Похороны на жирафах
Что угодно можно было подумать про этот снимок, например, что он сделан где-то на отдыхе в крыму, или на представлении в цирке, а может и в заграничной командировке, в которую прадед поехал с коллегами на стажировку. Но, нет, всё совершенно иначе. Оказывается, эта фотография сделана в нашем маленьком провинциальном городке, где все мы живём по сей день, и люди с жирафами на фотографии не праздно развлекаются, а присутствуют на похоронах. Моя почтенная бабуля пробросила вскользь эту информацию, зародив в моём воображении необычайные картины начала прошлого века о традициях предков.
В интернете я практически не нашёл описаний похорон с привлечением жирафов, только сухие факты, например: "на церемонию торжественного прощания корректора второй императорской степени Акимова Афанасия было привлечено три единицы африканских жирафов и один адыгейский шаман". И это всё. Мне, естественно, этого мало и я отправился в городскую библиотеку, где, к моему счастью смог отыскать более конкретные сведения, касающиеся ритуалов тех времён, о которых мы так легко забыли и не интересуемся больше. Прочитав множество статей и очерков, а также жития различных городских мистиков, у меня сложилось определённое видение тех времён, которым я сейчас охотно поделюсь.
Оказывается, не вся страна жила по этим законам и правилам, а только лишь небольшой регион, расположившийся юго-западнее от центра и включавший в свой состав восемь не крупных городов, в числе которых был и наш.
А теперь рассмотрим похороны в простой рабочей семье того времени. Умирает, например, дед, глава семьи. Если перед этим он болел, то родственники уже готовы к расставанию, да и сам дед уходит со спокойным сердцем, не цепляется за жизнь. Как я понял, в то время в этом регионе вероисповедание было совершенно невообразимое для всей остальной страны, которая тогда же отбивала лбом поклоны и упомянала царя в своих молитвах. А в нашем же городе была иная религия, замешанная, как я понял, на уважении к телу человека, почитании природы и космоса. Календарь движения звёздных тел существовал уже тогда и наши родственники знали когда будут болеть, а когда позволительно и браги выпить.
Так вот, умершего деда, значит моют всей семьёй, натирают бальзамами и маслом, со всем уважением. Дед строен и худ, поэтому нечистоты, связанные с мёртвым телом, отсутствуют. В этом регионе вообще не было толстых людей, все питались правильно и были в основном вегетарианцами, как индусы.
Потом тело облачают в белые одежды и кладут в красивый деревянный гроб, который, кстати сказать, каждый человек делает ещё при жизни сам себе. Гроб ставят в большой комнате на стол, вокруг располагается семья, родственники, гости и начинают есть - это первая трапеза. Пьют вино, едят лепёшки и поют песни, об этом я ещё расскажу.
Слёз никто не льёт, потому что смерть для тех людей это совершенно естественный процесс, он встречается с радостью. Два дня гроб стоит в доме и все приходят проститься с телом деда, а также приносят подарки семье, как на праздник. Гости рассказывают истории, связанные с дедом, интересные события, происшествия, а родственники стараются всё записывать.
Это всё, конечно, не кажется необычным, так и сейчас делается в некоторых домах. Но дальше наступает самое интересное. В игру вступает шаманизм, театральные представления и мистификация. Разобраться откуда это пошло я так и не смог, но само по себе происходящее, думаю, было поразительным по своим масштабам. Гроб с телом ставили на телегу, выкрашенную голубым цветом и впрягали в неё жирафов. Откуда жирафы - не знаю, но они везде фигурируют. Телега выезжает на главную улицу и весь город оставляет на время свои дела и выходит проститься с человеком, к тому же все друг друга в те времена мало мальски знали. По бокам от телеги идут молодые девушки и несут длинные ленты синего цвета, которые изображают водный покров. А ближайшие родственники, дети, внуки и прочие - несут перед повозкой с жирафами сплетённую из веток и тканей голову кита. Впереди всей процессии на ходулях, привязанных к ногам, идёт шаман и бьёт в большой бубен. На каждый удар все люди из процессии, а также те, кто стоит вдоль обочины и провожает, говорят слово "харн". Значение его для меня пока загадка. Могилу, кстати, копают сами родственники, они же обкладываю земляные бока ямы сукном и прочими украшениями, при этом не обязательно дорогими. Основная задача создать яркий красивый коридор для ушедшего, чтоб он спокойно и с любовью добрался до пункта назначения.
Если все эти части обряда прошлого века кажутся для меня странными, то о следующем забытом моменте я даже жалею, ведь это, должно быть, красиво. Я говорю про песню. Когда начинают опускать гроб и каждый подходит и кидает горсть земли, оставшийся глава семьи начинает песню, а потом остальные подхватывают. А песня такая:
А как поехал я да на ярмарку
На весёлую на красивую
Да телега моя да с рессорами
И дорога моя была ровная
Дорога светлая да протоптанная
А как люди все да на той ярмарке
Улыбались мне низко кланялись
Знали все там меня все мне радовались
Приглашали к себе да одаривали
И понравилось мне и остался я
Про родных забыл не скучал совсем
И телегу обменял и рубаху сжёг
Да нагой ходил не робел совсем
Но пришла пора мне откланяться
До родных земель до семьи родной
Но телеги нет и рубахи нет
Не уехать мне не избавиться
И остался я да на той ярмарке
Жду к себе гостей дорогих своих
Приходите все да повидаемся
Будем петь плясать да будем радоваться
Не знаю, оригинальный ли это текст, но я представляю, как над раскрытой могилой несколько десятков человек тянут эту грустную песню.
И дальше ещё три дня после похорон семья приглашает гостей и празднует переход своего родственника в новую жизнь.
Царь Николай знал, что в этом регионе царят подобные взгляды на жизнь и смерть. Он закрывал глаза на это, но вот Советская власть не смогла пройти мимо и вычистила из умов людей память об этих ритуалах с помощью ссылок, расстрелов и конфискаций. Все книги и памятные записи были уничтожены.
Свидетельство о публикации №222062800454