Талалихинцы Люфтваффе
Правда, позже выяснилось, что ночные тараны до Талалихина уже совершили три советских лётчика-истребителя. Это, в первую очередь, лейтенант Е. Н. Степанов, который ещё в Испании, в ночь на 25 октября 1937 года таранил итальянский бомбардировщик «Савойя-Маркетти-81». Следующими были старший лейтенант К.П. Оборин, таранивший Хе-111 на подступах к Одессе в ночь на 25 июня 1941 года и старший лейтенант П. В. Еремеев, который при отражении налёта на Москву в ночь с 29 на 30 июля 1941 года таранил Ю-88.
Так получилось, что этим трём лётчикам в своё время не повезло попасть в поле зрения пропагандистов, поэтому о них мало кто слышал. Совсем по-другому развернулись события в отношении Талалихина: за свой ночной таран он, практически сразу же, получил Золотую Звезду Героя, его рассказ о том, как он таранил вражеский самолёт, растиражировали по всем средствам массовой информации, в результате чего Талалихин прославился на всю страну.
В дальнейшем, «по примеру Талалихина», ещё с десяток советских лётчиков совершили ночные тараны. Среди них были: старший лейтенант В. А. Киселёв (в ночь с 10 на 11 августа 1941 года), лейтенант А. Т. Севастьянов (в ночь на 5 ноября 1941 года), старший лейтенант Б. С. Табарчук (в ночь на 8 июня 1943 года), старшие сержанты С. С. Пичугин и И. Ф. Ушкалов (оба в одну ночь с 20 на 21 июня 1943 года), лейтенант А. М. Маврин (в ночь на 16 августа 1943 года), старший лейтенант Н. Л. Часнык (в ночь с 1 на 2 апреля 1944 года) и, вероятно, другие.
Однако не только «Сталинские соколы» таранили вражеские самолёты по ночам, такие случаи бывали и в авиации других стран.
Например, в ночной истребительной авиации Люфтваффе за время второй мировой войны произошло множество столкновений с вражескими самолётами. Однако никто не выдавал их за героические тараны, которые были полной неожиданностью для их невольных участников. Полной информации обо всех подобных случаях пока нет. Тем не менее, некоторые из них известны.
Судя по всему, первый такой случай произошел в ночь 10 на 11 апреля 1941 года, когда в 22 часа 55 минут в 3 км юго-западнее Bessel ночной истребитель Bf 110D-0 из состава 2./NJG.1 столкнулся при атаке с английским бомбардировщиком «Hampden». Раненному пилоту лейтенанту Герману Резе (Hermann Reese) удалось спастись на парашюте, а бортрадист унтер-офицер Вильгельм Ройтцак (Wilhelm Roitczak) погиб.
Примерно так же, в ночь с 21 на 22 июля 1941 года в 1 час 19 минут ночной истребитель Ju 88C-4 из 3./NJG.2 атакуя в районе Baldock (Англия) английский бомбардировщик «Wellington» столкнулся с ним. При этом погиб весь немецкий экипаж: пилот лейтенант Гейнц Фёлькер (Heinz Voelker), бортрадист фельдфебель Андреас Вюрстль (Andreas Wuerstl) и бортстрелок унтер-офицер Герберт Инденбиркен (Herbert Indenbirken).
Трагедией закончился также инцидент в ночь с 11 на 12 октября 1941 года в районе Lincolnshire (Англия). Тогда кавалер Рыцарского креста лейтенант Ганс Ган (Hans Hahn) из 3./NJG.2 на Ju 88C-4 при атаке английского учебного самолёта «Оxford AB 767», случайно столкнулся с ним. Вместе с лейтенантом Ганом погибли бортрадист унтер-офицер Эрнст Гайсслер (Ernst Geissler) и бортстрелок унтер-офицер Гельмут Шайдт (Hellmuth Scheidt). Между прочим, Ган был опытным лётчиком-асом, имевшим на своем счету 13 ночных побед.
В ночь с 19 на 20 мая 1942 года в 2 часа 24 минуты командир отряда 6./NJG.1 обер-лейтенант Фриц Гутецайт (Fritz Gutezeit) на Bf 110E-1 одержал свою вторую и последнюю победу. Атакованный им английский бомбардировщик «Schort Stirling» разлетелся на куски и в его горящее крыло врезался истребитель Гутецайта. Оба самолёта упали в 1 км восточнее аэродрома St. Trond (Бельгия), их экипажи погибли. Кроме Гутецайта погиб также бортрадист фельдфебель Гейнц Янушевски (Heinz Januschewski).
