Приобщение из книги Воспоминания

                СВЯТО-ЮРЬЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В НОВГОРОДЕ

                Великий Новгород относится к одним из самых посещаемых городов
           России. Сюда ведут многочисленные туристические маршруты, которые
           рассказывают о становлении и развитии государственности в Древней
           Руси. Здесь проходил знаменитый торговый путь «Из Варяг в греки»,
           сыгравший большую положительную роль в жизни нашей страны.
                Но сейчас я хотела бы отойти в сторону от общей истории города,
           а поговорить о Свято-Юрьевом мужском монастыре. Он расположен
           на берегу Ильмень-озера у истока реки Волхов, на берегах которой и
           раскинулся Господин Великий Новгород.
                Первое упоминание о монастыре в летописи относится к 1119 году.
           Оно связано со строительством на берегу озера Георгиевского собора.
           Еще раньше в 1030 здесь появился монастырь. Это было и духовное
           учреждение, и крепость одновременно. Показывая данный оплот духовной
           мощи северо-запада нарождающейся могучей страны, экскурсоводы
           демонстрируют на плане четкие очертания мощных стен и угловых
           башен. Такие стены могут выдерживать осаду врага, а башни-церкви
           быть центральными оборонительными сооружениями. Монастырь
           назван по имени своего основателя Ярослава Мудрого, который получил
           в крещении имя Георгия. А оно было интерпретировано в Юрия. Под
           этим названием монастырь просуществовал столетия и дошел до наших
           дней обновленным и готовым дальше выполнять свою духовную
           миссию. Он открыт для паломников и экскурсантов. Как правило, все
           приезжающие в Новгород посещают Свято-Юрьев монастырь. Само
           название города связано с основанием монастыря и означает Новый
           город. Новым город был по отношению к княжеской резиденции,
           расположенной на противоположном берегу Волхова. Это место
           сегодня называется Городище. Рядом с этой резиденцией и развивался
           новый центр обитания.
                Вот я стою на берегу Ильмень-озера и любуюсь водным простором,
           представляя себе, как в стародавние времена причаливали к монастырским
           воротам княжеские ладьи. Седой Волхов, приведший к этой земле варягов
           из Старой Ладоги, свято хранит былое и многое уже не узнать, не
           возродить. Тем не менее, потомки сберегли часть истории, создали
           легенды и былины, которые повествуют о прошлом. Таким зримым
           свидетельством старины является также Свято-Юрьев монастырь.
                Этот один из самых древних русских православных монастырей
          стал для меня очень интересным из-за событий, которые здесь
          происходили в девятнадцатом веке. Интересуясь историей Санкт-
          Петербурга, я много читала  братьях Орловых, которые сыграли
          значительную роль в истории России во времена Екатерины Великой.
             При посещении монастыря я неожиданно для себя столкнулась с
          продолжением этой весьма занимательной и трагической истории.

                Несколько раз в моей жизни я посетила Великий Новгород с
          туристическими программами и значит, бывала неоднократно в Свято-
          Юрьевом монастыре. Там я слышала о небывалом расцвете монастыря
          в начале девятнадцатого века, когда царь Александр Первый назначил
          настоятелем монастыря архимандрита Фотия. Пришедший в упадок и
          частично забытый оплот духовной русской жизни возродился и обрел
          былую славу. Сюда снова потянулись многочисленные паломники,
          чтобы поразмыслить о смысле жизни в монастырской тиши, чтобы
          прикоснуться к древней цивилизации, послушать рассказы о Рюрике
          и пройти по ступеням, где по преданиям ступала нога Александра
          Невского.

               Новое неожиданное звучание для меня этот монастырь приобрел,
          когда я узнала, какая роль в возрождении монастыря принадлежит
          наследнице знаменитой династии Орловых. Я имею в виду единственную
          дочь Алексея Григорьевича Орлова, сподвижника Екатерины Великой.
          Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, которая была богатейшей
          наследницей России, стала духовной дочерью архимандрита Фотия.
          Бывшая камер-фрейлина царского двора, не создавшая своей собственной
          семьи по каким-либо видимым причинам, покинула Петербург и
          поселилась рядом с Юрьевым монастырем. Она приобрела большой
          участок земли и обустроила на новом для себя месте усадьбу. Так
          называемая Орловская мыза стала ее постоянным местом жительства.
          Ранее с двенадцатого по восемнадцатый века здесь существовало село
          Витославицы. Его местоположение на южном берегу озера Мячино
          в нескольких километрах от Великого Новгорода находится на пути

