Во Имя Твое 62. Продлить еще на 40 уст

«Продлить еще на 40 уст…»
   Поминальные записки отца Григория

   Перед нами – уникальные свидетельства молитвенного предстояния отца Григория пред очами Божиими – записки его духовных чад, имеющие разные пометки на них самого батюшки…
   На записках рукой отца Григория указаны даты чтения им сорокоустов о здравии и упокоении, отмечены пожертвования, принятые от подателей записок, помечено, какое духовное чтение предложить страждущим. Адресанты – податели записок – от Украины до Иваново, Нижнего Новгорода, Тобольска, Омска и Качканара.
   Как сохранились до нашего времени эти живые, трепетные просьбы людей за своих близких, родных и просто знакомых? Просьбы о молитвах за погибающих и отчаявшихся, находящихся в бедственных обстоятельствах? На эти и другие вопросы будем искать ответы в самих записках к батюшке, оставленных нам для укрепления веры в силу священнической молитвы, о которой апостол сказал нам: «Радуемся о вас пред Богом нашим, ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей…» (ср. 1 Фес. 3; 9-10).
   Отец Григорий хранил эти записки многие годы, молясь за вверенных ему людей до самой своей кончины. Вот, например, записка 1991 года, из Качканара, от Усольцевой Тамары Алексеевны, с просьбой молиться о здравии. На ней написано:
   «Принял 14/Х-91 г. Продлить еще на 40 уст.».
   И далее отмечена дата: «1/II-92 г.» – видимо, батюшка начал второй сорокоуст.
   Здесь же еще несколько записей:
   «Продлить еще на 40 уст. Писал 6/V-92 г.»,
   «Продлить еще. Писал 10/VII-92 г.»,
   «Продлить еще на 40 уст. Писал 14/Х-92 г.».
   Всего проставлены даты шести сорокоустов. В записке среди других отмечены имена архимандрита Спиридона, схимонахини Анфисы (из Верхотурья).
   А далее батюшка пометил для себя: «Срок уже кончился. 30/IХ -92 г.».
   Эти записи потрясают всякое воображение!
   Вот еще одна записка:

   «от Филимоновой
   Феклы
   за здравие болящей
   терявшей память.
   и себя теряет
   Подаю на год моления,
   лично Батюшке Григорию
   от рабицы Феклы с прозьбой.
   пожалуйста».
   (орфография сохранена – ред.).

   Здесь же рукой отца Григория подписано:
   «Принята. Запись от 1/II 81 г.».
   Этой записке – 25 лет.
   «Рабица» Фекла просила батюшку молиться о ней год, но он вымаливал ее с 1981 по 1997 год – 16 лет, вплоть до самой своей кончины. Он бережно хранил эту записку в своем молитвенном углу.
   Впрочем, – как и все остальные.
   Даты последних поминальных записок, принятых отцом Григорием, – июль-август 1997 года – за два месяца до кончины…
   Насколько же ответственным и богобоязненным пастырем, «избранным,.. дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (ср. 1 Пет. 2; 9), был молитвенник Зауральской земли протоиерей Григорий Пономарев!

   «Многоуважаемый отец Григорий!
   Прошу Вас, помолитесь за моего сына Юрия. Он в тюрьме, его посадили. Он украл в магазине бутылку водки, ему дали 2 года заключения. Простите меня, Лизавету. Простите нас, грешных, что я Вас беспокою своими великими грехами.
   Дорогой отец Григорий! Дай Бог Вам счастья, крепкого здоровья – на многая лета, многая лета, многая лета…»

   «В Курганскую церковь. Батюшке.
   Батюшка. Прошу Вас помолиться о упокоении новопреставленныя монахини Елизаветы. Посылаю 50 рублей денег. По возможности помолитесь. Грешная послушница Васса».
   Слова «посылаю 50 рублей денег» в записке аккуратно зачеркнуты, и рукой батюшки рядом подписано: «Отдано обратно». Над именем «Васса» батюшка надписал «о здравии» – видимо, сам себе дал задание молиться и о здравии того, кто просит помолиться за другого.

