Научно-педагогические основы

Николай Яковлевич Кириленко - советский и российский учёный в области механики, экологии, педагогики, психологии, академик Российской академии естественных наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Московской области, лауреат Национальной экологической премии «Экомир», Международной экологической премии «EcoWorld», Международной премии им. М. Нострадамуса, специальный диплом им. Н.И. Вавилова Международной экологической премии «EcoWorld», почётный учёный Европы, почётный изобретатель Европы, выдающийся натуропат Европы.




НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ



Новое научное направление – «Научно-педагогические основы совершенствования преподавания физико-технических дисциплин в высших учебных заведениях».

Основатель нового научного направления – Кириленко Николай Яковлевич, профессор, академик РАЕН. http://proza.ru/2021/05/03/1005

Новое научное направление входит в состав разработанного фундаментального научного направления «Фундаментальное управление потоками информации, энергии, вещества». http://proza.ru/2022/04/21/675


Новое научное направление разрабатывалось в рамках указанных специальностей:

13.00.08 Теория и методика профессионального образования;

09.00.01 Онтология и теория познания;

01.04.02 Теоретическая физика;

05.02.13 Машины, агрегаты и процессы (по отраслям).


Новое научное направление.

Основной задачей междисциплинарного обучения физико-техническим дисциплинам является развитие следующих составляющих познания обучающихся: целостной картины мира и системного мышления; широких познавательных интересов; творческой личности; способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе; коммуникативных умений; различных компетентностей.

В современных условиях, когда появляются всё более сложные меж- и трансдисциплинарные комплексы фундаментальных знаний, встаёт насущная задача ориентации личности, постоянного создания себя. Обучающийся – это активный конструктор личности и своего окружения, а фундаментальное обучение есть процедура пробуждения внутренних сил и возможностей обучающегося, совместная творческая деятельность преподавателя и обучающегося.

Одним из путей реализации упомянутых целей при естественнонаучном обучении является использование современных методов синергетики – науки о системных междисциплинарных исследованиях и целостных саморегулирующихся и саморазвивающихся системах в учебном моделировании. Главное – уметь находить путь к знанию, решению и уметь делать на этом пути определённые шаги.

Важнейшей задачей является формирование у обучающихся знаний, качественной характеристикой которых является системность в изучении мироздания. Она достигается, прежде всего, соответствующими способами построения содержания. Сущность системного подхода в обучении заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Фундаментальность обучения предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научной революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в его жизни и деятельности изменений. Фундаментальные естественнонаучные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют к мышлению человека.

Важны при обучении прикладная направленность, получение практических навыков, понимание условий и способов применения полученных фундаментальных знаний, так как они расширяют диапазон возможностей и обогащают личный опыт, делают теоретические знания более основательными и востребованными в повседневной жизни.

Разработан комплекс фундаментальных обучающих ресурсов совершенствования преподавания физико-технических дисциплин в высших учебных заведениях (см. «Методические основы совершенствования преподавания физико-технических дисциплин в высших учебных заведениях». http://proza.ru/2022/07/12/1101).


Научные премии и почётные звания:

- почётное звание – «Основатель научного направления "Научно-педагогические основы совершенствования физико-технических дисциплин в высших учебных заведениях"» (2022);

- медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических и психологических наук» Министерства образования РФ – за разработку научно-педагогических основ совершенствования преподавания физико-технических дисциплин в высших военных учебных заведениях (2001);

- лауреат Международной экологической премии „EcoWorld“ – за разработку комплексной экологической политики в области формирования психологического здоровья человека (2019), – за разработку научных основ нравственно-духовного развития личности (2021);

- лауреат Национальной экологической премии „ЭкоМир“ – за разработку и внедрение комплекса эффективных методов и средств управления экологической безопасностью процессов струйного истечения в оборонной технике и конверсионных технологиях (2007);

- лауреат Российской академии естественных наук «Во славу и пользу Отечеству» – за разработку научных основ и комплекса эффективных методов и средств управления струйным истечением в объектах техники (2004);

- лауреат Международной премии им. М. Нострадамуса (Европейское научное общество) – за разработку и внедрение комплекса эффективных методов и средств управления экологической безопасностью технологических систем жизнеобеспечения (2014);

- специальный диплом им. Н. И. Вавилова Международной экологической премии „EcoWorld“ – за разработку и внедрение экологически безопасных технологий орошения на сложном рельефе (2018);

- диплом Национальной экологической премии „ЭкоМир“ – за разработку и внедрение комплекса эффективных экологически безопасных технологий полива (2005);

- лауреат Всесоюзного конкурса студенческих научных работ – за исследование газодинамических процессов истечения газов летательных аппаратов (1972).


Список научных трудов

Кириленко Н.Я. Методические основы совершенствования преподавания физико-технических дисциплин в высших учебных заведениях. http://proza.ru/2022/07/12/1101.

Кириленко Н.Я. О путях активизации познавательной деятельности при изучении физических процессов / В кн.: Инновационные технологии организации обучения инженеров-строителей.  – Пенза. ПГАСИ. 1996.

Кириленко Н.Я. О прикладной направленности обучения на кафедре физики и механики / Материалы научно-методической конференции «Проблемы разработки и внедрения в образовательный процесс методов и форм обучения, активизирующих познавательную активность курсантов». – Коломна: КФ ВАУ, 1996.

Кириленко Н.Я. Системный подход в изучении физических процессов / Материалы Международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании». – Новосибирск: НГУ, 1996.

Кириленко Н.Я. О формировании и развитии у студентов современного целостного мышления / Материалы научно-практической конференции «Народное образование в XXI веке». – М.: МПУ, 2001.

Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Применение физических эффектов и явлений в струйной технике. – Коломна: КФ ВАУ, 1993.

Кириленко Н.Я. Применение физических эффектов гидромеханики в технике. – Коломна: КФ ВАУ, 1996.

Кириленко Н.Я. Применение физических эффектов механики в технике. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.

Кириленко Н.Я. Электромагнитные явления в технике. – Коломна: КФ ВАУ, 1998.

Кириленко Н.Я. Применение физических эффектов при разработке технических решений. – Коломна: КФ ВАУ, 2000.

Кириленко Н.Я. Физические явления в теплотехнике. – Коломна: КФ ВАУ, 2001.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучные основы современных технологий и техники. – Коломна: КГПИ, 2002.

Кириленко Н.Я. Концепции естествознания. – Информационный интернет-портал «Традиция».


Рецензии