          следования в монастырь.
                Название села Витославицы возвратилось сюда, когда в 1964 году
          на этой территории был создан музей народного деревянного зодчества.
          Музей под открытым небом известен теперь не только в России, но и
          за рубежом. В Витославицах можно увидеть древнейшие в России
          деревянные архитектурные памятники. Они относятся к шестнадцатому,
          семнадцатому и восемнадцатому векам и представляют собой жилые и
          хозяйственные постройки. Девятнадцатый век здесь также представлен
          рядом строений. Среди них графский дом Анны Орловой-Чесменской,
          построенный из камня знаменитым архитектором Карло Росси. Этот
          дом находится на своем историческом месте и в нем сегодня размещается
          администрация музея. Остальные деревянные строения были перевезены
          в Витославицы для сохранения культурного наследия архитектурного
          русского зодчества из разных уголков Новгородской области и
          близ расположенных к Новгородчине мест.
              Музей в Витославицах стал площадкой для проведения фольклорных
          фестивалей. Здесь можно купить изделия народных художественных
          промыслов, которые представлены местными ремесленниками в
          большом разнообразии. История создания музея, разнообразие
          архитектурных форм, устройство и убранство деревянных храмов,
          быт и образ жизни крестьянских семей, домашняя утварь являются
          темами местных экскурсоводов. А об Анне Орловой-Чесменской
          упоминают очень редко. Та же самая история и в Свято-Юрьевом
          монастыре, который был в начале девятнадцатого века восстановлен
          практически на деньги графини. Она передала архимандриту Фотию
          огромные суммы денег, полученные ею в наследство от знаменитого
          отца. Почему умная и достойная женщина отказалась от светской жизни
          и выбрала путь духовного преображения, посвятив себя всецело
          православию и материальной поддержке Свято-Юрьева монастыря.
          На этот вопрос предлагается два ответа и, какой из них правильный,
          мне неизвестно. С одной стороны существует мнение, по которому
          графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская хотела вымолить
          прощение своим родным, замешанным в дворцовом перевороте.
          Ее дядя Григорий Григорьевич Орлов был известным фаворитом
          Екатерины Второй, заслужившей позже титул Великой. Он был
          одним из главных фигурантов переворота и возведения на престол своей
          дамы сердца. Его брат, отец графини, Алексей Григорьевич Орлов
          считается виновником гибели, взошедшего на престол после смерти
          царицы Елизаветы Петровны, царя Петра Третьего. Несмотря на
          заслуги перед отечеством, шлейф титула цареубийцы тянулся за
          бравым и отважным офицером всю его оставшуюся жизнь. Эту
          тяжелую ношу после смерти отца взяла на себя его любимая и
          единственная дочь. В 1832 году она перевезла прах отца и его двух
          братьев, Григория Григорьевича и Федора Григорьевича, в Свято-
          Юрьев монастырь. Они там находились более шестидесяти лет. В 1896
          году правнук династии Орловых вернул прах братьев в семейную
          усыпальницу графов Орловых в Подмосковной усадьбе «Отрада».
          В склепе церкви Успения Пресвятой Богородицы братья Орловы
          и их некоторые наследники покоились в медных гробах до 1924 года.

                Но есть еще одна причина, по которой Анна Орлова-Чесменская
          вложила свое наследство в восстановление Свято-Юрьева монастыря.
          По особому мнению, графиня испытала на себе сильное влияние
          духовного лица, известного позже под именем архимандрита Фотия.
          Ответа на вопрос, какова была основа их взаимоотношений, нет. В
          обществе широко распространялось мнение о физической близости
          Фотия с его духовной дочерью. Графиня пережила своего духовника
          на десять лет. Она была похоронена в склепе Георгиевской церкви
          рядом с захоронением Фотия. Можно сказать, что они лежали в одной
          могиле. Графиня составила при жизни завещание, по которому
          практически все ее богатства перешли в пользование нескольким
          монастырям. Родственникам досталась от всего этого малая толика:
          земли в южных областях. За этот дар имя Анны Орловой-Чесменской
          особо выделялось в монастырских молитвах.

