не роптал, все немцы воспринимали это как должное.  Жизнь в городке шла своим чередом.  Меня это удивило ещё тогда...

В Вайоминге, где я живу сейчас, старожилы помнят и морозы за минус сорок градусов.  При мне бывало под сорок.  И это не самый северный штат в Америке, севернее его много других штатов, где морозы ещё сильнее, да ещё с ветром, как в Монтане, Сев. и Южной Дакоте.
У нас, здесь, фермы заносит снегом до крыши, поверх которого ездят на лошадях всю зиму, подвозя корм скоту и даже, подкармливая лосей, спасая их от бескормицы из-за глубокого снега.
В городке зимой часто замерзают и лопаются водопроводные трубы в домах.  В доме, где я прожил десять лет, мне тоже приходилось следить за этим, обеспечивать подогрев этих труб в критических местах калорифером и оставляя струйку воды в кране на ночь.  И всё-таки, пару раз они замерзали, но не успели лопнуть, потому что были медными.
А однажды, когда я откапывал свою машину от снега, так как парковка у меня была на улице, рядом со мной остановился трачок, вышли отец с сыном, достали лопаты из кузова и принялись помогать мне.  Я запротестовал, говоря, что я не нуждаюсь в помощи и сам справлюсь, но отец мне объяснил: -Это я так учу сына не проходить мимо и помогать людям, если видишь, что можно помочь...
Мне было странно слышать это от человека, всю жизнь живущего в логове самого матёрого капитализьма!
У соседа был мотоснегоочиститель и он всегда, когда выпадало много снега, чистил тротуар и подъезды к домам на всей улице.
Может, в этом всё дело, а?!...

Часть Канады и Аляски находятся вообще за Полярным кругом.  Я ездил на Аляску через всю Канаду.  Каждое лето там ремонтируются дороги; часть дороги на Аляску или уже на Аляске, не помню, даже не заасфальтирована, каждое лето её досыпают щебнем, который проваливается, когда вечная мерзлота начинает оттаивать.
Но таких плохих дорог, как в России, я здесь не встречал даже там...
В Фэрбенксе на Аляске я бывал у трубопровода, по которому идёт нефть в Америку оттуда.  Он стоит на сваях, которые американцы придумали при строительстве его.  Они охлаждаются наружным воздухом и не позволяют вечной мерзлоте оттаивать, потому что лето здесь короткое и запас холода за зиму, не позволяет  вечной мерзлоте успеть оттаять вокруг свай.
Я когда-то работал в НИИ в лаборатории мерзлотоведения.  У нас один сотрудник (Хрусталёв) защитил докторскую диссертацию на этом "секрете", подсмотренном у американцев, но дошло ли дело до строительства на таких сваях, я не слышал...
Тогда же, помнится, я читал американскую статью о строительстве ледяных островов на арктическом шельфе, чем занимались и мы.
Для того, чтобы выяснить прочность льда, мы проводили эксперименты, ездили в Якутск и на Сахалин в экспедиции и так далее.  Но вопрос сложный и всегда оставались сомнения.
Меня поразило тогда, как американцы решили этот вопрос, когда им это понадобилось.  Они просто обвязали водителя грузовика верёвкой на случай, чтобы вытащить его, если грузовик начнёт проваливаться под лёд и пустили машину по льду с открытой дверью водителя к намеченному месту строительства, страхуя водителя с боков!...

Проживши здесь на Западе достаточный срок, я всё больше убеждаюсь, что дело в людях, а не в климатических условиях.  Народ здесь разительно отличается от русских и, надо сказать, не в худшую сторону!  Тому подтверждений я видел на каждом шагу достаточно, чтобы осмелиться утверждать это.
Осталось понять, откуда всё это, почему?...

Но, попробуй втолкуй это стороне, которой это невыгодно, такое объяснение!  И приходит на ум русская народная мудрость - научить нельзя, можно только научитьСЯ!...
Пожалуй, на этом и стоит закончить, чтобы не дразнить гусей.

Всё же, осмелюсь рекомендовать статью И.П. Павлова  "О русском уме":


Рецензии
Все правильно Вы написали, поддерживаю))

Андрей Макаров 9   22.09.2022 13:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.