   «Отец Григорий! Мой зять ломал мне руку, голову разбивал и иконы поломал. Я их принесла в Церковь. Зятя звать Георгий. Помолитесь о здравии Марии, Андрея, Ольги, Лукерии».
   На записке отец Григорий подписал: «Просила Гликерия. Все они крещеные. Поступило 4/I 81 г.».
* * *
   Эту трагическую историю молодой девушки Ирины, пораженной страшной неизлечимой болезнью, можно на небольшом отрезке времени проследить по нескольким запискам, дошедшим до нас.
   За Ирину отец Григорий молился всю весну и лето 1997 года, хотя сам уже вместе с матушкой Ниной был на грани перехода в вечные обители…

   Записка отцу Григорию:
   «Болящая Ирина болеет раком, руку хотят отнять. Ей 16 лет. Не хочет делать операцию. Надеется на Бога. Маму зовут Валентина».
   Запись отца Григория: «Ирина. Отдать молитвы Божией Матери на каждый день и час. 13/V-97 г.». Эта запись сделана батюшкой за пять месяцев до его перехода в мир иной.
   Записка от Ирины:
   «Отец Григорий!
   Прошу Вас, помолитесь о рабе Божией Ирине, чтобы Господь укрепил меня, даровал мне мужество, бесстрашие, чтобы я не боялась вражиих козней, уповала на Господа, на Пресвятую Богородицу, не принимала лукавых помыслов, верила в милосердие Божие, верила, что все происходит по воле Божией. Не устрашалась при видениях вражиих, не обращала на них внимания. Верила, что Господь по милосердию свыше моих сил не даст.
   Если будет на то воля Господа нашего Иисуса Христа, да смилостивится Он надо мною, и избавит от сего недуга, спасет и помилует меня. И дарует мне благодать за все, за радости и скорби, благодарить Его. Радоваться в скорбях и иметь только один страх – страх Божий. Не унывать, не отчаиваться, не впадать в тревогу и волнение, а принимать все с верой, любовью, со смирением. И претерпеть все до конца».
   Вторая записка от Ирины, на которой отец Григорий подписал своей рукой дату «24/VII-97 г.»:
   «Отец Григорий!
   Прошу Ваших молитв о р. Божиих Ирине, Иулии, Клавдии, Емилии, чтобы Господь нас укрепил.
   Прошу Ваших молитв о р. Божией Ирине, чтобы Господь вложил в сердце желание, угодное Ему, и устроил все так, как Ему угодно».
   Еще одна записка отцу Григорию:
   «… И еще помолись о болящей Ирине. Это девочка, которая болеет раком руки. Я тебе ее приводила. На них были сильные напасти, какая-то колдунья приходила. Сейчас вроде бы отстала. Хотят, пока есть силы, съездить в Дивеево к Серафиму Саровскому».
* * *
   И еще несколько записок отцу Григорию из 1997 года, принятых им для молитвы накануне своей праведной кончины.
   Батюшка до последних дней нес свой нелегкий священнический крест исповедника православной Христовой веры – молитвенника и ходатая за всех, желающих обрести вечность своей душе и душам родных и близких. Он был уже слаб, особенно летом, ближе к осени 1997 года, но все принимал и принимал в своем домике людей, приходящих к нему с просьбами о заступничестве. Он внимательно, неспеша выслушивал их, делал необходимые пометки на разных кусочках бумаг. Писал размашисто, крупными буквами – характерно! Память его уже подводила, но молиться батюшка не переставал…

   «Отец Григорий. Помолись за раба Божия узника Алексия». На записке пометка: «Писал 8/VII-97 г.».

   «Отец Григорий, простите нас всех и благословите Христа ради. Вымолите нас, грешных».

   «Отец Григорий, помолитесь за р. Б. Владимира.
   Я сейчас без работы, без средств к существованию, в большом искушении. Ради истинного Христа помолитесь. Владимир».

   Записка из Нижнего Тагила, на которой отец Григорий отметил дату: «3 января 1997 года».
   «Добрый день, дорогой отец Григорий и Ваша матушка! Простите и благословите моих ближних и меня, Алевтину из Нижнего Тагила.
   Молитесь за нас, мы совсем погибаем. Мои ближние ничего не знают и не читают. Молюсь очень плохо, кое как. Телевизоры, компьютеры – день и ночь. Никита, 7 лет, после этого кричит, бегает – страшно смотреть. Все внутри болит за них и за себя.
   Не дайте нам погибнуть. Молитвы нет у меня. Если можно, наставьте. Алевтина».