                С приходом советской власти Свято-Юрьев монастырь был
          разорен и поруган: исчезли церковные святыни, через выбитые окна
          и порушенную крышу проникал дождь, осыпалась штукатурка, а
          вместе с ней и фрески. Из монастыря ушла жизнь и святость намоленного
          места. Стаи ворон кружились над брошенной святыней и бывшие
          богомольцы, проходя мимо, тайно крестились и утирали невольные
          слезы. Преследование верующих было заложено в основу нового
          атеистического государства.
                В 1932 году были вскрыты захоронения архимандрита Фотия и
           его духовной дочери Анны Орловой-Чесменской. Останки графини
           лежали в неестественной позе, ее одежда была разорвана. Очевидно
           она была похоронена заживо, находясь в летаргическом сне. Молва
           гласит, что несчастная женщина заплатила за грехи своих родственников,
           братьев Орловых. После вскрытия гробницы прах усопших был
           перенесен к Новгородской церкви Благовещения на Мячине. Они быди
           похоронены вместе и точное расположение могилы неизвестно.
                В 2001 году была устроена символическая могила, обозначенная
            скромным деревянным крестом.
                Уничтожение могил, имен, самой истории было типичным для
             постреволюционного времени. Создавалась новая цивилизация, где
            не было места для братьев Орловых, архимандрита Фотия и самой
             Анны Орловой-Чесменской.
                1924 год ознаменовался не слыханным надругательством над
             прахом упокоенных по всей стране. Могилы, склепы и мавзолеи
             вскрывались представителями новой власти в поисках драгоценностей,
             которые украшали одежду захороненных. Новая власть имела большую
            нужду в деньгах, так как после революционных преобразований и
            гражданской войны в стране царил голод. Такие мероприятия проводились
            обычно по ночам.
                Осенней ночью в Подмосковную усадьбу графов Орловых «Отрада»
            приехал отряд чекистов. Из усыпальницы они вынесли медные гробы,
            в которых находились тела членов семьи Орловых, изъяли ценности,
            а останки сожгли на большом костре. Надгробия были разбиты и их
            фрагменты лежат еще и сегодня у ворот усыпальницы. Семья Орловых
            выделялась храбростью на полях сражений, имела и честно заработанные
             награды и заслуги. Но разве это кого-нибудь останавливало в тяжелые 
             и неоднозначные по своей сути времена?

                С таким же безбожным надругательством над прахом умерших я
             столкнулась еще раньше на экскурсии во Всеволожске в Ленинградской
             области. Сами жители этого городка не всегда знают, что название их
             города «Всеволожск» происходит от фамилии Всеволожских. Это была
             одна из богатейших семей России и их имение под Петербургом
             славилось по всей округе гостеприимством, богатством и разными
             нововведениями. Сегодня от этой семьи остался небольшой холмик
             с очень скромным крестом на заброшенном кладбище у оврага. Тем
             не менее памятная табличка, справка в интернете и несколько слов
             экскурсовода объясняют нам, что здесь находятся останки семьи
             Всеволожских, чье имя носит город. Выброшенные из семейной
             усыпальницы и своих гробов, Всеволожские были найдены неравнодушными
            людьми в овраге и тайно с помощью местного священника перезахоронены.
            Значительно позже появилась табличка с указанием, кто здесь упокоен.
                А не коснулась ли вся эта вакханалия и царских захоронений в
            Петро-Павловском соборе в Петербурге? Существовали неясные слухи
            о вскрытии могилы самого Петра Первого, а также других захоронений,
            о переносе гробов в подвал Исаакиевского собора... Сегодня все эти
            досужие мнения, циркулирующие в советское время, в корне пресекаются.

                Исходя из этих данных не надо удивляться, что на вопрос об Анне
         Орловой-Чесменской новые служители Свято-Юрьева монастыря только
         удивленно разводят руками: многие из них о ней даже и не слышали.
         А о том, где находится могила такой знатной и значительной дамы начала
         девятнадцатого века узнать удалось с большим трудом. Из всех встреченных
          мной в Новгороде экскурсоводов, лишь один владел этой информацией.
          По дороге из Свято-Юрьева монастыря назад к историческому центру
          Новгорода, он махнул рукой в сторону церкви Благовещения на Мячине,
          дав краткие пояснения. Появившаяся в интернете информация дополнила
          мои недостающие знания об этой русской женщине, так желавшей
          процветания святыне земли русской, Свято- Юрьеву монастырю.