А в ночь с 5 на 6 июня 1942 года в 3 часа 26 минут ночной истребитель Bf 110E-2 из 6./NJG.1 столкнулся северо-западнее Calais (Франция) с английским бомбардировщиком «Schort Stirling», которого атаковал. На этот раз пилот обер-лейтенант Генрих Петерсен (Heinrich Petersen) и бортрадист фельдфебель Людвиг Ляйденбах (Ludwig Leidenbach) отделавшись лишь ранениями.
Столкновение с вражеским самолетом «Halifax» в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года стоило жизни одному из лучших ночников Люфтваффе командиру отряда 3./NJG.1 капитану Рейнгольду Кнаке (Reinhold Knacke). На Bf 110F-4 он сбил в районе Achterveld (Голландия) два 4-х моторных бомбардировщика, но при этом столкнулся с последним из них. Бортрадист фельдфебель Курт Бундрок (Kurt Bundrock) успел благополучно приземлиться на парашюте. А вот Кнаке не посчастливилось: он слишком поздно оставил свой падающий самолет, и его парашют не успел открыться. Посмертно Кнаке был награжден Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Всего на его счету было 44 ночные воздушные победы.
Очередное столкновение немецкого ночного истребителя с бомбардировщиком противника произошло в ночь с 9 на 10 апреля 1943 года, когда в 22 часа 45 минут в районе Elburg (Голландия) Bf 110G-4 из 10./NJG.1 протаранил английский бомбардировщик «Lancaster». Пилоту лейтенанту Оскару Кёстлеру (Oskar Koestler), который погиб, засчитали шестую воздушную победу, а бортрадист унтер-офицер Гейнц Гон (Heinz Hohn) спасся на парашюте.
«Ночные тараны» немецких летчиков происходили и на Восточном фронте. Например, в ночь с 13 на 14 июня 1943 года в районе Керчи (Крым) обер-лейтенант Ганс Янке (Hans Janke) из 10.(Nachtjagd)/ZG.1 довольно долгое время вёл бой с энергично маневрирующим русским бомбардировщиком Ил-4 из состава 5-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка ВВС Черноморского флота. Неожиданно, во время шестой атаки ночной истребитель Bf 110 столкнулся с Ил-4. Раненный пилот обер-лейтенант Ганс Янке (Hans Janke) и бортрадист унтер-офицер Пфеферс (Pfefers) выпрыгнули с парашютами и приводнились в море. Недалеко от них приводнился и командир экипажа советского самолета – капитан Василий Андреев. Все трое были в 5 часов утра подобраны немецким спасательным гидросамолетом До 24. К сожалению, остальные члены советского экипажа – штурман лейтенант Степан Гудзь, воздушные стрелки сержанты Иван Зыбка и Пётр Хоменко – погибли вместе с самолетом.
Всё же большинство невольных столкновений немецких ночников зафиксировано на Западе. Так, в ночь с 8 на 9 июля 1943 года в 15 км юго-восточнее Аvesnes (Франция) ночной истребитель Bf 110G-2 из Stab I./NJG.4 протаранил английский бомбардировщик «Lancaster». Раненный пилот обер-лейтенант Фридрих Граф (Friedrich Graeff) спасся на парашюте, а бортрадист унтер-офицер Генрих Кёлер (Heinrich Koehler) и бортстрелок обер-фельдфебель Пауль Шоерманн (Paul Scheuermann) погибли.
В ночь с 2 на 3 августа 1943 года ночной истребитель Do 217N из 5./NJG.3 столкнулся с английским самолетом в районе Heidе (Германия). Трём немецким летчикам удалось спастись на парашютах из падающего самолета. К сожалению, имена пилота и бортстрелка пока не известны, есть только информация, что бортрадист унтер-офицер Курт Франк (Kurt Frank) был ранен.
Невольным виновником столкновения с вражеским самолетом стал командир отряда 5./NJG.1 капитан Вильгельм Тельге (Wilhelm Telge). В ночь с 31 августа на 1 сентября 1943 года во время налёта союзников на Берлин он сбил сначала один английский бомбардировщик «Schort Stirling», а затем в 00 часов 55 минут в 20 км севернее Luckenwalde (Германия) протаранил внезапно появившийся второй «Schort Stirling». Английский самолет разбился с грузом бомб. У немецкого Bf 110G-4 от удара оторвалось правое крыло, и он тоже упал вместе с капитаном Тельге, который погиб. Кстати, на счету Тельге было 14 воздушных побед. Спасся на парашюте только бортрадист обер-лейтенант Фрейманн (Freymann).
