Реально несуществующее
Под действием гравитации в Столпах творения образуются сгущения, из которых могут родиться звёзды, и это видно с Земли. Среди прочих газопылевых скоплений это скопление обладает рядом уникальных моментов. Во-первых, первые четыре массивные звезды, появившиеся в центре туманности примерно два миллиона лет назад, развеяли её центральную часть и участок со стороны Земли, поэтому частично туманность Орла видна изнутри. А это значит, что мы посвящены в то, что до этого от человека надёжно скрывалось. Во-вторых, обнаруженное в горячей пыли в окрестностях Столпов творения облако позволяет предположить, что оно было образовано ударной волной от взрыва сверхновой звезды, произошедшего около шести тысяч лет назад. Учитывая, что расстояние до самих Столпов творения составляет порядка семи тысяч световых лет, мы можем утверждать, что их уже не существует, но из-за конечной скорости света их разрушение можно будет наблюдать на Земле лишь через тысячу лет. Получается, что мы видим то, чего уже нет.
Иное же название Столпов творения – Слоновьи хоботы. Не так романтично – ни Бога, ни его творения…
Видеть то, чего нет, присуще не столько физике, сколько человеку вообще. Нам так удобнее, потому что это гарантирует выживание. В личной жизни это сводится к следующему правилу: «Мне нравится, когда ты лжёшь, потому что создаётся ощущение, что ничего не изменилось».
Жизнь полна неожиданностей, то есть тем, о чём мы, люди, не знаем. Но это истина прописная, с ней никто не спорил уже с Древней Греции. «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что не существуют». Это сложно закрученное высказывание значит очень простую вещь: пока ты о чём-то не знаешь, это что-то не существует в твоём мире, хотя может существовать реально. И наоборот: если ты имеешь представление о чём-то несуществующем в реальном мире, оно всё равно существует, но только для тебя. Объясняя это, я обычно спрашиваю у студентов:
– Какого рода слово кукебурре?
Все задумываются, кто-нибудь один непременно интересуется:
– А что это?
И он абсолютно прав: в первую очередь нам обязательно надо знать, что это такое.
Я объясняю им, что кукебурре – это такая птица, которая обитает в тропиках и редколесье Австралии, в Новой Зеландии и на Новой Гвинее. Кукебурре знаменита своим хохотом, похожим на человеческий. Она является австралийским эндемиком и по всем вышеуказанным причинам символом этой страны. Есть даже вино, названное именем этой птицы. И всё, теперь студентам от этого никуда не деться: кукебурре прочно и навсегда, возможно, вошла в их жизнь и стала существовать в их несовершенном мире.
Грамматическая неприемлемость, кстати, самого слова породила более понятный флективным языкам вариант кукабара. Так или иначе, знайте, что это одно и то же.
Вот, теперь эта самая кукебурре, она, кстати, женского рода, существует и в вашем мире. Получается, что часть моего мира стала частью вашего мира, я разделила мой мир с вами – теперь это наша с вами общая апперцепционная база. Да мне, в общем-то и не жалко. Забирайте.
Подарю вам ещё несколько слов: ляссе; (фр. lacet – шнурок, тесьма) – узкая лента в книге для закладок страниц, изготовляемая при издании книги; биенна;ле (лат. bis «дважды» + annuus «год») – это событие культурной жизни (фестиваль, выставка, конкурс), проходящее раз в два года; квипрокв; (лат. qui pro quo, буквально – кто вместо кого), недоразумение, возникшее в результате того, что одно лицо, вещь, понятие принято за другое, в переносном смысле – путаница, приключение, необычайное происшествие; бреве (лат. breve – «краткое») – письменное послание папы римского, посвященное второстепенным проблемам церковной и мирской жизни или его личное письмо. Хватит, наверное, пока.
Как пишет Людвиг Витгенштейн, функция истины – это функция порядка. И границы моего языка – это границы моего мира. Моя логика соответствует моему миру; границы моего мира – её границы. О том, что мир мой, свидетельствует то, что границы языка, то есть языка, который я одна понимаю, образуют границы моего мира.
Человек присваивает себе знание о мире через язык и тем самым присваивает себе и весь мир. И если это что-то предметное, что хотя бы можно увидеть, то ладно. А если это добро?
Добро увидеть нельзя.
Свидетельство о публикации №222062801662