               С изменением политической и экономической жизни в России
         началось возрождение монастыря. На его территории восстановлены
         часть жилых корпусов с кельями, трапезная, библиотека, гостиница
         для паломников. В архимандритском или Фотиевом корпусе работает
         Духовное училище. А в Георгиевском храме можно купить иконы,
         созданные руками местных мастеров. В первое свое посещение
         монастыря я приобрела две иконы, которые очень люблю и почитаю.
         С воссозданием древнего монастыря появилась здесь новая жизнь,
         новые люди, особый дух святости снова вернулся сюда. Однако мне
         жаль, что имя Анны Орловой-Чесменской еще монастырем не возрождено.
       

               
                АНОМАЛЬНАЯ ЗОНА

                У каждого есть свой путь к богу. Кого-то принесли родители
          младенцем в лоно церкви и окрестили, кого-то привели за ручку, когда
          ребенок уже подрос и мог понимать и осознавать суть происходящего.
          Кто-то будучи уже взрослым, сам осознанно выбрал этот путь.
                Но есть и те, кто выбрал  отрицание бога, стал атеистом, хотя
           и был крещен в детстве и вся родня была верующей и соблюдала все
           церковные обряды и традиции, присущие православию, основной религии
           в нашей стране. Абсолютно согласна, что наша страна много национальна
           и все религии равны. Однако ядром государственности был русский
           православный народ, к которому я сама отношусь и о православии буду         
           в дальнейшем говорить.
                Мои родители были атеистами в атеистической стране, носящей
           гордое название «Советский Союз». Отряхнув со своих ног оковы
           царизма и бесправия, новый режим отказался и от церкви. Многие храмы
           были разграблены, ценности проданы за рубеж или выставлены в музеях
           на всеобщее обозрение. Такому же поруганию подверглись и монастыри.
           Религия в молодой развивающейся стране рассматривалась пособницей
           угнетающего класса. В тех церковных сооружениях, которые уцелели и не
           были взорваны или просто разрушены другим способом, обосновались
           многочисленные склады и базы. Кресты с куполов были сняты, колокола
           со звонниц сброшены и пущены на переплавку. Уцелевшие храмы жили
           почти изолировано от общественной и политической жизни в стране.
           Старая идеология заменялась на новую и выросли целые поколения,
           для которых тема « православие» была просто незнакома.
                Насилие царизма было низвергнуто, но  родилось новое насилие
           над умами и чувствами жителей страны . Ситуация повторилась и в
           девяностые годы: новая смена идеологии принесла новый взгляд на бога
           и  религию. Теперь церкви возвратили то, что уцелело в прошедшие годы.
           И речь идет не только о православии, речь идет о всех религиозных
           конфессиях, одинаково пострадавших за годы советской власти.
               Православие, являясь одной из ветвей христианства, пришло в страну
          с крещением Руси киевским князем Владимиром в 988 году. Широкое
          распространение христианства на Руси в 11 и 12 веках привело к тому,
          что оно стало государственной религией. А что же было до христианства?
          Ответ нам хорошо известен: язычество.
               В годы перестройки и в пост перестроечное время доступ к посещению
          храмов, отправлению религиозных культов стал снова доступен всем
          желающим. Тема снова стала популярной, любимой и хорошо понимаемой
          населением. А вот с проявлениями язычества мы сталкиваемся очень
          редко. Слишком много времени прошло с момента становления на Руси
          христианства.
                Тем не менее один раз в жизни мне пришлось соприкоснуться с этой
          темой. События происходили после 2 000 года, когда правительство России   
          приняло решение о создании на территории страны мемориальных
          кладбищ для перезахоронения солдат Вермахта, погибших во время
          боев в Великую Отечественную войну. Наши власти приняли во внимание
          тот факт, что за могилами советских солдат-победителей ведется в
          Германии тщательный уход. Данное решение было утверждено и
          принято президентом России Владимиром Владимировичем Путиным
          и канцлером Германии Герхардом Шредером. Начались поиски павших
          солдат и офицеров на полях сражений по военным картам, тщательно
          сохраненным немецкой стороной. Каждый солдат Вермахта имел
          именной медальон, в котором хранилась вся информация о погибшем.
                Таким образом были созданы эти кладбища и самым известным
          для меня на северо-западе страны недалеко от Петербурга стало то,
          которое называется «Сологубовка». Так называется деревня, где оно
          находится. Будучи по профессии учителем иностранного языка, летом
          во время отпуска у меня была возможность подрабатывать переводчиком.
          Таким образом я познакомилась с программой по поиску погибших
          солдат и созданию мест захоронений. В мою обязанность входило
          сопровождение приехавших из Германии родственников к могилам
          близких им людей. Как правило это были дети, которые хотели узнать
          правду о гибели своих отцов. Программа спонсируется в основном
          близкими погибших на полях сражений и стоит достаточно
          дорого. Они приезжают в Россию с чувством вины, понимая, что их
          родные виноваты в постигших нашу страну бедах во время войны. Другие
          мне не встречались и возможность посетить место захоронения и положить
          цветы к подножию стелы- памятнику воспринимаются этими людьми
          с благодарностью. Во время одного из мероприятий, проводимых в
          Сологубовке, я увидела бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера.
          Он общался с представителями русской делегации и по стечению
          обстоятельств я оказалась совсем рядом.
                Великое душевное облегчение испытывают родные, когда останки
          воина найдены, преданы земле, имя выбито на надгробной стеле. Эти
          события как бы ставят точку в долгом пути поисков и выяснения причин
          гибели. Тогда становится понятным логическое завершение жизненного
          пути. Рядом с кладбищем находится старинная православная церковь,
          в которой в годы войны разместился немецкий госпиталь, а сегодня
          находится немецкий архив. Немецкая нация отличается аккуратностью
          и педантичностью. В этом архиве прибывшие родственники находят
          имена своих родных и информацию о том, где и когда они погибли. Все
          точно и не подлежит сомнению. Архив содержит информацию о всех
          погибших солдатах и офицерах Вермахта, независимо от того, на
          каких фронтах они воевали. Рядом с кладбищем находится вновь
          построенный центр занимающийся хозяйственными вопросами по 
          благоустройству могил и уходу за ними.  Это делают бывшие
          труженики развалившегося в Сологубовке в годы перестройки
          совхоза. Другой работы местное население пока не имеет и получает свою
          зарплату от немецкого стороны. Парадокс? Не всем однако удается
          увидеть место последнего упокоения родного и близкого человека и
        прочитать его имя на надгробной стеле. Информация о месте гибели
        в архиве имеется, а останки могут быть не найдены... Однажды я
        столкнулась с такой ситуацией, когда сопровождала прибывшего из
        Германии гостя. Он знал, где, когда и в каком бою погиб его отец.
        Поисковики с немецкой и русской стороны предоставили данную
        информацию согласно заключенному договору. И вот теперь сын хотел
        установить на предполагаемом месте гибели отца небольшой памятник.
        Сын знал, что его отец погиб молодым в бою на берегу небольшой речки
        в Псковской области рядом с районным центром Опочка.   
              Для того, чтобы добраться до такого забытого богом
        отдаленного уголка, где уже и населения почти не осталось, и дороги
        не всегда проходимые, было нанято такси. Таксист, молодой парень,
        ориентировался на местности, был очень коммуникабельным,
        чем способствовал в большой степени реализации нашего плана.

