Безлошадный ковбой

                БЕЗЛОШАДНЫЙ КОВБОЙ
Недавно мой младший внук меня приятно удивил,изъявив желание подработать во внеурочное время и очень расстроился, когда узнал, что это возможно только по достижении 14-летнего возраста.Теперь он с нетерпением ждет «совершеннолетия»,чтобы реализовать свое желание
.
А я вспомнил,как начинал свою трудовую жизнь.
В то время,о котором пойдет речь,слово «ковбой» было мало известно и  в русском языке практически не употреблялось,ввиду его американского происхождения. Дословный перевод с английского звучит как «коровий мальчик», т.е. тот, который пасет коров, что соответствует русскому «пастух».
В детстве мне пришлось освоить эту редкую профессию, о «ковбойском» детстве мой рассказ.

Итак,лето 1959 года,я окончил начальную школу,мне было уже почти 12 лет(я родился в августе),  в семье я  был старшим среди пятерых детей. Жили бедно,но не голодали, благодаря корове «Фиалке».Молока в доме было достаточно, несмотря на то,что часть молока в виде налога сдавали государству. С детских лет моя любимая еда молочные продукты,особенно ряженка(тогда ее называли квашенкой) и  вареники с творогом. Но это так, между прочим.

Несколько слов о налоге в виде натурального продукта.Существовала норма сдачи молока с каждой коровы,принимали этот налог на молокозаводе,до которого расстояние  было около километра.
Каждый день после вечерней дойки мама наливала в ведро десять литров молока,повязывала сверху чистой марлей, и мы с братом(мне 11 лет,ему-9) вдвоем несли это ведро на молокозавод.П
Перед заводом на зеленой лужайке женщина в белом
халате принимала молоко, молокомером измеряла его объем и делала учетную запись в специальной книжечке,которую мы приносили с собой.По возвращении домой мы эту книжечку показывали маме,которая объявляла сколько еще осталось сдавать молока.

Но однажды случился несчастный случай,который мы в силу своего возраста восприняли как трагедию: по дороге кто-то из нас споткнулся о пенек,ведро опрокинулось и молоко вылилось на пыльную дорогу.Мы с братом испытали шок,посидели,всплакнули и решили  маме ничего не говорить,чтобы ее не огорчать,да и самим чтоб не досталось «на орехи». Книжечку молча положили в шкафчик,мама потом удивилась,почему в ней не хватает десять литров молока. С тех пор прошло 60 лет,а мне до сих пор стыдно за этот случай и жалко пролитого молока.
А между тем сам собой встал вопрос о том, что старшенькому уже пора идти зарабатывать.Но куда? И тут подвернулся случай-местному пастуху понадобился помощник, так называемый подпасок(чем ни маленький ковбой!?).Родители договорились о зарплате и в одно прекрасное утро в 5 часов мать меня за руку отвела на работу «в череду»,так началась моя «ковбойская»(только без лошади) жизнь.
Зарплату пастух положил мне 120 рублей в месяц в деньгах 1947 года,что считалось не плохо,но учитывая,что рабочий день длился 12 часов,так и не очень хорошо.Стадо составляло 100 голов,за работу пастуху платили 5 рублей в месяц.
 
Надо сказать что в те хрущевские времена наша славная КПСС с целью ускорения построения коммунизма твердой рукой проводила курс на ликвидацию частного поголовья крупного рогатого скота, принуждая сдавать коров в колхозы. Нашу многодетную семью власть пощадила,кормилица «Фиалка» осталась дома.
Народ всячески сопротивлялся,но власть ни мытьем,так катаньем пыталась добиться своего: распахали все общественные выпасы скота,луга до самого уреза водоемов,оставив только неудобья.Поэтому стада приходилось пасти на косогорах,на стерне после уборки зерновых,в лесополосах,что усложняло и без того нелегкий труд пастухов.Хорошо,что еще не запрещали поить животных из Кубани.
А траву для сена косили серпами в лесополосах,но это отдельная поэма о рабском труде.

