Чайник Рассела

В своей статье 1952 года «Существует ли Бог?» британский ученый и философ Бертран Рассел писал: «Многие верующие ведут себя так, словно не догматикам надлежит доказывать общепринятые постулаты, а наоборот — скептики обязаны их опровергать. Это, безусловно, не так. Если бы я стал утверждать, что между Землёй и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть моё утверждение, добавь я предусмотрительно, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов. Но заяви я далее, что, поскольку моё утверждение невозможно опровергнуть, разумный человек не имеет права сомневаться в его истинности, то мне справедливо указали бы, что я несу чушь. Однако если бы существование такого чайника утверждалось в древних книгах, о его подлинности твердили каждое воскресенье и мысль эту вдалбливали с детства в головы школьников, то неверие в его существование казалось бы странным, а сомневающийся — достойным внимания психиатра в просвещённую эпоху, а ранее — внимания инквизитора».

То есть, Бертран Рассел хотел сказать об этом чайнике, что если «я не верю, что он там есть» — это еще не значит, что «я верю, что там его нет».

Но Бертран Рассел не знал, что…


...Около четырех миллиардов лет назад учёный-любитель по имени Блин (родом из шарового звёздного скопления Геркулеса) бороздил на своем корабле просторы Галактики в поиске планет, пригодных для жизни. Его мечтой было найти такую планету  и заселить ее простейшими организмами, которые, эволюционируя, достигли бы огромного разнообразия форм жизни, из которых некоторые формы достигли бы уровня разума.

Блин облетел огромное количество звезд с их планетными системами — и совершенно безуспешно... Ни одна из них пригодной для жизни не была. Но  когда он подлетел к третьей планете системы очередного жёлтого карлика, бортовой компьютер вывел на монитор переливающееся всеми цветами сообщение: «Возможно, пригодная для жизни планета». Это была наша Земля.

Блин приземлился и начал изучать планету всеми имеющимися средствами в меру всех своих имеющихся знаний. Результат был однозначен: планета пригодна для жизни. Блин заселил в водоемы планеты одноклеточные организмы, которые прекрасно жили и размножались. Бортовой компьютер корабля выдал (после длительных вычислений) расчетное время появления разума на планете: порядка четырех миллиардов земных лет. Увидев это на экране, Блин был в восторге: «Всего-то четыре миллиарда земных лет! Да здесь будет разумная жизнь еще до того, как мой старшенький достигнет совершеннолетия! Подарю ему на совершеннолетие эту планету!»

На радостях Блин достал из кладовки своего корабля ящик алкоголя. Он бросил пить очень давно и пил только воду и чай, ибо врачи сообщили ему, что алкоголь может его убить. Но радость по поводу успешной миссии была очень велика — и он решил это отметить. Он сказал себе: «Да вот рюмочку и всё». Однако за рюмочкой последовала вторая, потом стакан, потом бутылка, потом другая… Блин уже не мог остановиться. Он завершал заселение планеты в пьяном виде, не давая себе протрезветь.

Когда же все запланированные мероприятия по заселению планеты были завершены, еле держащийся на ногах Блин сел в корабль и нажал кнопку «Возвращение домой в режиме автопилота». Покинув Землю, Блин откупорил еще одну бутылку — за возвращение домой. Однако ему вдруг стало очень плохо, показалось даже, что он умирает. Немного оклемавшись, он окончательно решил окончательно бросить пить. «Ничего не буду пить - даже чай! Отныне только чистую воду! И старшему сыну на день совершеннолетия подарю не только планету, но и трезвого отца!»

Приняв такое решение, Блин выбросил в мусоропровод корабля весь алкоголь на борту, все запасы чая и даже свой любимый фарфоровый чайник. Потом нажал на кнопку выброса мусора за пределы корабля. За иллюминатором проплыл чайник… Корабль находился тогда между Землей и Марсом… Корабль летел домой.


Рецензии