               Из Петербурга мы добрались до областного центра, каковым является
         город Псков. Здесь как и по всей псковской области во время войны велись
         боевые действия. Дальше была Опочка. Местность практически по всей
         территории Псковщины очень живописная: много сосны, песчаной почвы,
         рек, озер. Благодатный край, из которого  в последние десятилетия по
         не совсем понятным причинам уходит жизнь, почти ушла. Свернув после
         Опочки на проезжую дорогу, мы благодаря хорошей летней погоде нигде
         не застряли и благополучно проехали мимо брошенных домов и скотных
         дворов. Нам повезло: мы встретили живого человека, который указал
         направление нужной речки. Песчаная дорога вела нас в нужную сторону
         и неожиданно увидели справа от дороги жилой дом. Наше удивление
         вызвало то, что дом был большой и современный. В нем явно жили
         достаточно обеспеченные люди. Перед домом бегала и громко лаяла
         большая лохматая собака. За домом дорога заканчивалась и мы не
         знали, что дальше предпринять. Выйдя из машины, мы подошли  к
         калитке дома, не решаясь войти в дом. Вскоре на лай собаки из дома
         вышла моложавая женщина. Она нам помогла и рассказала некоторые
         факты прошедшей войны. Насколько я могла понять, ее предки были
         в определенных положительных отношениях с оккупантами, которые
         проживали в доме. В последнее время старый дом был перестроен и
         принял свой современный вид. Рассказывая о прошлом, известному
         по рассказам родни, хозяйка дома подвела нас к небольшому холмику,
         находящемуся  недалеко от дороги у забора. Там был похоронен молодой
         немецкий летчик. Черные копатели пытались сделать раскопки, но
         хозяева дома не давали это сделать. Почему они берегли могилу убитого
         врага? Наверное, были особые на то причины. Хозяйка просила помочь               
         найти родственников летчика в Германии. Мы обещали сделать все,
         что сможем. Со своей стороны я обратилась в военкомат с изложением
         фактов и просьбы хозяйки дома.
                И тогда она проводила нашего гостя с его женой к берегу реки,
          где по рассказам был большой бой. Мы с шофером ожидали их
          возвращения у машины, потому что гости хотели побыть одни на месте
          гибели отца . Вскоре вернулась сопроводившая их женщина,
          разговорилась с нами и рассказала, что она является предпринимателем.
             Имея бизнес в Опочке, она предпочитает проживать в родовом гнезде.
             Поколения одной семьи проживали на этом месте возможно столетиями.
             Покинуть родную землю женщина не захотела несмотря на то, что в
             округе не осталось других проживающих кроме ее семьи. Из ее
             следующих рассказов мы поняли, что действительно она имеет большую
             информацию о событиях, происходящих здесь, например, вначале 19
             века. Когда наши немецкие гости вернулись, мы вместе с хозяйкой
             дома отправились в соседний сосновый лесок. Она выехала от своего
             участка на внедорожнике, который безо всякого сомнения в таких
             условиях при отсутствии нормального дорожного полотна был просто
             необходим. В сосновом лесу женщина показала нам песчаные валы и
             рассказала о битве русских солдат против войск Наполеона. Много
             бойцов с одной и другой стороны пали в этой битве. Разделить воинов
             двух враждующих армий для отдельного захоронения было некому.
           Прошло некоторое время и местное население соорудило братскую
           могилу, представляющую собой длинные валы, в которых лежат
           погибшие в тех позах, в которых застала их смерть. Памятника павшим
           героям, защищавшим Родину, нет. Как же так и почему каждый раз
           забываются подвиги народа, остаются на долгие годы незахороненными
           их останки? Спасибо народной памяти, которая  помнит события
           далекой войны и тем самым отдает дань уважения их подвигу.
                Мы готовы были уже поблагодарить нашу добровольную помощницу,
           когда она вдруг сказала: «Я могу Вам показать Духову гору». Никакой
           информации об этой местной достопримечательности у нас не было и
           она ввела нас кратко в курс дела. Оказывается в семи километрах от
           Опочки рядом с деревней Кирово находится место, связанное с
           аномальными явлениями. О том, что Духова гора имеет необычные
           свойства и характеристики, я прочитала позже по совету нашей
           сопровождающей в интернете. Уже при Иване Грозном в 16 веке это
           место входило в реестр святых мест на Руси. Согласно поверьям гора
           дает хорошим людям исцеляющую силу и волшебную энергию. Злым,
           плохим людям она дает упадок сил. Столетия Духова горя является
           местом притяжения многочисленных паломников. И в наши дни раз
           в год в Троицу из Опочки к Духовой горе направляется многочисленный
           крестный ход. Верующие со всей округи и те, кто специально приехал
           из отдаленных мест, идут пешком семь километров, чтобы принять
           участие в традиционном молебне в часовне, расположенной на самой
           вершине горы. После молебна остаются страждущие и больные,
           которые хотят вымыть пол в часовне. Это тоже одна из местных
           традиций. Есть вера, что это действие излечивает больных от телесных
           и душевных недугов.
 
