От лейтенанта до генерал-лейтенанта за 4 года

Советский Союз был страной невиданных возможностей для карьерного роста, а социальные лифты работали, как нигде. Любая "кухарка" при условии, что у нее имелись силы, способности и стремление учиться, могла стать, если не руководителем государства, то крупным начальником и реализоваться в жизни. Кстати, об этом шла речь у Ленина, что не любая кухарка способна управлять государством, а только овладевшая знанием тех богатств, которые выработало человечество. Но когда Владимира Ильича не стало, его слова переиначили в меру своего понимания.

Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР 22  сентября 1935 года в РККА появились персональные воинские звания, такие как лейтенант, старший лейтенант, капитан. 3 декабря 1935 года после объявления приказа наркомата СССР о воинских званиях младшего офицерского состава началось их присвоение.

Социальные лифты в СССР эффективно работали с самых первых лет советской власти и до конца 80-х годов, когда десятки тысяч сделали ошеломляющую карьеру за небольшой срок. Особенно сильно – с 1917 по 1945 г., чему способствовало небольшое число классных специалистов, а также небезызвестная война.

Но человек, о котором пойдет речь в данной статье, выделяется даже на этом фоне. Зовут его Григорий Пантелеевич Кравченко (1912 – 1943). Теперь он уже практически забыт, но в свое время его имя гремело на всю великую страну! И заслуженно. Безусловно, он был выдающейся личностью и очень рано ушёл из жизни. Но обо всем подробнее...

Григорий Кравченко появился на свет в семье бедняка 12.10.1912 г, в Днепропетровской области. В 1930 году юноша окончил 7 классов и поступил в техникум. По окончанию первого курса был призван в армию, где подал заявление, чтобы его направили в авиацию. Учился в знаменитой Каче, где, как наиболее способного, его оставили летчиком-инструктором. Участвовал в испытаниях новых самолетов и вооружения. За успехи на службе 30 марта 1936 г. ему присвоили звание лейтенанта и наградили орденом "Знак почета".

С середины марта до конца лета 1938 года офицер уже сражался с японцами в Китае. Там он совершил 78 вылетов на истребителе И-16 и сбил 9 самолетов врага. Однако уже старший лейтенант Кравченко был дважды подбит сам. К счастью, он выжил, а за ратные подвиги получил звание майора. В феврале 1939 г. Григорий был удостоен звания Герой СССР под номером 120.

С начала июня 1939 г. в должности командира 22 истребительного полка Кравченко проявил себя у монгольской реки Халхин-Гол. Летчиками 22-го АИП было уничтожено более 100 японских самолетов, как в воздухе, так и на земле. Участвовал в 8 ожесточенных сражениях, уничтожил 4 крылатые машины в группе и 3 лично, в том числе легендарного японского аса Маримото. Кроме того, лётчик принял участие в двух атаках на аэродромы имперцев, где было ликвидировано 32 самолёта врага.

29.08.1939 года офицер снова получил звезду Героя. Кстати, вместе с летчиком Грицевецом Кравченко он стал первым в истории дважды Героем СССР. В ноябре 1939 г. Григорию стал настоящим полковником. В Финскую войну руководил Особой авиагруппой, состоящей из 6 авиаполков. Даже попав в высший командный состав, он лично участвовал во всех самых важных вылетах. В феврале 1940 г. присвоено звание комбриг, в апреле 1940 года – комдив, в июне 1940 г. – генерал-лейтенант.

Таким образом, Кравченко за 4 года и два месяца из обычного лейтенанта дорос до генерал-лейтенанта и командующего ВВС Прибалтийского военного округа, дважды Героем СССР. И всё это случилось ещё до начала ВОВ. Фантастическая карьера! При этом надо отметить, что Григорий непрерывно учился, занимался самообразованием и, конечно же, окончил Высшие командные курсы.

Последний бой.
В начале ВОВ Кравченко – командир 11 авиадивизии. С ноября 1941-го по март 1942-го руководил ВВС 3-й армии Брянского фронта, где его подчиненные сбили 27 самолетов врага, а также уничтожили 610 танков и 3200 автомашин. С июня 1942 года Григорий Пантелеевич командовал, сформированной им 215 ИАД. С начала 1943 г. герой оказался на Волховском фронте, где не переставал лично участвовать в воздушных сражениях. К сожалению, это и сыграло с генералом злую шутку.

