Вахрушева Любовь Федоровна. Агрыз

  Черновые варианты. Наброски.
93% россиян не знают историю своего рода дальше прабабушек...
Опросы показывают, что россияне знают историю своей семьи не более, чем на 3 поколения назад, до прадедушек и прабабушек. Это связано с историей страны - в XX веке на Россию обрушилось множество бедствий, разрушивших семейные и дружественные связи.
Люди теряли друг друга, меняли имена и фамилии - после революции любой желающий мог записаться под любым именем со своих слов, переезжали. Часто старшее поколение нарочно скрывало от детей семейную историю, опасаясь преследований.
Это могло быть связано с "пребыванием на оккупированных территориях" или национальной принадлежностью, с социальным происхождением (если оно было не рабоче-крестьянское). Детей учили не задавать лишних вопросов. Эта привычка устоялась. 
И вот как же я была удивлена, когда узнала, что есть в Агрызе женщина, которая в преклонном возрасте решила написать свою династию.
Знакомьтесь: ее зовут Вахрушева Любовь Федоровна.
 Давайте все по порядку.
Все мы любим свою малую родину.    Малую родину мы любим за то, что она родная: это место, где человек родился и вырос, где его семья, родные и друзья. Любовь к ней растет из года в год. Будучи ребенком, ты еще не осознаешь этого.  Помню: любила ходить в школу по улице Г.Камала. Всех жителей этой  части улицы я знала на лицо. На этой улице жила моя одноклассница Сахабиева Анюза,  бабушка и дедушка  моего ученика Муфлиханова Ленара, напротив них жила семья из двух человек: имя матери забыла, а сына звали Ильдар (он рано умер)…Знала всех на лицо, но не знала по имени, не знала, кем они работают – ничего не знала, так проще сказать.
И вот в прошлом году (2021, лето), будучи не молодой мадам, я возле знакомого   крайнего дома  вижу пожилую женщину. Я точно знаю, что там жила всю жизнь «моя   бабушка»: низенькая, худощавая…Этот дом всегда ассоциировался с ней. Куда же делась она, подумала я. Глупый вопрос, понимаю, но смело подхожу к ней и начинаю разговор.  Да, «моя» бабушка умерла, а это ее сноха – Любовь Фёдоровна.

Родилась моя новая знакомая  в Удмуртии, в Можгинском районе, в дер. Кайшур. Замуж вышла в 1961 году за Вахрушева Юрия Петровича  (14.01.1941 – 20.12.2010). Юрий Петрович родился в Агрызском районе, в п.Рождественское. В далеком 1952 году переехали в Агрыз , именно в этот домик на улице К.Гамала.
Сидя во дворе, вели незатейливый разговор.
Вроде пора и уходить. Узнала я, что после смерти свекрови они переехали в родовой дом ее мужа.
И вот тут  Любовь Федоровна меня удивляет своим откровением. Оказывается, на старости лет она решила написать свою родословную. Это ее мечта, которую она лелеяла очень долго.
Когда я спросила ее, а что же такое родословная…Она немного подумала, а потом ответила: «Что такое родословная? Это  поколения одного рода, а род  – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила раскрыть некоторые моменты истории моей семьи».
 Она вынесла большой толстый альбом, развернула и начала рассказывать о своих предках…
Пока только могу написать, что Народная мудрость гласит: без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням.
А я еще и подумала: какой благодарный у нас народ…
Продолжение следует.
Дай Бог, если будет здоровье, приехать в Агрыз и навестить мою «новую знакомую».
Хочется еще разузнать и написать о Куклиной Марии Петровне, которая проработала мед.сестрой в ж.д. поликлинике (она сестра ее мужа), о   Вахрушеве Василии Кузьмиче (надо уточнить : кем он приходится, так как в записях я не уточнила ), который  дошел до Берлина (04.04.1892 – 13.03.1968)
С уважением, Кильметьева Резеда.
28  июня, 2022


Рецензии