Памяти Юры Астахова

       
        10 июня 2020 года на 81-м году жизни после болезни, вызванной коронавирусом, скончался замечательный врач,  главный офтальмолог  нашего города, доктор медицинских наук, профессор, прекрасный человек и педагог (Заслуженный работник высшей школы РФ) Юрий  Сергеевич  Астахов.
        Мы дружили с ним с лета 1955 года, встретившись во время летних каникул в Мартышкино перед  девятым классом  школы, т. е. дружили почти семьдесят лет.
        Учились мы в разных школах, а началась наша дружба с увлечения фотографией. Фотоаппараты у мальчишек в ту пору были далеко не у всех. И мы гордились нашими «Любителями», которые у нынешних коллекционеров музейных редкостей выглядят теперь  как громоздкие неуклюжие коробки. Снимали тогда на широформатную плёнку фирмы «Agfa», которую послевоенная Германия поставляла в Россию. Сами проявляли плёнку и сами делали отпечатки.
        В девятом классе я ещё колебался с выбором будущей профессии, а Юра уже тогда точно знал, что будет врачом. У нас совпадали вкусы на героев кинофильмов и книг, только мой тёзка больше уважал прозу, а я – стихи.
        Вся жизнь Юры  была связана с Ленинградом. Ведь он был блокадником,  учился  и работал тоже здесь, если не принимать во внимание многочисленные выезды на консультации, в том числе в США, где врачей потрясали успехи советской офтальмологии, достигнутые на примитивном, по мнению американцев, медицинском оборудовании.
        Я же после окончания института так много мотался по военным частям, заводам и полигонам, что на встречи с друзьями в Ленинграде времени почти не оставалось. И когда я однажды, уже не будучи связанным с военной профессией, пришёл к Астаховым в гости, его маленький сын Серёжа спросил меня
– Дядя Юра, а почему я Вас раньше не видел?
        Конечно, Юра мне много помогал с лечением всяких хворей и у меня, и у моих детей, а я, вот, смог лишь немного помочь ему в обработке статистических данных, когда он работал ещё над своей кандидатской диссертацией.
        Мы оба не представляли свои дни рождения без участия дорогого старого друга, но в такой торжественный момент, увы, не всегда, в основном из-за меня, оказывались в одном городе. Приходя на День рождения к Юре, я всегда старался порадовать его новыми стихами.
        Из кучи моих стихотворных посвящений Юре ему больше всего понравились юмористические продолжения, навеянные  строками  классиков. Ниже публикую пяток из них

Выхожу  один  я  на  дорогу…
                Михаил  Юрьевич  ЛЕРМОНТОВ               
               
                Выхожу  один  я  на  дорогу…
                Сквозь  туман  кремнистый  путь  блестит.
                Ночь  тиха.  Пустыня  внемлет  богу,
                И  звезда  с  звездою  говорит…

Выхожу  один  я  на  дорогу
Предо  мной  кремнистый  путь  блестит.
Ночь  тиха.  Пустыня  внемлет  богу,
И  звезда  с  звездою  говорит.

Вон  комета  падает,  не  так  ли?
Вижу  я  отчётливо  пустырь…
Мне  Сергеич  дал  глазные  капли –
Мне  теперь  не  нужен  поводырь!


Под портретом Гиппократа
                Владимир  Владимирович  МАЯКОВСКИЙ

                …Я  себя  под  Лениным  чищу,
                Чтобы  плыть  в  революцию  дальше…

Мы  любим  его  как  отца  и  брата.
Такое  не  всяк  сотвори;т,  поверьте:
Он  сочинил  нам  клятву  Гиппократа
Через  сто  лет  после  своей  смерти.

Любуясь  портретом  его  и  видя,
Что  как  врач – в  опережающей  фазе  я,
Осмелюсь  спросить:  «Он  Америку  видел?
И  что  он  вообще  мог  сделать  без  лазера?»

Но  что  говорил  Гиппократ  про  пищу!
Вот  тут  всё  о’кей  без  рекламной  фальши,
Потому  я  морковку  себе  очищу,
Чтобы  видеть  всё  и  лучше  и  дальше.

Морковь – это  стержень  в  нашей  судьбе,
Всех  изысков  она  полезней…
Это  я  знаю  как  начальник  КГБ,
То  есть  Клиники  Глазных  Болезней.



Поголосить  навзрыд…
                Борис  Леонидович  ПАСТЕРНАК

                Февраль.  Достать  чернил  и  плакать,
                Писать  о  феврале  навзрыд…

Уж  февраль,  достать  чернил  и  плакать,
От  души  поголосить  навзрыд…
Сколько  капель  надобно  закапать?
Столько,  сколько  доктор  говорит!

Офтальмологической  таблицы
Нижних  строк  я  прочитать  не  мог.
Это – не  фонтан,  как  говорится,
Это  формируется  бельмо.

Хоть  и  есть  тревожащие  факты,
Взять  меня  не  просто  на  испуг.
Не  боюсь  я  этой  катаракты –
У  меня  Астахов – лучший  друг!


Мама! Глянь-ка из окошка…
                Афанасий Афанасьевич ФЕТ

                Мама! Глянь-ка из окошка,
                Знать, вчера недаром кошка
                Умывала нос…

Мама! Глянь-ка из окошка,
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос.
Грязи нет. Весь двор одело,
Посветлело, побелело,
Видно есть мороз.

Я гляжу на эти факты…
Двор чудесен стал и мил.
Дядя Юра катаракту
Не напрасно удалил.


Идёшь, на меня похожий,
                Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА

                Идёшь, на меня похожий,
                Глаза устремляя вниз.
                Я их опускала тоже,
                Прохожий, остановись!
Идёшь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала тоже,
Прохожий, остановись!

Узнай: лёгкий росчерк лазера
У доктора в К.Г.Б. –
И нет твоего кривоглазия,
И я улыбнусь тебе!

        На его семидесяти девяти летии я прочитал то, что разместил в проза.ру под названием «Старому другу». А к апрелю 2020 года я подготовил новое стихотворение, которое намеревался прочитать в банкетном зале  гостиницы «Ленинград» на торжествах по случаю восьмидесятилетнего Юбилея Юры. Но торжества сорвал проклятый коронавирус, а юбилейное стихотворение, увы, не оказавшееся пророческим, я так и не смог старому другу прочитать.
        Но прочитаю его хотя бы сейчас

           80!

Для инсульта и инфаркта
В наших планах нету мест,
Восемьдесят – это дата,
Как житейский Эверест.

Не грустить нам было чтобы
ДОлжно чётко понимать
Восемьдесят – это опыт.
И пришла пора внедрять!

В мыслях святость, а не скудость.
И, хоть прыть уже не та,
Восемьдесят – это мудрость,
Облачённая в лета.

Чтоб жилось легко, как пелось,
Лет прожитых не боись.
Восемьдесят – это зрелость…
Так что, девки, берегись!

Он  заботы все откинул
И собрал нас неспроста.
Восемьдесят – это стимул,
Чтобы дотянуть до ста!

        Читаю это стихотворение, и мне кажется, что Юра здесь, рядом…


              На иллюстрации профессор Юрий Сергеевич Астахов


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.