Ещё один случай «ночного тарана» немецких летчиков на Восточном фронте произошел в ночь с 26 на 27 сентября 1943 года. В ту роковую ночь, кавалер Рыцарского креста обер-фельдфебель Йозеф Коциок (Josef Kociok) из 5./NJG.200 столкнулся со сбитым им советским бомбардировщиком Ил-4 в 20 км южнее Керчи (Крым). Немецкий ас выпрыгнул с парашютом из своего Bf 110G-2, однако парашют не раскрылся и Коциок погиб. А вот бортрадисту фельдфебелю Александру Вегергоффу (Alexander Wegerhoff) повезло спастись на парашюте. Посмертно Коциоку было присвоено звание лейтенанта. Всего на его счету было 33 воздушные победы, из них 21 ночью.
Тяжелую утрату из-за столкновения с самолетом противника понесла ночная истребительная авиация Люфтваффе в ночь с 21 на 22 января 1944 года в 23 часа, когда погиб экипаж ночного истребителя He 219A-0 из Stab I./NJG.1 – кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями командир группы капитан Манфред Мойрер (Manfred Meurer) и его бортрадист обер-фельдфебель Герхард Шайбе (Gerhard Scheibe), также награжденный Рыцарским крестом. В ту ночь экипаж одержал свои последние победы, сбив два английских бомбардировщика «Lancaster». Однако при этом их самолет столкнулся с обломками второго бомбардировщика и упал в 20 км восточнее Маgdeburg (Германия). Так в результате случайного «ночного тарана» погиб опытнейший экипаж, на счету которого было 65 ночных воздушных побед, в том числе 40 сбитых четырёхмоторных бомбардировщиков.
В ночь с 27 на 28 января 1944 года в 22 часа 50 минут на высоте 6.000 метров Bf 110G-4 из 3./NJG.1 столкнулся с английским 4-х моторным бомбардировщиком. Произошло это в 16 км юго-западнее Ааchen (Германия). Спастись на парашюте удалось лишь пилоту обер-лейтенанту Вернеру Баке (Werner Baake), а бортрадист унтер-офицер Гейнц Вальдбауэр (Heinz Wаldbauer) погиб.
Следующий случай произошел в ночь с 24 на 25 апреля 1944 года северо-западнее Namur (Бельгия), когда Bf 110G-4 из 11./NJG.1 при атаке английского бомбардировщика столкнулся с ним. Немецкий пилот, чьё имя осталось неизвестным, смог спастись на парашюте. Двое других – бортрадист Карл Кольбенштеттер (Karl Kolbenstetter) и бортстрелок обер-ефрейтор Арнольд Кройцбург (Arnold Creutzburg) – погибли.
Ночью 19 декабря 1944 года капитан Адольф Брефес (Adolf Breves) из NJG.1 во время захода на посадку столкнулся с летевшим наперерез английским истребителем «Mosquito». Несмотря на то, что была оторвана треть левой плоскости Bf 110, Брефесу удалось благополучно посадить свой самолет. Зато английский самолет загорелся и упал на землю вблизи от границы аэродрома.
Интересны и непредсказуемы перипетии судьбы. Так, 15 марта 1945 года командир группы I./NJG.6 майор Герд Фридрих (Gerd Friedrich), за выдающиеся успехи в воздушных боях был награжден Рыцарским крестом. А уже в следующую ночь с 16 на 17 марта 1945 года он погиб. Отражая налёт английской авиации на Нюрнберг, майор Фридрих в 21 час 3 минуты на своем Ju 88G-6 сбил в районе Stuttgart (Германия) бомбардировщик «Lancaster», но при этом столкнулся с ним или с его обломками. Вместе с Фридрихом погиб весь экипаж: лейтенант Альфред Леверенц (Alfred Lewerenrtz), обер-фельдфебель Вильгельм Гисен (Wilhelm Giesen) и унтер-офицер Вернер Мейер (Werner Meyer). Это была последняя 30-я ночная воздушная победа майора Фридриха.
Разумеется, это лишь несколько случаев непроизвольных таранов, на самом деле их было гораздо больше. Кроме того, немецкие ночные истребители зачастую и сами попадали под случайные тараны самолетов противника. Вот лишь несколько таких случаев.
К примеру, в ночь с 14 на 15 марта 1942 года в 22 часа 15 минут северо-западнее Herzogenbosch (Голландия) ночной истребитель Bf 110E-1 из 3./NJG.1 был таранен каким-то английским самолётом. Погиб пилот обер-лейтенант Лудольф Шмитц (Ludolf Schmitz), а раненный бортрадист обер-ефрейтор Вернер Фоняр (Werner Vonjahr) приземлился на парашюте.