   Из записей отца Григория летом 1997 года:
   «О здравии: Александр (Тобольск), Виктор.
   Просили молиться за них»;
   «О здравии Нины (продукты. Курган)»
   «Людмила, Владислав (муж), Игорь (сын). Просила молиться. 7/VII 97 г. Живет не в Кургане. Просила дать ей что-то духовное»;
   «Тамара, отр. Мария. Путешествующие в Дивеево. 7/VII-97 г.»;
   «О здравии Иоанна, Ольги. Украина. 3/V-97 г.»;
   «Нины, Екатерины. Продукты. 19/8 97 г.»;
   «Молитва на каждый час Спасителю. Просила Светлана… 14/8 97 г.».
* * *
   Запись отца Григория:
   «Омск. О здравии инокини Параскевы, Артемия, иеромонаха Виталия, р. Б. Николая».
   И здесь же, немного наискосок, подписано:
   «Продукты».
   И далее: «Наставления Амвросия Оптинского».
   Благодаря духовных чад за приношения и пожертвования, отец Григорий одаривал их машинописными книжками, которые он сам печатал на своей старенькой печатной машинке. Эти «духовные крупицы», как называл их батюшка, он преподносил избирательно – всегда знал, кому и в какой ответственный момент нужна духовная пища.

   Вот еще строки из записок:
   «О здравии:
   Людмилы, Владислава, Клавдии. 16/8-97 г.».
   И здесь же, как духовное наставление:
   «Молитвы:
   утренняя Спасителю,
   вечерняя,
   Архангелу Михаилу,
   акафист в скорби сущих Спасителю,
   духовные наставления великих подвижников,
   “Путь ко спасению” иеромонаха Арсения».
   Или вот такая записка отца Григория:
   «Церковному работнику Валерию Павловичу. Смолино.
   1. Духовные наставления для прохождения духовной жизни.
   2. Ж. «М. Патриархия», №2 -1979 г. Проповеди.
   3. Ответы на вопросы, какие волнуют душу верующего человека. 22/III 1997 г.»

   Запись отца Григория:
   «Акафист Спасителю покаянный. Ивану. Дрова. 23/IV-97 г.»
   И еще одна запись, месяцем позднее:
   «Иван. Дрова. 23/VII-97 г. Ответы на вопросы, волн[ующие всякого человека – ред.] Наставления духовн. отцов для прохожд[ения духовной жизни – ред.]».
* * *
   Письмо отца Григория:
   «Многоуважаемая Антонина Васильевна!
   Ваше письмо получили. Дай Бог силы телесной вам и в бодрости душевной проходить свой жизненный путь. В уныние не впадайте, старайтесь помнить всегда священные слова: “Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие”.
   За сына Сергея молитесь, старайтесь каждодневно читать псалтирь, хотя по одной кафизме.
   Молитвенно поминаю вас и ваших родных.
   Я, когда открыл свой почтовый ящик, увидел ваше письмо. Оно было распечатано, и в нем вложены деньги, 10 т. рублей. Постарайтесь в письме не посылать денег. С уважением, о. Г. и Н. С. Пономаревы.
   1/VIII 1997 г.».

   Многие знали, что батюшка, часто получая от своих духовных чад разные пожертвования, сам жертвовал нуждающимся людям денежные средства, а нескольким своим чадам помог даже приобрести жилье.
   Раба Божия Лариса, прихожанка смолинского храма, вспоминала, что батюшка незадолго до своего ухода, принимая посетителей, складывал их приношения в отдельное место, куда-то за диван, говоря при этом: «Я уже не смогу это отмолить, у меня нет сил…».
   Он принимал только ту жертву, которую мог отмолить, и в действительности отмаливал: прилежно, добросовестно, со страхом Божиим и упованием, что молитва будет услышана всенепременно.
   Как трогательны его записи:
   «Людмила. Печенье. 28/IХ 97 г.»;
   «…Дьякон Игорь рубашку подарил. 20/V-97 г.»;
   «Екатерина… Свечка. 24/ХII-96 г.»;
   «Тамара К… Лекарства. 24/ХII-96 г.»;
   «Нины. Екатерины. Продукты. 19/8-97 г.»;
   «Ксения. Ягоды. 14/8-97 г.»;
   «Надежда. Ягоды. 14/8-97 г.».
   Отец Григорий вымаливал…
* * *
   И опять – записки, записки…
   «Христос Воскресе! Батюшка отец Григорий! Письмо мы Ваше получили. Спаси Вас Господи! И еще просим Ваших молитв о нас, грешных, с Христовым целованием. Рабы Божии Анна, Юлия.
   Доброго здравия и спасения матушке Нине Сергеевне. Сын мой недавно стал иереем Михаилом. За него тоже прошу Вас помолиться перед Господом и Матерью Божией. Простите нас, грешных».

