Земное и небесное в капелле Медичи Микеланжело

(Перед прочтением желательно посмотреть видео, задав в поиске YouTube "ФЛОРЕНЦИЯ Сан Лоренцо Капелла Медичи")

                Введение

В архитектурно-скульптурном ансамбле  капеллы Медичи  Микеланжело очень  стройно выразил свой религиозно-философский взгляд на жизнь и её смысл. Стены капелы он украсил декоративными фасадами домов, превратив её в подобие идеальной городской площади, на которой он начинает свою «проповедь» на языке скульптурных  аллегорий и архитектурных символов.

               1. Архитектурная символика
 
Внизу пространство капеллы образует квадрат, который символизирует замкнутость и ограниченность земного существования. Наверху этот квадрат переходит в большой светлый круг купола, символизирующий вечную, совершенную жизнь.  Переходом от квадрата к кругу служат четыре большие дугообразные арки в виде полукругов.  Большой круг купола изящно обрамлён четырьмя малыми кругами, которые как совершенные души прилепились к вечной жизни.

               2. Символика фигур Ночи, Дня, Вечера и Утра

В нижней части капеллы внутри этого квадрата, по двум его краям  находятся фигуры Ночи и Дня с одной стороны и  Вечера и Утра с другой, символизирующие четыре естественные состояния земного бытия: сон, бодрствование, засыпание и пробуждение.  Микеланжело своими  скульптурами тонко намекает на несовершенство этих состояний. Вечер смертельно устал, Утро не хочет окончательно пробуждаться, Ночь находится в неудобной для сна позе, а День недоволен или испуган чем-то потревожившим его. Более того их положение на крышках саркофагов очень ненадёжно. Они медленно соскальзывают с их покатых краёв, и в любой момент могут навсегда кануть в поток  времени*, который, по замыслу гениального скульптора, должны были изображать большие фигуры «рек», лежащие на полу под саркофагами. Они так и не были созданы.

Микеланжело тем самым показывает, из чего состоит наша естественная жизнь. Из четырёх несовершенных и недолговечных  состояний, которые лукаво привлекают нас своей обманчивой плотской красотой.  Самое отрадное из них – это сон, потому что только у ночи, олицетворяющей его, мы видим умиротворённое выражение лица.  Эти физические проявления нашего земного бытия как крупные капли  сползут с саркофагов и исчезнут в потоке истории. А от земной жизни человека останется лишь один гробовой прах.

               3. Символика фигур Джулиано и Лоренцо
 
Что может возвысить человека над этим преходящим состоянием?  Его внешняя и внутренняя деятельность, символами которой являются фигуры Деятеля  (Джулиано)  и Мыслителя (Лоренцо). Они царственно сидят в нишах над саркофагами и фигурами времени суток, почти выходя из пространства квадрата этой ограниченной жизни. Они -  выражение самого благородства.  Взгляды их направлены к другой стене капеллы, где находится скульптура   Девы Марии с младенцем Иисусом («Мадонна Медичи»), а по бокам её святые врачи Косма и Дамиан, молитвенно обращённые к ней. (За их спинами должна была находиться фреска, изображающая Воскресение Христово).
 
Микеланжело тем самым показывает, что только внешняя и внутрення деятельность  ради Христа может  возвысить человека над несовершенством этого  бренного бытия, даровав ему жизнь вечную, символом которой является круглый  купол капеллы, изящно усеянный нишами,  намекающими на  небесные обители.**

Деятель всем своим видом выражает решительность, с которой он готов приступить к выполнению  дел, план которых начертан в свитке лежащем у него  на коленях.

Поза Мыслителя полна глубокой задумчивости. Рука, в которой он держит кошель, поднята к лицу и опирается на ларец, стоящий на колене.  Обратите внимание как  указательный палец изогнутый над верхней губой изящно подчёркивает эту задумчивость. Так скульптор выражает зарождающуюся мысль, что истинным сокровищем, которое не обманет, являются добрые дела, совершённые ради Господа. Его задумчивый взгляд, обращёный в сторону Мадонны с младенцем Христом не даёт в этом усомниться.

Так в этой скульптуре символично раскрываются слова Господа "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе" (Мф.6:19-20). Кроме того в фигуре Мыслителя угадываются и другие слова Спасителя: "Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители."(Лк. 16:9)

Благородные  лица  Деятеля  и Мыслителя являются вершинами двух треугольников, образованных фигурами герцогов и скульптурами лежащих под ними Ночи и Дня, Вечера и Утра. Тем самым подчёркивается, что они возносятся над своей плотской природой. Взгляды же их указывают на их духовную цель. Это не реальные Джулиано и Лоренцо, не влюбчивый рыцарь и хитроумный политический деятель, которыми они были в земной жизни. Это герцоги Духа! В них есть что-то ангельское.

                4. Гармоничная связь между архитектурной символикой и значением скульптур.

Так по замыслу Микеланжело посетитель, осмотрев скульптуры  усыпальницы  и подняв глаза к куполу,  восходит  от понимания природы плотской жизни к пониманию жизни духовной, через деятельную и созерцательную жизнь ради Господа, в которой истинное, духовное  благородство. Ведь не случайно скульптор носил ангельское имя.

                5. Символическое указание скульптора на тайный смысл его творения.

У левой руки Ночи скульптор изваял маску с изображением, похожим на его собственный портрет. А у левой её ноги он изобразил сову, не только спутницу ночи, но и символ мудрости. Тем самым он тайно выразил мысль, что вся капелла это выражение духовной мудрости, в которую он решил посвятить её посетителей. Итак, маска и сова являются подсказкой:  «Всё изображённое  мною здесь является аллегорической маской под которой скрывается глубокий духовный смысл, разгадать который призвана мудрость.»

Какая глубина, какая стройность и какая ясность!***

--------------
* Тем самым они как бы говорят нам:

"Скользим мы бездны на краю,
В которую стремглав свалимся" (Г.Р. Державин).

** Итак, для достижения духовного совершенства одной веры недостаточно, необходимы внешние и внутренние дела веры, ибо «Вера без дел мертва».

*** Здесь перефразируются слова Пушкина: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» 


Рецензии
Спасибо огромное,Владислав, за
прекрасную работу!
С искренним уважением-

Галина Преториус   31.07.2022 08:53     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо, Галина. Ваш отзыв меня очень обрадовал.
С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   31.07.2022 12:15   Заявить о нарушении
Добрый день, Владислав!
Думаю, Вам будет интересно
прочитать у Павла Лосева "Микеланджело Буонарроти".
Только то, что в конце списка произведений.
С симпатией-

Галина Преториус   31.07.2022 12:44   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Галина.

Спасибо за предложение. С большим интересом познакомился со стихами Павла Лосева о жизни и творчестве Микеланжело. Особенно выделил для себя:

"Бессильна живопись, да и ваянья,
Когда душа устремлена лишь к Богу
И на кресте распятому объятью."

Ещё не раз буду возвращаться к этому произведению, чтобы понять его глубже.

С теплом и уваженеим,

Владислав Плеханов   31.07.2022 15:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.