Михаил Туллер Фрагменты биографии

             Фрагменты биографии.
       Поступай  на вечерний  или  заочный институт, а я тебе дам прописку в Болшево и комнату в общежитии. Будешь  учиться в вечернем или заочном институте, а работать в  моём управлении,   сказал мне начальник УНР полковник Овчаренко, когда я принёс ему  заявление о желании поступать в МИСИ  в  г.  Москва  в 1960г. Его согласие было необходимо, чтобы меня отпустили на экзамены в Москву.
         Я спросил, зная, что у него есть сыновья, а Ваши дети тоже в вечерних  институтах будут учиться?  Он  не подписал разрешение и ушёл в отпуск.
        Дело в том, что после окончания строительного техникума в Киеве я работал год в Павлодаре на строительстве  комбайнового  завода, год   в Краматорске  на строительстве канала Северский Донец – Донбасс  и  три  года  в  стройбате  мастером на разных объектах Московского округа.
          Жил в одной казарме  со  своей ротой, мы работали на различных объектах Московского округа.  Нас перебрасывали всей ротой, со мной в придачу, -   на строительство пионерлагеря для детей военнослужащих под Красноармейском,  административного здания  в Щёлково и на другие объекты.
         Я понимал, что в таких условиях получить достойное  вечернее образование невозможно.
        Подписал нужные мне бумаги Главный инженер управления Абоносимов, с которым у меня были хорошие  отношения.       
        Документы в МИСИ были поданы. В тот год при Н.С.Хрущёве  для поступления в институт  было два потока: Школьники после десятилетки, со свежими и неплохими  знаниями и Производственники ( после армии, с производственным стажем и т. д).   Естественно, разбивка на два потока позволила,  отслужившим в армии,  поступить в  институт, т. к. знания бывших солдат уступали школьникам.
 Кстати, из производственников, в дальнейшем, получились хорошие специалисты.
        В институт  я  поступил,  и первые два года приезжал в свой стройбат  в Болшево, где летом подменял прорабов, уходивших  в отпуск.
       Вечерами зимой работали своей бригадой на пилораме рядом с общежитием и разгружали вагоны  на  Курской товарной.   На жизнь хватало!
       В дальнейшем принимал активное участие в работе  Студенческих  Строительных   Отрядов (ССО).      
               
                Мои должности в ССО
1964 г – Главный инженер студенческого отряда МИФИ в Ерментауском районе Целиноградской области, - 3 место среди отрядов Москвы. Командир отряда – майор Зуев.

1965 г – Главный инженер студенческого отряда МИСИ и студентов Ярославля – в Вишневском  районе Целиноградской области, -  1 место среди отрядов Москвы. Командир отряда – Берензон Герман.