             Необычные свойства этого места неоднократно изучались приезжающими
           сюда специалистами, а также любителями всего неразгаданного и
           интересного. Высказанное ими мнение утверждает,что на вершине горы
           существуют в параллельном режиме два энергетических потока: один
           восходящий, а другой нисходящий. Речь идет об инфразвуковом
           излучении, которое воздействует на человека. При резонансном
           состоянии с организмом человека у него возникает неосознанное
           чувство ужаса. Известно, что с этим явлением сталкиваются люди,
           которые попадают в так называемый «Бермудский треугольник».
               С этими данными об особенностях названного места я познакомилась в
           интернете в добавление ко всему тому, что нам рассказала  новая
           знакомая. Она сопроводила нас до указанного места. Мы проехали
           мимо деревни Кирово, где виднелось несколько серых, изъеденных
           дождями крыш. Расстояние, которое мы преодолели минут за пятнадцать,
           было небольшим. Наши машины остановились недалеко от подножия
           довольно крутой горы округлой формы. Духова гора густо поросла
           деревьями и кустарником. На вершине горы виднелся крест на куполе
           небольшой часовни, которая венчает вершину. Мы подошли к кладбищу,
           раскинувшемуся у подножия горы. Памятник советским воинам,
           павшим в боях на этой территории, выделялся среди других своими
           размерами и позолоченной звездой. Было видно, что захоронения
           расположены на разных уровнях горы: у подножия, на среднем уровне
           и на вершине горы. Крутая лестница ведет к вершине и только благодаря
           перилам нам удалось подняться к часовне. На среднем уровне можно
           увидеть площадку и понять, что здесь согласно рассказам был  вал для
           обороны. В советские послевоенные годы земли вокруг Духовой горы
           были распаханы. Тем самым были уничтожены курганы с древними
           славянскими  захоронениями.
                Исследователь местных псковских достопримечательностей Галина
           Гуль знакомит ближе с географическими и историческими данными
           Духовой горы. Гора высотой примерно в четырнадцать метров и длиной
           окружности у основания в пятьсот восемьдесят метров, с крутым в сорок
           пять градусов склоном, была древним городищем. Остатки этого городища,
           которое называлось Литовка и местонахождение которого досталось
           славянам-кривичам от племен балтов.

