находчивость Хазанова спасла судьбу концерта

я не автор 












 не автор





Из книги Александра Митты “Кино между адом и раем”

В 80-е годы Геннадий Хазанов гастролировал в Южной Америке в качестве конферансье бригады тогда еще советских звезд эстрады.  Железный занавес только что раздвинулся, русские были в диковинку, и пятитысячные залы зимних стадионов и дворцов спорта раскупались полностью заранее.

Хазанов должен был открыть концерт.  Естественно, все звезды волнуются.  Дома они – как жи-вые боги, публика встречает аплодисментами. Объяви:  "Поет КОБЗОН!" – ураган встречает на выходе.  А тут на другом конце земли никто о них слыхом не слыхал.  Как запряжешь, так и поедешь. Это информационный минимум, который нам надо узнать в экспозиции.

И сразу к делу – готовим вспышку интереса:  ХАЗАНОВ выучил свой конферанс по-испански.  Кроме этих слов, испанского практически не знает. Следуя выученному тексту, он обращается к аудитории:

— Знаете, кто я?  Думаете, конферансье?  Нет, я выпускник кулинарного техникума…

И следом идут репризы, которые на родине всегда вызывали обвалы смеха, водопады хохота.  Успех гарантирован.

Но тут, в далекой Аргентине, он в образе маниакально застенчивого юноши, известном в России каждому, спрашивает своим прославленным дрожащим голосом: – Знаете, кто я?

И из зала кто-то орет:

— Пe-дик!

Зал оглушительно хохочет.

Все с интересом ждут, что ответит ХАЗАНОВ.  Это и есть вспышка интереса.  Драматическая ситуация перевернула привычный баланс сил. Судьбу концерта определит ответ ХАЗАНОВА.

КОБЗОН, который должен петь сразу после ХАЗАНОВА, кричит из-за кулис:

— Гена, ответь ему!

ХАЗАНОВ, в надежде, что ситуация как-то сама разрешится и он перепрыгнет через эту брешь, повторяет вопрос.  Все промолчат, и концерт привычно покатится по накатанному руслу.

— Знаете, кто я?

— Пeдик! — повторяет неизвестный.

И зал хохочет навзрыд.  Оказывается, это у них традиционная шутка.  Мужественный КОБЗОН воспринимает это как плевок в свое лицо.

— Ответь ему! — кричит он. — Если ты не ответишь, я не смогу петь!

Альтернативный фактор заработал.  Если ХАЗАНОВ немедленно не ответит, он будет в дерьме не только перед зрителями, но и перед своими.  Он должен действовать немедленно.  Счетчик времени включен на секунды.  Он должен действовать с риском и отвагой, интригуя зрителей.  И ХАЗАНОВ прыгает со сцены в зал и решительно идет на голос.  Начинается третий этап – прогрессия усложнения.  Прогрессия усложнений развивается в несколько шагов, она не позволяет размазать конфликт.  Она напрягает его.  Ситуация главного героя должна с каждым шагом ухудшаться.  И она ухудшается.

На сцене артист король и хозяин положения.  Он защищен.  Он выше зрителей.  А в зале он на равных.  Какое на равных!  В чужой стране, почти не зная языка и нравов, он никто.  Все зависит от его находчивости.  Конфликт развивается как импровизация.  Публика напряглась – чистый саспенс. Бой быков – любимое развлечение испанцев.  На этот раз он обещает быть кровавым.  Пятитысяч-ный зал затаил дыхание, слышно только, как каблуки ХАЗАНОВА стучат по бетонному полу.  Остряк все ближе.  И ХАЗАНОВ видит, что это здоровенный детина, по виду мясник со скотобойни.  И этот мясник сжимает кулаки.

Что будет? Драка? Поножовщина? Убийство? Кто знает этих русских из дикой Сибири, с другой стороны земли?!  Может, они оскорбление смывают только кровью? Вот это и есть ориентация структуры по направлению к обязательной сцене.  Схватка противников неизбежна. Только обяза-тельная сцена может разрешить конфликт лицом к лицу, лоб в лоб.  Цель все ближе.  А в голове ХА-ЗАНОВА никаких идей, только одиноко бьется: "Пeдик… пeдик… пe-дик…" И ясно, что зрители иден-тифицируют себя со своим, а не с приезжим артистом.  Пощады не будет.  Герою в обязательной сцене надо победить или умереть в прямой схватке с противником.  Но шансов на победу почти нет.

Что делать?  Оскорбить противника, нарваться на ответный удар, сорвать концерт и попасть в больницу со сломанным носом?  Или плюнуть на самолюбие, снять маску и показать зрителям, что он просто артист.  Риска нет, но и отваги нет.  Это такое же поражение.  Оскорблен выпускник кулинарного техникума, все ждут, что он и сразится.  Но как?  Это кризис: герой должен принять решение – сдаться или бороться с максимальным риском и отвагой.  Герой должен оправдать ожидания зрителей, но совсем не так, как они предполагают.  И герой переходит точку без возврата.

XАЗАНОВ доходит до мясника.  Вот он почти рядом.  Мясник сжал кулаки.  Все затаили дыхание.  А Хазанов прыгает к мяснику на колени, обнимает его и на весь зал застенчиво и нежно говорит в микрофон в образе своего персонажа:

— Надеюсь, ты тоже?

Зал  взрывается хохотом и аплодисментами.  За кулисами ликуют артисты.  Назавтра газеты написали, что ХАЗАНОВ в один миг стал национальным героем.  Не говоря о том, что все артисты имели триумфальный успех.

 


Рецензии