Работа подпаска была не сложной,но хлопотной.Надо было остерегать стадо от «потравы» колхозных полей,частных огородов.Особое внимание требовалось при прогоне стада через железнодорожный переезд.
Целый день на ногах,чтобы успевать приходилось бегать вдоль охраняемых полей, то есть то,что ковбой делает сидя на лошади,то я- на своих двоих.Зато научился очень быстро бегать.

В полдень гнали скот на водопой и обеденную дойку на Кубань.Туда же мать приносила мне обед,как правило,хлеб, два яйца и бутылку молока. После дойки  стадо и «ковбои» два часа отдыхали,затем снова на выпас и к 7 часам вечера возвращались к месту сбора,где хозяева разбирали коров по домам.Вот такой не сложный алгоритм действийпод палящим кубанским солнцем,а иногда и ливнями с грозами.

В первый же день я получил «производственную» травму в виде многочисленных ссадин и царапин на ногах, так как был босиком. После этого мать заняла у соседки десять рублей и купила мне чувяки(кирзовые тапки).Жить стало веселее. Из одежды на мне были только трусы(тогда все дети так бегали),бронзовый загар  покрывал все тело ,волосы выгорели и стали белыми как сметана,облезлый нос и голени в многочисленных ссадинах дополняли «ковбойский» образ.
Мой начальник,дядя Вася,мужчина лет пятидесяти,приезжий с семьей из Беларуссии,был строгим,но справедливым.Говорил с смешным беларусским акцентом,но матерился без акцента.В области ненормативной лексики дядя Вася был непревзойденный талант, он дал мне первые познания в этой области, которые я успешно усвоил и на практике применял в отношении крупного рогатого скота. Среди своих сверстников  по этой части я был в авторитете и охотно делился с ними новым словарным запасом.

Рабочий инструмент был простым,но эффективным: у дяди Васи толстый плетеный кожаный кнут,который он носил перекинув через плечо,и тот смешно волочился по дорожной пыли.Однажды я нечаянно на него наступил и получил внеочередной урок нецензурной лексики.
Мне в качестве рабочего инструмента дядя Вася вручил палку с набалдашником и резной рукояткой,которую уже через несколько дней я освоил и,в целях воспитания ловко бросал в животных,нарушающих порядок.Это напоминало метаниебумеранга(только без возврата),каждый бросок озвучивался цитатами из лексикона дяди Васи. Остается удивляться,что случаев травмирования животных не было,видно детская рука легкая и не наносила вреда коровкам, да и злобы по отношению к ним не было.

В моей «ковбойской» практике были и моменты опасные для жизни. Однажды в поле наше стадо застала страшная гроза: лило как из ведра, молнии в нескольких метрах вонзались в землю, оглушающий гром вызывал неописуемый ужас. И спрятаться негде, так страшно мне в жизни не было никогда. Коровы сбились в кучу, а я по примеру дяди Васи спрятался под брюхо одной из буренок.
Между тем настало время обеденной дойки, и мы, не имея понятия о правилах электробезопасности, погнали стадо вдоль автодороги, прямо под линией электропередач, не подозревая  о грозящей смертельной опасности ,так как молнии продолжали свой фейерверк.
Но Бог нас миловал и мы, перейдя через железнодорожный переезд по косогору спустились  к месту водопоя на реке Кубань. Там нас уже ждали женщины ,у некоторых на голове вместо плащей находились пустые мешки в виде капюшонов.Такой же «плащ» надела на меня моя мама. Интересно то,что после таких водных процедур я даже не чихнул.
Прошел июнь, я получил первую зарплату и почувствовал себя взрослым,сверстники мне завидывали. Проработав еще месяц, я в августе ушел в «отпуск» и в пятый класс пошел в одежде купленной на свои кровные.
На следующее лето я также работал в той же «должности», и дядя Вася  повысил мне зарплату до 180 рублей, видно  ему понравилась моя работа.

                Ст.Тбилисская,2020 год.





Рецензии