                Система представлений о человеке и мире, существующая в
           древнерусском государстве, известна под названием «язычество».
           Славянское язычество сформировалось в первом и втором тысячелетии
           до нашей эры. В те времена племена славян начали отделяться от
           племен индоевропейской группы. Они расселились на новых территориях
           и вступили во взаимодействие с другими культурами. Многие образы
           мифологии славянского язычества похожи на германо-скандинавские.
           Бог грозы, бог скота, прообраз матери земли и другие можно найти в
           религиозных языческих образах соседних стран. С изменением места
           обитания славянских племен, с их дальнейшим расселением по обширной   
           территории, поросшей густыми лесами и покрытой болотами, появлялись
           большие различия между религиями восточных и западных славян.
           Особенно ощутимыми стали эти различия к шестому-седьмому векам
           нашей эры. Позже началось формирование централизованного
           древнерусского государства и сближение с Византией, а также с другими
           государствами. Под их влиянием было положено начало отхода от
           язычества в Древней Руси. После Крещения Руси в десятом веке, тем
           не менее, большая часть славянских племен, населяющих древнюю
           Русь, исповедовала язычество. Русские люди испытывают и сегодня
           определенное влияние язычества на культуру, традиции и уклад жизни.
 
                Итак, наша небольшая группа, состоящая из двух немецких гостей,
           хозяйки большого дома, таксиста и меня , остановилась перед мемориалом
           советским воинам. Этот памятник-мемориал был воздвигнут в память о
           местных жителях, погибших или пропавших без вести на фронтах
           прошедшей войны. Вокруг мемориала находятся многочисленные
           захоронения останков солдат и офицеров советской армии, погибших
           во время Великой Отечественной войны. Их останки были найдены
           поисковыми отрядами на территории Опочецкого района. Мемориал
           и захоронения солдат содержатся в образцовом порядке и этот факт
           принес определенное чувство облегчения в русские души, которые
           тоже входили в нашу немецко-русскую группу. После увиденных
           разоренных русских деревень — это было для нас утешением. Отдав
           дань памяти погибшим минутой молчания, мы стали подниматься в
           гору. Вскоре за деревьями показалась лестница с перилами. Без нее
           наше восхождение могло бы быть весьма проблематичным. Пройдя
           десять метров, мы сделали основательную остановку. До вершины
           оставалось немного более четырех метров. В этом месте просматривался
           небольшой ров в виде углубления. Очевидно это были остатки
           оборонительных укреплений. Мы услышали за спиной небольшой шум.
           К нам приближалась женщина в возрасте за пятьдесят, повязанная низко
           надвинутым на глаза платке и в черном длинном одеянии. Это оказалась
           смотрительница часовни, которая добровольно взяла на себя эту миссию
           и при появлении неожиданных гостей всегда их сопровождала на
           вершину горы. Дом ее стоял крайним у дороги, ведущей к данной местной
           достопримечательности. Это обстоятельство позволяло смотрительнице
           быть в курсе всех происходящих в окрестности событий. Остановившись
           рядом с нами и поприветствовав нас, она дополнила наши знания об этом
           святом месте новой информацией.