1966г. – Главный инженер  студенческого отряда Москвы в Целиноградской области  численностью  в шесть тысяч человек – 1 место среди всех отрядов, работавших  в Казахстане. Командир отряда – Перевознов А. Ф.
          1967г.- Главный инженер Центрального штаба Всесоюзного Студенческого строительного отряда, численностью 100 тыс. студентов. Командир отряда – Перевознов А. Ф
          После окончания МИСИ в 1965 г. был распределён на работу в ЦНИИПСК.
В 1966г. Горком комсомола Москвы обратился к директору ЦНИИПСК Мельникову Н. П.  с просьбой откомандировать меня для работы в строительных отрядах на полгода. Мельников вызвал меня и сказал :Отказать я горкому не могу, а тебе ничего не мешает отказаться!
         Я ответил, что не хочу подводить тех с которыми я уже сработался , а в ПСК мой уход на полгода никак не отразится. Директору это не понравилось, но он  подписал.
     В горкоме меня назначили главным инженером Московского студенческого отряда численностью 6 тыс. студентов в Целиноградской области.
     Отряд сработал хорошо, без происшествий и занял первое место по целине.
На следующий 1967 год повторилось  то же самое, только статус поменялся.
    По решению ЦК ВЛКСМ  Центральный штаб Студенческих отрядов возглавил Анатолий  Перевознов. Он приехал ко мне   с предложением  занять  должность  Главного инженера. Я отказался.
      ОН приезжал несколько раз (с бутылкой), пришлось согласиться, потому, что я представлял, что нужно делать в первую очередь.
      Перевознов приехал  к Мельникову с письмом от секретаря ЦК  ВЛКСМ.
       Мельников вызвал меня, понял, что я отказываться не буду и подписал приказ об  откомандировании  меня в 1967г. на 9 месяцев в Центральный штаб ССО без
зарплаты в ЦНИИПСК.
      Мне  пришлось создавать инженерную службу Центрального Штаба. Большую помощь  в организации  службы безопасности оказал выпускник  МИСИ  Николай Тимофеев.
      Активная работа инженерной службы Центрального Штаба  ССО привела к  созданию и утверждению  Органами Власти – типового договора между студенческими отрядами и принимающей стороной, а также - освобождению студентов от подоходного налога.Это явилось хорошим подспорьем для студентов.
           Отрядам было разрешено менять  дислокацию в случае невыполнения договора и переходить в другую организацию.
           Следует отметить, что инженерная служба особое внимание обращала на технику безопасности.  С помощью кафедры техники безопасности МИСИ   с активным участием А. Н. Рыльцева  и Н. А.Тимофеева были созданы чёткие инструкции по безопасному ведению работ, по работе с электроинструментами, бетоно – и растворомешалками, по перевозке людей, по организации купания и т. д.
         По приезду отрядов   - почти все члены штаба выезжали в отряды для проверки состояния техники безопасности с правом останавливать работы для устранения недостатков.
       Принятые меры позволили избежать  серьёзных несчастных случаев в отрядах.
       Студенческими отрядами в 1967г.  было  введено в строй 5400 объектов.

    За участие в работе студенческих строительных отрядов я был награждён медалями: «За освоение целинных и залежных земель», «За трудовое  отличие», почётной грамотой Президиума Верховного совета Казахской  ССР  и многими комсомольскими наградами.
        Во времена  СССР работа в отрядах кроме романтики и запаха тайги  давала возможность прилично заработать и затем спокойно учиться до следующего лета без подработок.
       В  ЦНИИПСК им. Мельникова прошёл путь от инженера до зав. Отделом ОПЛК- 3.
       Автор 92 изобретений и более 20 публикаций. За сооружённые объекты награждён званием «Почётный строитель Российской Федерации», шестью медалями  ВДНХ, медалью Российской Академии архитектуры и строительных наук за 2010 год «За  лучший  осуществлённый инженерный проект» - новый стальной каркас скульптурной композиции «Рабочий и колхозница»
       В настоящее время на пенсии и начал писать афоризмы и рассказы. Издал 8 книг,  9ая – в печати.Член РСП.
      
    


Рецензии
Добрый день, Михаил! Увидел Вас на своей страничке и зашел посмотреть на Вашу.
Интересно, у нас с Вами много общего в жизни было связано со студенческими отрядами. Правда я начинал с самостоятельно организованных "шабашек", а потом, до сих пор не знаю, кто шепнул в ЦК ВЛКСМ, и они привлекли меня мастером в студенческие отряды. Один раз это было по институтам физкультуры (строительство спортивных объектов на Сахалине для зимних Олимпийских игр, а второй с отрядом московского института инженеров железнодорожного транспорта, в Забайкалье.
Вы совершенно справедливо пишите: "Во времена СССР работа в отрядах кроме романтики и запаха тайги давала возможность прилично заработать".
Именно так мне удалось заработать на квартиру и машину.
Я с 1943-го, мы похоже одних лет.

Николай Таурин   18.07.2023 16:08     Заявить о нарушении
Спасибо Николай! Я с 1938 года, так что почти одних лет! Отрядами занимался много
лет.Последняя должность (1967 г.) Главный инженер Союзного отряда численностью 100 тысяч чел. Всего доброго! Михаил.

Михаил Туллер   02.08.2023 22:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.