   «Батюшка Григорий! Помолитесь, чтобы мне выйти замуж за верующего, хорошего человека.
   О здравии болящей Софии».

   «Многоуважаемый, дорогой отец Григорий!
   Я Вас очень прошу, помолитесь за моего сына Юрия. Он пьяный каждый день, нигде не работает, я не могу ничего сделать с ним.
   Всего доброго Вам, крепкого здоровья на многая лета. Многая лета, многая лета. Елизавета».
   Подписано отцом Григорием:
   «10 рублей. Молиться о в/п. Юрии».

   Записка из Петухово о упокоении.
   На ней рукой отца Григория отмечены даты чтения им сорокоустов:
   1. 25/II-93 г.
   2. 3/VI – 19/8
   3. 21/8 – 8/ХI
   4. 13/ХI
   Позднее батюшка отметил: «Из Петухово. Пусть еще полежит. Писал 29/I-94 г.».
* * *
   Записи отца Григория:
   «Молиться о скорбящей Марине. Писал 26/VI 97 г.».
   «Геннадий и Наталия Л-вы с детками. Молиться о них».
   «Молиться за Марину. Она живет в Новгороде. Писал 2/I-97г.».
   «О здравии. iеродиакон Симеон. Лебяжье. 25/ХII-96 г. Просьба молиться».
   «Молиться. Александр и Леонид. Молодые парни. 14/VII-97 г.».
* * *
   Запись отца Григория:
   «Ваше Преосвященство!
   Дорогой Архипастырь наш Владыка Михаил!
   Благодарим Вас за поздравления с Великим Праздником Воскресения Христова и добрые пожелания и молитвы за нас. Взаимно и Вам желаем – телесной крепости и успешно трудиться на благо Святой Церкви. Помнящие Вас протоиерей Григорий и матушка Нина Пономаревы. 14/ IV 1996 г.».
* * *
   Среди многочисленных писем и записок сохранилась телеграмма на имя протоиерея Григория Пономарева из Екатеринбурга – от архиепископа Мелхиседека: «Совершение [службы – ред.] в селе Житниковское в праздник Рождества Христова благословляется».
   Дата – 27 декабря 1991 года.
* * *
   Записки, беспристрастные свидетельницы молитвенного предстояния отца Григория, донесли до наших дней память о пастырском подвиге приходского священника – ежедневном и ежечасном, незаметном для окружающих подвиге во исполнение евангельского завета Спасителя: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5; 17).
   «Дорогой отец Григорий! – пишет батюшке родственница матушки Нины Нюся, – помолись за Катю Русинову, из Куртамыша, она упала на грудь и сильно разбилась. И такие боли – ничего поднять не может и шевелиться не может, все болит. Случись что с ней, останутся два инвалида – Таня и Володя.
   Прости, дорогой Гришенька, ты сам очень плохо себя чувствуешь и болеешь, прости за дерзость мою! Хоть немного вздохни о Екатерине. Нюся.»

   Записка отцу Григорию:
   «Дорогому отцу Григорию.
   Помолитесь о здравии, эти люди помогают Чимеевскому храму: болящая Лидия, отроковица Вера…»

   В своих письмах и записках простые люди из разных городов и сел России разделяли со своим духовным отцом все свои радости и печали. Они знали, что батюшка всегда и за всех нелицемерно молился, подтверждая слова Писания: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш… совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе» (2 Фес. 1; 11).
   Он любил людей и стоял в молитве пред Богом (годами!) за всякого просящего и немощного, однажды обратившегося к нему за помощью и поддержкой.