                Мы узнали, что Духова гора была для славян-язычников сакральным
          местом. До принятия ими христианства на вершине горы стояла статуя
          Перуна, главного их божества. После Крещения Руси идола повергли.
          С того времени на вершине горы стоял большой крест, сделанный из
          статуи божества. Согласно легендам крест простоял столетия и только
          с приходом эпохи Ивана Грозного ушел под землю. Позже на этом
          месте была построена часовня, которая просуществовала достаточно
          долго. С приходом атеистических веяний, изменением жизни и
          мировоззрения в стране, интерес к святому месту угас, поток паломников
          почти иссяк. В это время часовня подверглась поруганию: старинные
          иконы были украдены, а сама часовня была позже сожжена.  Слова «ничего
          святого» появились, наверное, в то безбожное время, когда умирала
         старая и нарождалась новая идеология. Со временем все меняется и что-то
         уходит безвозвратно, а что-то возвращается назад и часто имеет удвоенную
          силу влияния на обстоятельства и человека.

             С приходом перестройки очень многое у нас изменилось . Не только
         значительно уменьшились размеры страны, изменились взаимоотношения
         людей, но и произошел резкий поворот от атеизма в сторону восстановления
         и укрепления православия в России. Заново начали восстанавливаться
         и обустраиваться православные святыни. Государство вернуло церкви
         реквизированные ранее земли и уцелевшие здания. На возведение более
         значимых уничтоженных святынь были даже выделены государственные
         субсидии. В стране появились меценаты, готовые тратить деньги на
         церковные нужды и замаливать грехи «лихих девяностых». Часовня
         на вершине Духовой горы была тоже отстроена в эти пост перестроечные
         годы на деньги, собранные народом. Жители окрестных сел принесли
         в часовню свои семейные иконы и стали следить за порядком. На двери
          часовни нет замка, у порога стоит ведро с тряпкой. Традиция мыть пол
         прихожанами имеет свою историю. С давних пор больные и немощные
         паломники выполняют эту работу в надежде обрести телесное и душевное
         здоровье. С этой целью приезжают они в этот удаленный уголок псковской
         области из разных концов страны.
               Вслед за смотрительницей часовни мы поднимаемся все выше и выше.
             Чувство возвышенного полета, радости бытия, небывалой легкости
         охватывало меня все сильнее и сильнее по мере приближения к самой
        вершине горы. Никогда в жизни я не испытывала такого подъема душевных
        сил. Повторения, полученных на Духовой горе впечатлений, в моей жизни
        больше не было. По возвращении из поездки, я перечитывала данные о
        загадочном сакральном месте в интернете, интересовалась различными
        аномальными явлениями и стремилась найти возможность еще раз
        посетить это загадочное место. Обстоятельства моей личной жизни  пока
        не предоставили мне такой возможности. Желание реализовать это
        стремление во мне до сих пор не иссякло и я хотела бы отправиться на
        Духову гору в качестве паломницы в компании какой-нибудь близкой
        мне подруги. Я знаю, что часовня на вершине Святого места принадлежит
        сегодня церковному приходу города Опочка. Я знаю также, что раз в год
        можно пройти с Крестным Ходом на Троицу к Духовой горе. Время от
        времени я изучаю расписание автобусов, идущих из Петербурга в Опочку,
        а также работу единственной гостиницы, существующей в городе. Может
         быть я реализую когда- нибудь мой план и побываю еще раз в этом
         необычном и удивительном месте, где оказалась при столь необычных
         обстоятельствах.
                Ну а в тот единственный раз, когда мы с нашей группой побывали
         на вершине горы, посетили часовню и, как положено, поставили свечи
         за здравие и за упокой родных и близких,,  оставили деньги на содержание
         Святого места, тогда я впервые соприкоснулась близко одновременно и
         с христианством, и с язычеством.


Рецензии