23.02.1943 г. комдив возглавил группу самолетов Ла-5 и над Синявскими высотами завязался неравный бой с противником. Кравченко уничтожил Фокке-Вульф 190, но вскоре сам был подбит. Дотянуть до аэродрома он не сумел, покинул пылающий Ла-5, дернул кольцо, но купол парашюта не раскрылся.

"При встрече с истребителями противника в районе Синявино Кравченко вёл бой в составе трёх Ла-5. В воздушном бою его самолёт был подожжён, а сам он ранен в ногу; покинув неуправляемый самолёт на своей территории, парашют не раскрылся, вследствие того, что был перебит вытяжной трос. Прикрывая генерал-лейтенанта авиации Кравченко, два Ла-5 сбиты атакующими истребителями противника, численность истребителей не установлена".
Оперативная сводка штаба 14-й воздушной армии от 23 февраля 1943 г.

Но не только этот случай быстрого роста  в военной карьере  можно привести в качестве примера.  Вот еще один такой быстрый рост по карьерной лестнице.

В Союзе Советских Социалистических Республик в годы репрессий конца 30-х XX века многие младшие офицеры (лейтенанты, старшие лейтенанты, капитаны) РККА и НКВД за четыре года стали генералами.

Так, Аполлонов (Боголюбов) Аркадий Николаевич (1907-1978 гг.), начал делать быструю карьеру в конце 1930-х годов, хотя служил в РККА с 1924 года, а в ОГПУ с 1927 года. Так, только 3 июня 1936 года он получил персональное воинское звание  – капитан, 15 июля 1937 года – майор, 9 марта 1939 года уже получил звание комбриг, минуя  звание полковник, 29 февраля 1940 года присвоено звание комдив.

Командир пограничной школы до июля 1936 года, затем учеба в Академии, с марта 1939 года – заместитель начальника Главного управления пограничных войск НКВД. В советско-финской войне – заместитель командующего армией.

7 мая 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР были установлены воинские звания высшего командного состава Красной Армии. Для общевойсковых командиров вводились следующие звания: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии. 4 июня 1940 года после определенных экзаменов, бывшие комбриги, комдивы, комкоры получили звание генерал-майор.
Так, Аполлонов Аркадий Николаевич 4 июня 1940 года стал генерал-майором.

До Великой Отечественной войны он награжден только орденом Красного Знамени.

В Великую Отечественную войну, генерал-майор (с 20 декабря 1942 года – генерал-лейтенант, с 29 октября 1943 года – генерал-полковник) Аполлонов Аркадий Николаевич с 27 июля 1941 года – начальник Главного управления пограничных войск НКВД СССР, с 31 июля 1941 года – начальник Главного управления внутренних войск НКВД СССР. С 11 марта 1942 года – заместитель наркома внутренних дел СССР по войскам, с 28 февраля 1944 года – начальник Главного управления внутренних войск НКВД СССР. Награжден: орденом Ленина в 1943 году, четырьмя орденами Красного Знамени в 1944 году и трижды в 1945 году, орденом Суворова I степени в 1945 году, орденом Кутузова I степени в 1944 году.

Заключение.
Оппоненты мне могут возразить, что фантастической карьере Кравченко и Апполонова  помог Большой террор, выкосивший тысячи высших командиров Красной армии. Частично соглашусь, несомненно,  репрессии 1937-1938 годов сыграли роль.  Но не стоит забывать и такого факта, что в 1939 году была введена всеобщая воинская обязанность и наша армия и военно-морской флот стали расти численно.  Но во весь рост стала командирская проблема. Если младших командиров стали выпускать военные училища, да и то в недостаточной количестве, то вот командиров среднего звена и уж тем более высшего, можно было получить  из бывших лейтенантов и капитанов.

Но это не отменяет незаурядные способности Григория Пантелеевича, как летчика и командира. Легендарный пилот захоронен в Кремлевской стене. Кроме двух звезд Героя СССР, офицер награжден 5-ю орденами. Он участвовал в четырех войнах, сбил лично 19 самолетов, а по данным западных историков – 20. Несколько менее громкие заслуги у Аркадия Николаевича Апполонова, но в те годы звания и награды не давали за красивые глаза, а только за заслуги.

Великое время рождало Великих людей. Этому способствовала эффективная система социальных лифтов, в основе которой лежала социальная справедливость, где главенствовал принцип: каждому по труду.


Рецензии