Попал под случайный таран английского самолёта в ночь с 3 на 4 октября 1943 года в 3 км северо-восточнее Friesoythe (Германия) ночной истребитель Ju 88C-6 из состава Stab I./NJG.3. Экипаж «ночника» выбросился на парашютах. Однако спаслись только двое – пилот капитан Вальтер Милиус (Walter Milius) и бортрадист обер-фельдфебель Вернер Блазиус (Werner Blasius). А вот бортстрелку не посчастливилось – обер-фельдфебель Вильгельм Маасс (Wilhelm Maass) погиб.
В ночь с 20 на 21 октября 1943 года в районе Кеltenburg (Германия) Bf 110 из 4./NJG.6 тоже был протаранен английским самолётом. При этом погибли пилот штабс-фельдфебель Герхард Герцог (Gerhard Herzog) и бортстрелок унтер-офицер Ганс Вайкер (Hans Weiker), а бортрадист унтер-офицер Шмидт (Schmidt) смог спастись на парашюте. Между прочим, Герцог был опытнейшим пилотом и даже участником войны в Испании, на счету которого было 9 воздушных побед.
Даже самый результативный на то время ас ночной авиации Люфтваффе командир NJG.2 майор Генрих Александр принц цу Зайн-Виттгеншейн (Heinrich Alexander Prinz zu Sayn-Wittgenstein) едва не погиб, когда в его Ju 88С-6 врезался падающий «Lancaster». Этот инцидент произошел в ночь с 20 на 21 января 1944 года юго-западнее Лейпцига (Германия). Сначала всё шло хорошо, майор Виттгеншейн одного за другим сбил сразу три английских бомбардировщика. Вдруг последний сбитый «Lancaster» стал падать прямо на самолет Виттгеншейна и ударил его по правому крылу. Несмотря на повреждения, пилоту удалось произвести посадку на аэродроме. Уже на земле выяснилось, что в результате столкновения ночной истребитель потерял два метра правого крыла и одну из четырех лопастей правого винта. К счастью для немцев, никто из экипажа не пострадал: ни майор Виттгеншейн, ни бортрадист фельдфебель Фридрих Остхаймер (Friedrich Ostheimer), ни бортстрелок унтер-офицер Курт Матцуляйт (Kurt Matzuleit). Правда, майор Виттгеншейн получил лишь короткую отсрочку от смерти. Буквально в следующую ночь он погиб. Всего он успел одержать 83 воздушные победы, за что посмертно был награжден Мечами к Рыцарскому кресту с Дубовыми листьями.
Известен также случай, когда в ночь с 18 на 19 марта 1944 года Bf 110G-4 из Stab I./NJG.6 был протаранен в районе Baumholder (Германия) каким-то ночным истребителем противника. Экипажу повезло и все летчики – пилот обер-лейтенант Гансйорг Биркеншток (Hansjoerg Birkenstock), бортрадист унтер-офицер Вальтер Вельц (Walter Welz) и бортстрелок обер-ефрейтор Курт Мациевски (Kurt Maciejewski) – спаслись на парашютах, хотя и получили ранения.
В общем, если поискать, в различных документальных источниках можно обнаружить информацию ещё о многих подобных инцидентах ночных истребителей Люфтваффе с вражескими самолетами. Однако ни пропагандисты из ведомства Геббельса, ни сами немецкие лётчики, в отличие от «Сталинских соколов», не преподносили подобные случаи в качестве «героических ночных таранов».
Действительно, если тщательно изучить обстоятельства этих ночных таранов, можно убедиться в том, что большинство из них являются совершенно случайными столкновениями самолётов во время боя. Дело в том, что при атаках самолётов противника ночью, из-за крайне плохой видимости, пилоты истребителей зачастую неверно рассчитывали дистанцию и скорость, или не успевали вовремя среагировать на неожиданные и резкие маневры противника.
Разумеется, в ночной истребительной авиации Люфтваффе было также множество случаев столкновений со своими же самолетами, но стоит ли об этом говорить? Ведь здесь даже объяснять ничего не нужно...
Свидетельство о публикации №222062800323
Если в ночной истребительной авиации Люфтваффе были случайные столкновения, то в дневной отнюдь. Дневные истребители немцев часто таранили преднамеренно, что бы уничтожить противника....
Дмитрий Марченко 2 03.08.2022 11:33 Заявить о нарушении
Олег Каминский 03.08.2022 14:42 Заявить о нарушении