   «Доброго здоровья, батюшка Григорий!
   Я уже к Вам приходила. Меня зовут Людмила. Я сейчас живу в Иваново (Иваново-Вознесенск). Сюда приехала, чтобы помочь моему сыну Игорю переехать к нам. Мой муж находится сейчас в Иваново. А нам с сыном нужно продать квартиру. Я приходила к Вам за советом. У нас документы на квартиру отданы в одну контору. Но пока, прошел месяц, там нет никаких движений… Помолитесь за нас. Я живу здесь с февраля, там муж один. Муж мой много молится и желает служить в Церкви. Благословите его, Батюшка Григорий. Мой муж Владислав.
   Благодарим Вас, Батюшка, за Ваши молитвы, простите нас, грешных».

   «Многоуважаемый отец Григорий, матушка Нина Сергеевна и Оленька! – пишет из села Пески Целинного района раба Божия Анна. – Кланяюсь я вам всем и желаю телесного здравия и душевного спасения. Отцу Григорию – быстрейшего выздоровления приимите от моего имени немножко.
   Я мечтала к вам наведаться, но мне дети и внуки связали ноги и руки; организации, где они работали, закрыли, и они ко мне их привезли.
   Простите меня ради Истинного Христа!
   Порадуйтеся с нами! У нас в Целинном открыли дом моления. В праздник Петра и Павла – обновили; было богослужение, были певчие от вас. Конечно, нам очень трудно пока, на первых порах. Но надеяться будем на Божию милость, что нам отдадут настоящую церковь. А это будет долго длиться.
   Да слава Богу и за дом моления.
   Будьте здоровы, всего вам доброго. С глубоким к вам уважением. Анна из Песков Целинного района».
   Внизу письма отец Григорий приписал:
   «50 р.
   14/VII-97 г.».
   Он молился…
* * *
   Совершенно неожиданно вниманию предстала открытка отца Григория от 11 октября 1981 года с трогательными словами, теперь уже канувшими в Лету:
   «Дорогая моя Нинонька!
   Поздравляю тебя с Днем рождения!
   Сердечно желаю здоровья, крепости и твердости душевной, мужественно встречать все жизненные трудности! Матерь Божия да хранит тебя под Своим чудным, святым покровом!
   Я здоров – жди 14/Х. Целую. Гриша».
   Конечно, ее сохранила для нас с вами матушка Нина Сергеевна.
* * *
   Перед нами записка от духовной дочери отца Григория, текст которой приводится полностью.
   «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий!
   Бог-Отец, Бог-Дух Святой!
   Пресвятая, Пречистая Божия Матерь Мария!
   Все Архангелы, Ангелы, все святые угодники!
   Святителе отче Николае!
   Я от всего своего сердца со слезами благодарности, коленопреклоненно прошу услышать мою благодарственную молитву всем Вам.
   В моей жизни было много и хорошего, и плохого: и счастья, невыразимого словами, и горя – чернее ночи, но я всегда уповаю на Вас. Конечно, мой слабый и невоспитанный дух часто меня приводит в уныние, с которым так трудно бороться. Беды от меня пока не отступают, но я твердо верю, что, значит, так нужно. Ими Господь проверяет мою веру. Или я получаю должное по делам и мыслям моим.
   Конечно, я пытаюсь не роптать, но человек слаб, и я очень часто прошу убавить, уничтожить мои страдания, хотя искренний и разумный христианин должен благодарить за страдания, а я не могу. В этом моя слабость и недостаток, помимо массы всех остальных прочих, о коих я даже не говорю сейчас. Всякий раз, когда я вижу, как мои молитвы почти тут же получают просимое, меня охватывает какой-то трепет и огромная благодарность к Господу нашему, видящему и слышащему все: даже такую песчинку в море людей, как я, и многих-многих, лучше меня…
   Я вижу, что Господь откликается на мои молитвы, и, когда это происходит (вот уже несколько раз!), я чувствую даже какую-то боль в сердце от невыразимой благодарности ко Всевышнему.
   Слава Господу нашему Иисусу Христу!
   Слава Богу-Отцу, Богу-Духу Святому и Пресветлой Пречистой Святой Матери Божией Марии! Аминь».

   «Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем» (3 Ин. 1; 2), – говорит нам сегодня отец Григорий словами Апостола Любви, и мы увидели в записках батюшки живые примеры этого неустанного молитвенного подвига священника, несущего и наш с вами крест – молитву за ближних и родных, которую мы одни не в силах понести.


Рецензии